ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3931/15 от 02.06.2015 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

02 июня 2015 г.

Дело № А75-3931/2015

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
 судьи Зубакиной О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело
 по заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора
 о привлечении открытого акционерного общества «Самотлорнефтегаз»
 (ОГРН 1028600940576, место нахождения: 628606, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 4)
 к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор (далее – заявитель, административный орган, прокурор)  обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Самотлорнефтегаз» (далее – ОАО «Самотлорнефтегаз», общество, ответчик)
 к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что общество эксплуатирует объект капитального строительства без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Ответчик отзыв на заявление не представил, требования не опроверг. Ходатайств, направленных на сбор дополнительных доказательств, не заявил.

Определением суда от 14.04.2015 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии искового заявления в порядке упрощенного производства, в том числе публично путем опубликования судебного акта
 в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет». В материалы дела представлены извещения о получении копий судебного акта сторонами.

В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело в порядке упрощенного производства рассматривается без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение
 на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

В соответствии со статьями 226, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, владельцем лицензии от 31.12.1999
 № ХМН 01134 НЭ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа
 в пределах Самотлорского месторождения нефти в Нижневартовском районе
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является ОАО «Самотлорнефтегаз».

Обществом для транспортировки добываемой газоводонефтяной эмульсии
 из скважин куста № 4027Б Самотлорского месторождения нефти в границах лесного участка площадью 12,22 га, расположенного в выделах №№ 249, 248, 45, 202, 36 квартала № 113, выделах №№ 91, 4, 3, 2,1, 92, 91 квартала № 117, в выделах №№ 86, 91, 95, 3 квартала № 116 Нижневартовского участкового лесничества территориального
 отдела - Нижневартовское лесничество в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры построен и 20.08.2014 введен в эксплуатацию нефтесборный коллектор «от кустовой площадки № 4027Б до точки врезки в нефтесбор кустовой площадки № 604» протяженностью 481 метр, являющийся этапом строительства объекта: «Обустройство Самотлорского месторождения. Кустовые площадки №№ 4027Б, 4030
 и линейные сооружения».

Согласно эксплуатационному паспорту нефтепровод зарегистрирован
 в технологической службе ЦЭТ ОАО «Самотлорнефтегаз» 21.04.2014 за № бн/216.

По информации автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования
 им. В.И. Шпильмана», являющегося согласно Распоряжению Правительства
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.04.2003 № 246-рп уполномоченным органом на ведение реестра баз данных в области государственного управления недропользованием, учета и обработки направляемых нефтяными компаниями автономного округа месячных эксплуатационных рапортов с показателями объемов добычи нефти из добывающих скважин, с ноября 2014 года
 ОАО «Самотлорнефтегаз» начата промышленная добыча нефти из скважин №№ 80888, 86542, 86553, а с декабря 2014 года из скважины № 80825 куста № 4027Б Самотлорского месторождения нефти.

Проверкой установлено, что эксплуатация нефтепровода для транспортировки газоводонефтяной эмульсии, добываемой из указанных скважин, осуществляется
 ОАО «Самотлорнефтегаз» без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

По результатам проверки 27.03.2015 в отношении общества прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 КоАП РФ, на основании статьи 28.8 Кодекса, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд находит заявление административного органа подлежащим удовлетворению
 по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось
 ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена
 ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения
 и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица,
 в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев,
 если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч
 до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в совершение действий по эксплуатации объекта капитального строительства при отсутствии разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Субъектом данного правонарушения является лицо, использующее объект капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ
 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
 (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В приложения № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Следовательно, вышеуказанный нефтепровод, транспортирующий газоводонефтяную эмульсию, является объектом капитального строительства и относится к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ ввод
 в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать ведение исполнительной документации извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, подлежащих проверке.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.

Как показала прокурорская проверка, уполномоченным органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разрешение на ввод указанного выше объекта капитального строительства в эксплуатацию выдано только 30.01.2015.

Таким образом, в период времени с 20.08.2014 по 29.01.2015
ОАО «Самотлорнефтегаз» эксплуатировало объект капитального строительства: трубопровод «от кустовой площадки № 4027Б до точки врезки в нефтесбор кустовой площадки № 604» протяженностью 481 метр, являющийся этапом строительства объекта: «Обустройство Самотлорского месторождения. Кустовые площадки №№ 4027Б, 4030
 и линейные сооружения» без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

В объяснениях от 04.03.2015 представитель общества данный факт подтвердил.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности
 для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах административного дела отсутствуют и ответчиком не представлены.

Событие и состав вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела
 и обществом не оспаривается.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено межрайонным прокурором в пределах компетенции, с соблюдением процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из части 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1
 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе, в том числе, возбуждать производство об административном правонарушении.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что событие правонарушения имело место, факт его совершения лицом, в отношении которого вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и вина Общества в его совершении установлены и доказаны.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.

Нарушений при вынесении постановления о возбуждении производства по делу
 об административном правонарушении и проведении процедуры оформления выявленного факта административного правонарушения суд не выявил.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного
 им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
 и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения
 и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого
 к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Каких либо исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного штрафа, обществом не указано и судом не установлено.

Суд, учитывая положения статьи 4.1 КоАП РФ, не установив обстоятельств,
 как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность, считает возможным назначить наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности госпошлиной не оплачиваются.

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

РЕШИЛ:

привлечь открытое акционерное общество «Самотлорнефтегаз» (ОГРН 1028600940576, ИНН 8603089934, зарегистрировано 19.08.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, место нахождения: 628606, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 4) к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации
 об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в сумме
 10 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:
 УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Прокуратура
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), лицевой счет 04871343490,
 ИНН 8601010505, КПП 860101001, расчетный счет № 40101810900000010001
 в РКЦ Ханты-Мансийск, БИК 047162000, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 71871000.

Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа
 в указанный срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня
 его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено
 или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок,
 не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал
 в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы,
 и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только
 по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья О.В. Зубакина