ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3804/17 от 08.06.2017 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

15 июня 2017 года

                     Дело № А75-3804/2017

Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2017 г.

Решение изготовлено в полном объёме 15 июня 2017 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Суриковой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Тюменской области (ИНН <***>, место нахождения: 625035, <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании решения,

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская городская поликлиника»,

при участии представителя антимонопольного органа по доверенности от 25.11.2016 ФИО1,

установил:

в арбитражный суд поступило заявление ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала
ПАО СК «Росгосстрах» в Тюменской области (далее - заявитель, ПАО СК "Росгосстрах", страховая компания) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - УФАС, антимонопольный орган, Управление) об оспаривании решения от 12.01.2017 № 03/КА-135.

  Заявленные требования мотивированы тем, что заказчик не указал всех необходимых составляющих для определения страховой премии в документации о закупке, что является нарушением части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ). Как полагает заявитель, установление страховой премии в размере, не соответствующем требованиям Указания Банка России от 19.09.2014  № 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов. требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств" (далее - Указание № 3384-У), не допускается, следовательно, цена государственного или муниципального контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями Указания № 3384-У, не может изменяться в ходе размещения государственного или муниципального заказа на услуги ОСАГО.

  Возражая против удовлетворения заявленных требований, антимонопольный орган указал, что согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также их порядка применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Указанные размеры установлены в Указании № 3384-У, из которого следует, что для страховщиков фактически установлен тарифный коридор в части базовых ставок страховых тарифов - от минимального до максимального значения, в пределах которого страховщик вправе выбрать базовую ставку страхового тарифа. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании полностью поддержал доводы  отзыва (том 1 л.д.69-73).

Третье лицо явку представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, представило отзыв, в удовлетворении требований просит отказать (том 1 л.д.170-171).

Выслушав мнение представителя антимонопольного органа, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

12.12.2016 на официальном сайте в единой информационной системе  опубликовано извещение № 0387200026216000098 о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно протоколу подведения итогов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 19.12.2016, победителем аукциона было признано страховое публичное акционерное общество "РЕСО-Гарантия".

Заявитель, не согласившись с результатами запроса котировок, обратился с жалобой в антимонопольный орган. Жалоба мотивирована тем, что заказчиком были нарушены требования части 7 статьи 78 и части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

По результатам проверки доводов заявителя, антимонопольным органом принято оспариваемое решение, согласно которому, жалоба на действия единой комиссии заказчика - бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская городская поликлиника», признана необоснованной.

Страховая компания не согласившись с принятым решением, обратилась в арбитражный суд.

Оценив в совокупности представленные доказательства, изучив доводы сторон, арбитражный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются с 01.01.2014 Законом № 44-ФЗ, которым, в том числе установлен порядок заключения государственных контрактов и муниципальных контрактов.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона № 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Частью 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ определен перечень информации, которая должна содержаться в извещении о проведении запроса котировок.

Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. Таким образом, одним из основных критериев при определении победителя в запросе котировок является предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Законом об ОСАГО.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона  № 40-ФЗ Указанием №  3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов (пункт 1 статьи 9 Закона об ОСАГО). Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (пункт 2 статьи 9 Закона об ОСАГО). Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками; последние не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (часть 6 статьи 9 Закона об ОСАГО).

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739. Названным постановлением определены базовые страховые тарифы (БТ), а также коэффициенты страховых тарифов: в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ), в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО), в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B") (КМ), в зависимости от периода использования транспортного средства (КС), в зависимости от срока страхования (КП). Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определявшаяся в порядке, утвержденном ранее действовавшим Постановлением № 739, являлась фиксированной. Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям Постановления № 739, являлось нарушением законодательства Российской Федерации о страховании. Таким образом, цена государственного или муниципального контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями Постановления № 739, не могла изменяться в ходе размещения государственного или муниципального заказа на услуги ОСАГО.

Вместе с тем, после вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Банку России переданы функции, в том числе по регулированию страховых тарифов по обязательному страхованию. Такое регулирование осуществляется посредством установления в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (пункт 1 статья 8 Закона об ОСАГО).

Указанные размеры установлены в Указании № 3384-У, которые вступили в силу 11.10.2014, из содержания которых следует, что для страховщиков фактически установлен тарифный коридор в части базовых ставок страховых тарифов - от минимального до максимального значения, в пределах которого страховщик вправе выбрать базовую ставку страхового тарифа. Таким образом, в настоящее время страховщики, осуществляющие ОСАГО, могут устанавливать тарифы в рамках их минимальных и максимальных значений, что позволяет государственным заказчикам использовать такие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как аукцион в электронной форме.

В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона № 44-ФЗ котировочная комиссия в отношении предложения о цене контракта вправе проверять заявку на участие в запросе котировок только на предмет его превышения начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной извещением о проведении запроса котировок.

Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта в размере           246 823.35 рублей. Предложение о цене контракта СПАО "РЕСО-Гарантия" составило 193650 руб. Единой комиссией заказчика установлено, что предложение о цене контракта СПАО "РЕСО-Гарантия" не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Кроме того, абзацем вторым пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что котировочная комиссия не наделена полномочием по рассмотрению вопросов обоснованности и достоверности ценовых предложений участников запроса котировок. Иное являлось бы нарушением Закона № 44-ФЗ, привело бы к необоснованному отклонению заявок участников закупки, нарушению их прав и препятствованию в осуществлении предпринимательской деятельности.

Суд критически относится к  доводам заявителя о том, что расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Как полагает антимонопольный орган, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 закона № 40-ФЗ, Российским союзом автостраховщиков создана автоматизированная информационная система (далее - АИС РСА), содержащая, в том числе, информацию о договорах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) и о страховых случаях, произошедших в период действия указанных договоров.

Действительно, нормативные правовые акты об ОСАГО (части 1 и 2 статьи 8, статья 9, часть 10.1 статьи 15  Закона об ОСАГО, пункта 2 приложения 2 к Указанию Банка России № 3884-У), предоставляют страховщику при заключении договора ОСАГО, в том числе - при расчете страховой премии ОСАГО, наряду с информацией, предоставленной заказчиком (страхователем), право и возможность использования информации данных базы АИС РСА. Вместе с тем, ситуация, когда страховщиком при заключении договора страхования выявлены противоречия в представленных заказчиком данных и в данных, содержащихся в АИС РСА, императивно урегулирована в пункте 1.8 Правил ОСАГО (Приложение1 к Положению ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014). Следовательно, при наличии противоречий в сведениях о КБМ, представленных заказчиком, и сведений, содержащихся в базах данных АИС РСА, применению при заключении договоров страхования подлежат именно сведения, предоставленные заказчиком.

Как следует из материалов дела, заказчик установил порядок формирования цены контракта в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                    А.Н. Дроздов