ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3859/16 от 06.06.2016 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

14 июня 2016 года

Дело № А75-3859/2016

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме 14 июня 2016  г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Суриковой А.С., рассмотрев судебном заседании исковое заявление акционерного общества «Транснефть-Сибирь» (ИНН 7201000726, место нахождения: 628600, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, 83) к администрации Нижневартовского района о взыскании неосновательного обогащения по договору аренды земельного участка в размере 470 515 рублей 45 копеек,

при участии:

от истца: Дрёмова С.В. по доверенности от 15.12.2015,

от заинтересованного лица: не явились,

у с т а н о в и л:

в арбитражный суд поступило исковое заявление акционерного общества «Транснефть-Сибирь» (далее – истец, общество) к администрации Нижневартовского района (далее – администрация, заинтересованное лицо) о взыскании 470 515 рублей 45 копеек, в том числе, 428 065 рублей 50 копеек неосновательного обогащения по договору аренды земельного участка от 06.11.2009 № 2652 и 42 449 рублей 95 копеек процентов за период с 01.03.2015 по 30.03.2016.

В предварительном заседании, состоявшемся 16.05.2016, представитель истца уточнила исковые требования в части размера процентов, которые приняты судом к рассмотрению. С учетом уточнений, размер процентов, подлежащий к взысканию, составляет 25 309 рублей 01 копейку.

  В судебном заседании истец вновь уточнил исковые требования в части процентов. Размер процентов, подлежащий взысканию по данным истца, составил 27 219 рублей 47 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Судом на основании указанных положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаются к рассмотрению уточненные исковые требования.

Заявленные требования мотивированы тем, что арендная плата является регулируемой ценой, а потому её размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, при этом, размер арендной платы на земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий не может быть выше ставок, установленных Правительством Российской Федерации № 582 от 16.07.2009, следовательно, переплата без надлежащего правового основания по договору за период использования земельного участка  в размере 428 065 рублей 50 копеек является неосновательным обогащением.

Администрацией представлен отзыв, согласно которому договоры аренды исполняются сторонами надлежащим образом, и в настоящее время объективно отсутствуют материально-правовые основания для взыскания с администрации неосновательного обогащения и начисленных на их суммы  процентов за пользование чужими денежными средствами. По мнению администрации, истец, в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства о применимости статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) не привел, т.е. не доказал представление земельных участков администрацией по договору под строительство и реконструкцию линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка № 2652 от 06.11.2009. Срок аренды установлен на 20 лет с 22.10.2009 по 22.10.2029 (том 1 л.д.14-20).

Данный договор аренды прошел государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Участок, переданный по вышеназванному договору, предназначен для эксплуатации участка нефтепровода «Самотлор-Нижневартовск»39,6 - 47,5 км, нефтепровод Самотлор-Нижневартовск, резервная нитка (4-17 км.) и объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта объектов трубопроводного транспорта и относится к категории «земли промышленности».

В соответствии с договором размер арендной платы администрацией  определен по следующей формуле: Ап = Аб х Sх Кпр, где:

Ап - годовой размер арендной платы за земельный участок, в рублях;

Аб - базовый размер арендной платы, определенный в соответствии с таблицами 1 - 7, в рублях за 1 гектар;

S- площадь земельного участка, в гектарах;

Кпр - коэффициент приоритета, устанавливается равным 0,8. К договору не применяется.

Впоследствии, истец обратился к администрации с заявлением № ТСИБ-06- 0601380-32/4000 от 20.11.2015 о перерасчёте арендной платы с 1 марта 2015 года, в связи изменениями в Земельном кодексе Российской Федерации, принятыми Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» (т.1 л.д.37).

В обоснование своего требования истец указал, что в силу Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере хозяйствования субъектов естественных монополий, действующим в топливно-энергетическом комплексе, относится транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Согласно представленному требованию истец сообщил администрации, что в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 24.03.2000 № 15/6 истец включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 72.3.1 (открытое акционерное общество «Сибнефтепровод»).

В соответствии с приказом Федеральной тарифной службы России за № 112-э от 2 февраля 2015 года «О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» в указанный реестр было внесено изменение: организацию под регистрационным № 72.3.1 именовать акционерное общество «Транснефть - С ибирь» вместо открытое акционерное общество «Сибнефтепровод».

Истец указал, что его магистральные нефтепроводы являются объектами федерального значения и отображены на схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации за       № 81 б-р от 6 мая 2015 года.

В материалах по обоснованию схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (раздел - трубопроводный транспорт), (часть 6: Действующие и строящиеся объекты трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в субъектах Российской Федерации, подраздел Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), нефтепровод «Самотлор - Нижневартовск» отнесён к действующим объектам магистральных нефтепроводов.

Следовательно, арендная плата по договору должна рассчитываться из ставки арендной платы в 0,25 рублей за квадратный метр, установленной приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011 № 9 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов».

В связи с этим, уполномоченная администрацией организация - Муниципальное бюджетное учреждение Нижневартовского района «Управление имущественными и земельными ресурсами» произвело перерасчёт арендной платы с 11 декабря 2015 года, то есть от даты поступления требования о перерасчёте.

Не согласившись с действиями администрации, истец 27.01.2016 направил претензию № ТСИБ-0601020-15/3415 о возврате неосновательного обогащения по договору и оплате процентов за пользование чужими денежными средствами, оставленную без ответа (т.1 л.д.41-44).

В связи с отказом в возврате неосновательного обогащения, истец  обратился в арбитражный суд с настоящим иском в суд.

Как полагает истец, расчет арендной платы должен быть рассчитан по формуле:                 Ап = Аб х S, Ал - общий годовой размер арендной платы, составляет 532 597,26 руб.:

годовой размер арендной платы для участка нефтепровода 57097,70 руб. = 40212,48 (базовый размер арендной платы, определенный в соответствии с таблицами 1-7 руб./га) х 1,4199 (площадь, га);

годовой размер арендной платы для объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта объектов трубопроводного транспорта 499,56 руб. = 64443,06 (базовый размер арендной платы, определенный в соответствии с таблицами 1 - 7 руб./га) х 7,3786 (площадь, га).

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 4 статьи 39.7 ЗК РФ, согласно которым, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

 В подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ указаны, в том числе линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий. Указанные изменения вступили в силу с 01.03.2015 года.

  Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» определен размер арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных для размещения объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 5 Правил).

Ставка арендной платы установлена Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.01.2011 № 9 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов» и составляет 0,25 рублей за квадратный метр.

В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам хозяйствования субъектов естественных монополий, действующим в топливно-энергетическом комплексе, также отнесены транспортировка и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

  АО «Транснефть-Сибирь» входит в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, на основании Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 24.03.2000 № 15/6 под регистрационным  номером 72.3.1 ОАО «Сибнефтепровод».

Согласно приказу ЕСТ РФ от 02.02.2015 № 112-э «О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, внесено изменение: Организацию под регистрационным номером 72.3.1 именовать АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТРАНСНЕФТЬ - СИБИРЬ" вместо «открытое мерное общество "Сибнефтепровод"».

Магистральные нефтепроводы акционерного общества «Транснефть - Сибирь» являются объектами федерального значения и отображены на схеме территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2015 г. № 816-р.

В соответствии со статьями 22, 65 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, подлежит нормативному регулированию. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные  ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды. Данного вывода придерживается и сложившаяся судебная практика (Определение Верховного суда РФ от 8 июля 2015 г. № 306-ЭС15-7479).

Как установлено материалами дела, перерасчет арендной платы произведен администрацией лишь с даты поступления соответствующего заявления, т.е. с 11.12.2015.

В силу статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, условия договора аренды земельного участка, заключённого до вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ, сохраняют свою силу, если иное не предусмотрено данным договором.

Вместе с тем, следует учитывать, что в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» указано, что арендодатель по договору, к которомуподлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать её внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этомдополнительного изменения договора аренды не требуется.

Договор аренды заключён после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, соответственно арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011№ 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды»). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды  не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.

Поскольку в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, к спорным правоотношениям применяются положения пункта 4 статьи 39.7. ЗК РФ.

Таким образом, как обоснованно указал истец,годовой размер арендной платы за предоставленный по вышеназванному договору земельный участок при расчете с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 года должен составлять 21 996 рублей 25 копеек. Размер арендной платы за использование земельного участка с 01.01.2015 по 28.02.2015, оплаченный в соответствии с действовавшими до 01.03.2015 нормативными актами, составляет 86 091 рубль 06 копеек. Размер арендной платы за использование земельного участка с 01.03.2015 по 31.12.2015 должен доставлять             18 440 рублей 69 копеек.

Суд соглашается со ссылкой истца на возможность применения правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 12404/09 по делу № А58-2302/2008, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 305-ЭС14-2862 по делу № А41-31746/13, согласно которой ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом  стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.

АО «Транснефть - Сибирь» оплачена сумма арендной платы за 2015 год в размере               532 597 рублей 25 копеек, что подтверждается платежными поручениями № 1471 от 6.04.2015, № 2834 от 06.07.2015, № 4475 от 05.10.2015, № 5434 от 07.12.2015.

Таким образом, АО «Транснефть - Сибирь» осуществлена переплата суммы арендной платы за период с 01.03.2015 по 31.12.2015 года в размере 428 065 рублей       50 копеек.

Учитывая, что арендная плата является регулируемой ценой, а потому ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, при этом размер арендной платы на земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий не может быть выше ставок, установленных Правительством РФ № 82 от 16.07.2009,переплата без надлежащего правового основания по договору за период использования земельного участка в размере 428 065 рублей         50 копеек является неосновательным обогащением.

В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, размер арендной платы по указанному договору до 01.03.2015 определялся в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.02.2003 № 29-п.

С 01.01.2007 базовые размеры арендной платы применяются с коэффициентом 1.1 на основании решения Думы Нижневартовского района от 18.10.2006 № 80. После внесения изменений в ЗК РФ, размер арендной платы должен быть пересчитан.

Из содержания искового заявления следует, что в период с  01.03.2015 ответчик неосновательно сберег денежные средства в размере 428 065 рублей 50 копеек.

Учитывая в совокупности изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание фактическое признание обоснованности требований истца ответчиком, выразившееся в проведении перерасчета с момента обращения с заявлением о перерасчете, требование истца о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению.

Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2015 по 06.06.2016  в общей сумме 27 219 рублей 47 копеек.

В силу пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Как следует из материалов дела, администрация знала о неосновательности сбережения денежных средств,  следовательно, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2015 по 06.06.2016  является обоснованным.

Согласно части 1 статьи 395 Гражданского кодекса, в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42 ФЗ (в редакции, действующей после 01.06.2015 и на момент рассмотрения спора), размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ положения Гражданского кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное
не предусмотрено настоящей статьей.

Принимая во внимание, что проценты начисляются за каждый день просрочки обязательства, а обязательство по оплате самих процентов при их начислении по день фактической оплаты долга возникнет только после истечения дня, когда не была произведена оплата, и это уже произойдет в момент действия новой редакции статьи 395, так как до 31.05.2015 долг не погашен, соответственно к правоотношениям по оплате процентов после 31.05.2015 подлежит применению новая редакция статьи 395 Гражданского кодекса.

При исследовании материалов дела судом установлено, что истцом представлен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами с учетом изменения диспозиции статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.06.2015.

Заявленный размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2015 по 06.06.2016 в общей сумме 27 219 рублей 47 копеек подлежит взысканию.

Статьёй 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170,176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 

Р Е Ш И Л:

исковое заявление акционерного общества «Транснефть-Сибирь» удовлетворить.

Взыскать с администрации Нижневартовского района неосновательное обогащение в размере 428 065 рублей 50 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2015 по 06.06.2016 в размере 27 219 рублей 47 копеек, судебные расходы в размере 12 106 рублей, а всего 467 390 рублей 97 копеек.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре возвратить акционерному обществу «Транснефть-Сибирь» государственную пошлину в размере 304 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.03.2016 № 1380.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                                Дроздов А.Н.