Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ханты-Мансийск
30 августа 2011 г. Дело № А75-4190/2011
Резолютивная часть решения оглашена 23 августа 2011 г.
Решение изготовлено в полном объёме 30 августа 2011 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола заседания секретарем Кабаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 10.05.2011 № 48/40
третьи лица:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,
Федеральное бюджетное учреждение «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства»
с участием представителей лиц, участвующих в деле:
от заявителя – Александров П.Ю. по доверенности от 01.01.2011 № 10/11,
от заинтересованного лица – Черняков П.А. по доверенности от 20.04.2011 № 96,
от третьих лиц:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Рязанова Р.Ю. по доверенности от 17.05.2011 № 116,
Федеральное бюджетное учреждение «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» - Преминин А.Н. по доверенности от 08.02.2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее по тексту – истец, общество, ООО «РН-Юганскнефтегаз») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Управление, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 10.05.2011 г. № 48/40.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие установленной законом необходимости заключения договора аренды земельного участка, расположенного на береговой полосе, а также получением необходимых согласований с органом, которому предоставлено право предоставления согласования на пользование береговой полосой рек.
Представитель ФГУ «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» поддержал доводы, изложенные заявителем, просил удовлетворить заявление.
Административный орган считает, что в силу принципа платности пользования земельными участками общество обязано было заключить договор аренды, а пользование участком без договора образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Управления Росприроднадзора поддержал позицию административного органа, просил в удовлетворении требований отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Обществу на период навигаций 2010 и 2011 годов согласовывались временные причалы для выгрузки щебня, в том числе, на участке водного пути река Большой Юган 161,5-161,3 км, левый берег (т. 1 л.д. 32-34).
Учитывая согласование размещения щебня, общество производило выгрузку и складирование щебня на участке береговой полосы реки Большой Юган с целью последующей доставки к местам назначения.
Из пояснений начальника сектора землепользования ООО «РН-Юганскнефтез» от 15.04.2011 следует, что щебень и складированные стальные трубы принадлежат обществу и размещены на основании протокола согласования от 21.03.2011, утвержденного руководителем ФГУ «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (т.1 л.д. 54-55).
28.03.2011 в Сургутский отдел Управления поступило обращение (вх. № 913) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по факту незаконного размещения щебня и складирования стальных труб на земельном участке, расположенном по адресу: левый берег реки Большой Юган (сто метров от моста через реку Большой Юган, автозимник г. Пыть-Ях – с. Угут, Сургутский район), на территории лесного фонда, а именно в квартале № 325, выдел 9 и 16 (береговая полоса реки) (т.1 л.д.48).
26.04.2011 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.66-69).
10.05.2011 административным органом вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (т.1 л.д.117-120).
Считая данное постановление незаконным, Общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Оценив представленные доказательства в совокупности между собой, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях.
Частью 9 той же статьи определено предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Анализ данных норм свидетельствует о том, что безвозмездное пользование береговой полосой предоставляется только организациям внутреннего водного транспорта, к которым заявитель не относится. Остальным организациям участки береговой полосы предоставляются в соответствии с земельным и водным законодательством.
Порядок предоставления земельных участков организациям предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации, а Водным кодексом Российской Федерации (статья 6) закрепляется право каждого гражданина на свободный доступ к береговой полосе.
Вместе с тем, согласно сведениям, полученным административным органом в ходе проведения проверки от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры штабель щебня расположен на территории лесного фонда в выделе 9 квартала 325 Угутского участкового лесничества территориального отдела – Юганское лесничество, а стальные трубы в выделе 16 того же квартала (т.1 л.д.62).
В силу части 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, действующее законодательство предполагает предоставление организациям земельного или лесного участков в аренду в соответствии с законодательством подлежащим применению в зависимости от отнесения участка к земельному или лесному, в связи с чем довод заявителя об отсутствии необходимости заключения договора аренды по причине отсутствия законодательного закрепления подобного требования, судом отвергается.
Однако, административным органом при принятии решения о привлечении общества к административной ответственности не учтено следующее.
Как указано выше, участок, на котором расположено имущество общества, является лесным участком, относящимся к лесному фонду.
Самовольное занятие лесных участков образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» дано разъяснение о том, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Кроме того, арбитражный суд обращает внимание, что дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входят в компетенцию органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
С учетом изложенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, арбитражный суд считает оспариваемое постановление подлежащим отмене в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 15, 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворить в полном объеме.
Признать постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в городе Сургуте и Сургутском районе от 10.05.2011 № 48/40 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» незаконным и отменить его в полном объеме.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Дроздов А.Н.