ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3881/16 от 06.09.2016 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

13 сентября 2016 г.

Дело № А75-3881/2016

Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2016 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Козицкой И.А., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Прилюбченко В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжение»
 (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628609,
 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к открытому акционерному обществу «Управляющая компания №1» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о разрешении разногласий по договору горячего водоснабжения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (место нахождения: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>); Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>); Департамент жилищно-коммунального комплекса
 и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, место нахождения: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>), при участии представителей сторон:

от истца – ФИО1 по доверенности № 100 от 13.04.2016,

в отсутствие явки иных, участвующих в деле лиц,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжение» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
 с иском к открытому акционерному обществу «Управляющая компания №1»
 (далее – ответчик) об урегулировании разногласий между сторонами по договору
 на горячее водоснабжение № 1210 от 01.01.2016, обязать ответчика заключить договор на следующих условиях: п. 8 «Оплата по договору производится исполнителем
 по двухкомпонентному тарифу на горячую воду, установленному Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

- на момент заключения договора, в жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, тарифы составляют:

с 01.01.2016 по 30.06.2016

с 01.07.2016 по 31.12.2016

Компонент на холодную воду

34,01 руб./м3 (с НДС)

36,39 руб./м3

Компонент на тепловую энергию

1435,22 руб./Гкал (с НДС)

1478,02 руб/Гкал (с НДС)

- в жилых домах без общедомовых приборов учета оплата осуществляется по одноставочному тарифу на горячую воду, установленному на момент заключения договора в размере:

с 01.01.2016 по 30.06.2016

с 01.07.2016 по 31.12.2016

Тариф на горячую воду

124,86 руб./м3 (с НДС)

129,95 руб./м3

Об изменениях тарифа исполнитель извещается путем публикации в газете «Варта»,
 на сайте Энергоснабжающей организации: mupts@mupts.ru, или в других средствах массовой информации.».

Определением суда от 12.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица,
 не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Определением суда от 21.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц,
 не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент жилищно-коммунального комплекса
 и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Определением суда от 18.07.2016 судебное заседание отложено на  06 сентября 2016 г. в 14 часов 30 минут.

Ответчик, третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены.

Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело по существу по имеющимся в деле доказательствам
 в отсутствие надлежаще извещенных представителей ответчика и третьих лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, изучив доводы отзывов лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, истец 10 декабря 2015 года направил в адрес ответчика договор горячего водоснабжения № 1210 от 01.01.2016 (далее – договор) (том 1, л.д. 11 – 15).

Не согласившись с предложенной редакцией договора, ответчик направил в адрес истца протокол разногласий к указанному договору (том 1, л.д. 50 – 52)

Истец направил ответчику протокол урегулирования разногласий к договору
 (том 1, л.д. 55, 56). Однако, не согласившись с пунктом 8 договора, ответчик вернул протокол урегулирования разногласий к договору с формулировкой: «считать данный договор незаключенным».

В связи с недостижением согласия относительно спорных условий договора истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик требования истца не признал, представил 18.05.2016 в материалы дела возражение на исковое заявление (том 1, л.д. 94 – 95), просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

По мнению ответчика управляющие компании при расчете платы
 за коммунальные ресурсы с собственниками и пользователями помещений
 в многоквартирных домах и жилых домах руководствуются постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах». Указанным постановлением предусмотрен порядок расчета платы за горячую воду с применением двухкомпонентного тарифа, при этом необходимо утверждение расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Ответчик отмечает, что в Югре по состоянию на 05.05.2016 данные нормативы не утверждены.

Ответчик полагает, что отсутствие указанных нормативов препятствует возможности применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Третье лицо Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представила в суд отзыв на исковое заявление (том 1, л.д. 87 – 90),
 в котором сообщила, что согласно информационному письму Федеральной службы
 по тарифам по вопросу регулирования тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) от 18.11.2014 № C3-12713/5 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе принять решение об установлении тарифов
 на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения)
 в расчете на 1 м3. При этом, при расчете тарифов на горячую воду в расчете на 1 мЗ возможно руководствоваться Методическими указаниями по расчету тарифов
 и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47.

Третье лицо Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пояснила, что в соответствии с предоставленными полномочиями РСТ Югры был принят приказ от 10.12.2015 № 195-нп «Об установлении тарифов
 на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение», установивший тарифы на горячее водоснабжение для истца в следующих размерах:

на период с 01.01.2016 по 30.06.2016:

тариф на горячую воду -105,81 руб./куб. без учета НДС;

двухкомпонентный тариф на горячую воду, в том числе: компонент на холодную воду - 28,82 руб./куб. м без учета НДС и компонент на тепловую энергию -
 1216,29 руб./ Гкал без учета НДС,

на период 01.07.2016 по 31.12.2016:

тариф на горячую воду - 110,13 руб./куб. без учета НДС;

двухкомпонентный тариф на горячую воду, в том числе: компонент на холодную воду - 30,84 руб./куб. м без учета НДС и компонент на тепловую энергию -
 1252,56 руб./ Гкал без учета НДС.

По мнению Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при наличии соответствующих средств измерений (приборов учета), позволяющих определить объемы потребленной воды и тепловой энергии в составе горячей воды, отпущенной ресурсоснабжающей организацией управляющей компании, применение двухкомпонентного тарифа на горячую воду не противоречит нормам действующего законодательства.

Вместе с тем, управляющие компании при расчете платы за коммунальные ресурсы с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах
 и жилых домах руководствуются постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Указанным постановлением предусмотрен порядок расчета платы за горячую воду с применением двухкомпонентного тарифа, при этом необходимо утверждение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставлена коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Также Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщила, что в Югре но состоянию на 05.05.2016 данные нормативы не утверждены.

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры полагает, что отсутствие указанных нормативов препятствует возможности применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду при расчете
 с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, и приводит к необходимости утверждения тарифов на горячую воду в виде ценовой ставки за единицу ресурса.

Ответчик 01.07.2016 представил в материалы дела дополнение к отзыву (том 2, л.д. 25 – 28), в котором сообщил, что в настоящее время в городе Нижневартовске, как и во всем Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, дифференцированные нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды не утверждены.
 Также ответчик отметил, что об этом указывает и Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отзыве на исковое заявление.

По мнению ответчика без установления дифференцированных нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжении потребителям, невозможны расчеты за горячую воду по двухкомпонентном тарифу. В городе Нижневартовске многоквартирные дома имеют различные конструктивные особенности (с полотенцесушителями, без полотенцесушителей и т.д.).

Ответчик настаивает, что пользоваться усредненным нормативом противозаконно, потому как в формуле для расчета нормативов должен использоваться коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения.

Ответчик считает, что некорректным будет применение единого норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в отопительный период) для потребителей, в квартирах которых полотенцесушители запитаны от системы отопления, так как потери в таких домах будут значительно ниже, чем
 в многоквартирных домах с полотенцесушителями, запитанными от системы горячего водоснабжения, так как горячая вода в трубопроводах циркулирует постоянно
 и оборудование является, в том числе, источником обогрева ванных комнат.

Ответчик полагает, что необходимы утвержденные нормативы для разных групп домов в зависимости от конструктивных особенностей, а отсутствие нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению препятствует возможности применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду при расчете
 с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах в городе Нижневартовске.

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представил в суд отзыв на исковое заявление (том 2, л.д. 50 – 52), в котором сообщил, что пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.

Также Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пояснил, что  для приведения нормативно-правовых актов, регламентирующих установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с действующими нормами законодательством, Департаментом заключен государственный контракт со специализированной организацией, в рамках исполнения которого, проводится работа по сбору и анализу информации для дальнейших расчетов нормативов потребления коммунальных услуг
 в соответствии с Правилами № 306.

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщил, что в целях недопущения нарушений в решении вопросов местного значения на территории муниципальных образований автономного округа и обеспечения социальной стабильности среди населения, органам местного самоуправления автономного округа было рекомендовано сохранить нормативы потребления коммунальных услуг тепловой энергии на подогрев холодной воды в целях горячего водоснабжения, действующие на территории муниципальных образований автономного округа.

В отзыве Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сказано, что в случае отсутствия утвержденного норматива потребления коммунальных услуг тепловой энергии
 на подогрев холодной воды в целях организации горячего водоснабжения
 на территории муниципального образования, и в целях определения объема (количества) тепловой энергии, используемого при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (подогреве воды) для расчета размера платы
 за коммунальную услугу по горячему водоснабжению предоставленную потребителю, рекомендовано руководствоваться положениями пункта 58 Методических указаний
 по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Минрегионразвития Российской Федерации
 от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов
 и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представила в суд отзыв на исковое заявление (том 2, л.д. 58, 59),
 в котором просила суд при рассмотрении и оценке доводов истца принять во внимание следующее.

Согласно положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета,
 а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В свою очередь, такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления
 и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015
 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги
 по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщила, что на момент рассмотрения данные нормативы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре не утверждены. Департаментом ЖКК
 и энергетики ХМАО - Югры начата работа по сбору и анализу информации для дальнейших расчетов таких нормативов.

По мнению Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры спорная ситуация между истцом и ответчиком возникла
 в связи с отсутствием действующего нормативно-правового акта по утверждению рассматриваемых нормативов.

Исходя из сложившейся ситуации, Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры полагает, что до принятия новых нормативов при расчетах следует использовать ранее утвержденные и используемые нормативы.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение
 к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определены положения о заключении договора в обязательном порядке.

В силу части 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации
 в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо
 об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим
 ее потребления.

Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации
 к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью
 и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ
 «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам
 с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка
 и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Абонентом является физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
 и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения
 и водоотведения; гарантирующей организацией - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В силу части 4, пункта 1 части 5 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011
 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ
 «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента
 на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения
 и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента
 на тепловую энергию. При этом значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду, значение компонента на тепловую энергию рассчитывается исходя из тарифа на тепловую энергию (пункты 90, 92 Основ ценообразования).

Пунктами 21 - 23 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83», предусмотрено, что оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования. Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени. При этом оплата абонентами полученной горячей воды осуществляется в отношении фактически потребленных за расчетный период воды и тепловой энергии в составе горячей воды в установленные сроки на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение.

Согласно части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии
 в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 137-п от 14.04.2012 «О Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее - РСТ Югры), РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

В соответствии с нормами, установленными частью 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Положением о РСТ Югры в компетенцию РСТ Югры входит регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Государственное регулирование тарифов на горячую воду для организаций, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг
 по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения в закрытых системах на 2016 год осуществлялось РСТ Югры
 в соответствии с:

- Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении
 и водоотведении»;

- Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения
 и водоотведении»;

- Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом ФСТ России or 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Согласно пункту 109 Методических указаний органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента
 на тепловую энергию.

При этом, значение компонента:

1) на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на питьевую воду (пункт 111 Методических рекомендаций).

2) на тепловую энергию определяется исходя из тарифа на тепловую энергию (пункт 113 Методических указаний).

Согласно информационному письму Федеральной службы по тарифам по вопросу регулирования тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) от 18.11.2014 № C3-12713/5 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе принять решение об установлении тарифов на горячую воду
 в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) в расчете на 1 мЗ. При этом, при расчете тарифов на горячую воду в расчете на 1 м3 возможно руководствоваться Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47
 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

В соответствии с предоставленными полномочиями РСТ Югры был принят приказ от 10.12.2015 № 195-нп «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение», установивший тарифы на горячее водоснабжение для истца
 в следующих размерах:

на период с 01.01.2016 по 30.06.2016:

тариф на горячую воду -105,81 руб./куб. без учета НДС;

двухкомпонентный тариф на горячую воду, в том числе: компонент на холодную воду - 28,82 руб./куб. м без учета НДС и компонент на тепловую энергию -
 1216,29 руб./ Гкал без учета НДС,

на период 01.07.2016 по 31.12.2016:

тариф на горячую воду - 110,13 руб./куб. без учета НДС;

двухкомпонентный тариф на горячую воду, в том числе: компонент на холодную воду - 30,84 руб./куб. м без учета НДС и компонент на тепловую энергию -
 1252,56 руб./ Гкал без учета НДС.

Из разъяснений, изложенных в отзыве Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (том 4 л. 2-3) следует, что управляющие компании при расчете платы за коммунальные ресурсы с собственниками
 и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах руководствуются постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Указанным постановлением предусмотрен порядок расчета платы за горячую воду с применением двухкомпонентного тарифа, при этом необходимо утверждение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставлена коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В Югре по состоянию
 на 05.05.2016 данные нормативы не утверждены.

По доводам Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отсутствие указанных нормативов препятствует возможности применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду при расчете
 с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, и приводит к необходимости утверждения тарифов на горячую воду в виде ценовой ставки за единицу ресурса.

Из отзыва Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (том 2, л.д. 50 – 52) следует,
 что пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015
 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги
 по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.

Также Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отзыве сообщил, что в целях недопущения нарушений в решении вопросов местного значения на территории муниципальных образований автономного округа и обеспечения социальной стабильности среди населения, органам местного самоуправления автономного округа было рекомендовано сохранить нормативы потребления коммунальных услуг тепловой энергии на подогрев холодной воды в целях горячего водоснабжения, действующие на территории муниципальных образований автономного округа.

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также сообщила, что данные нормативы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре не утверждены. Департаментом ЖКК и энергетики ХМАО - Югры начата работа по сбору и анализу информации для дальнейших расчетов таких нормативов.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований
 и возражений.

В соответствие со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность
 и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, требования истца судом оставлены без удовлетворения.

Статьёй 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела
 по существу.

Учитывая отказ в удовлетворении исковых требований, на основании статей 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отнес расходы по уплате государственной пошлины на истца.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

РЕШИЛ:

исковые требования муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжение» оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.А. Козицкая