Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
22 июня 2015 г.
Дело № А75-4069/2015
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2015 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Фёдорова А.Е., при ведении протокола заседания секретарём Суриковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению частного учреждения дополнительного профессионального образования «Статус» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628600, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...> Западный Промышленный узел, д. 2П, корп. 9, панель 20) к Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) об оспаривании предписания,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 17.06.2015,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 23.01.2015 № 02, ФИО3 по доверенности от 23.01.2015 № 01,
установил:
частное учреждение дополнительного профессионального образования «Статус» (далее – ЧУДПО «Статус») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Служба) об оспаривании предписании об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 26.02.2015 № ПДЛ-028/2015.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в отзыве.
Арбитражный суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующие фактические обстоятельства.
Службой в отношении ЧУДПО «Статус» в период 03.02.2015 по 20.02.2015 проведена плановая документарная проверка.
По результатам проверки Службой составлен акт проверки от 20.02.2015 № ПДЛ-028/2015, в котором отражены выявленные нарушения обязательных требований о лицензировании образовательной деятельности, а именно: в нарушение части 7 статьи 13, части 1 статьи 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подпункта «а» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" у учреждения отсутствуют на праве собственности или ином законном оборудованные объекты для проведения практических занятий необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; в нарушение части 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подпункта «г» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" у учреждения отсутствуют (не представлены) разработанные и утвержденные в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы по заявленным к лицензированию.
По результатам проведенной проверки вынесено предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 26.02.2015 № ПДЛ-028/2015, на заявителя возложена обязанность в срок до 17.08.2015 устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Заявитель, не согласившись предписанием, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, представив свой расчет стоимости данной услуги.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно разъяснению, данному в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что основанием для признания ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица,
гражданина-предпринимателя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 6 Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, в том числе являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
Пунктами 2, 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся (пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 7 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, у ЧУДПО «Статус» имеется лицензия от 19.01.2012 № 634 на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам профессиональной подготовки, которые не относятся к основным профессиональным образовательным программам.
Таким образом, образовательные программы профессиональной подготовки не предусматривают обязательное проведение практики обучающихся, в связи с чем у ЧУДПО «Статус» отсутствует необходимость иметь на праве собственности или ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения и территорию (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В соответствии с пунктом 6 Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, в том числе являются:
г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Между тем, представленные заявителем в ходе судебного разбирательства образовательные программы указанные в лицензии от 19.01.2012 № 634 свидетельствуют о соблюдении ЧУДПО «Статус» указанных требований.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание является незаконным, заявление подлежит удовлетворению.
ЧУДПО «Статус» в связи с подачей заявления в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по платёжному поручению от 08.04.2015 № 227 уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить.
Предписание Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 26.02.2015 № ПДЛ-028/2015 признать незаконным полностью.
Взыскать со Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) в пользу частного учреждения дополнительного профессионального образования «Статус» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628600, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...> Западный Промышленный узел, д. 2П, корп. 9, панель 20) расходы по госпошлине в сумме 3000 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья А.Е. Федоров