ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-4190/11 от 23.08.2011 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

30 августа 2011 г.                                                              Дело № А75-4190/2011

Резолютивная часть решения оглашена 23 августа 2011 г.

Решение изготовлено в полном объёме 30 августа 2011 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола заседания секретарем Кабаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 10.05.2011 № 48/40

третьи лица:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,

Федеральное бюджетное учреждение «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства»

с участием представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя – Александров П.Ю. по доверенности от 01.01.2011 № 10/11,

от заинтересованного лица – Черняков П.А. по доверенности от 20.04.2011 № 96,

от третьих лиц:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Рязанова Р.Ю. по доверенности от 17.05.2011 № 116,

Федеральное бюджетное учреждение «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» - Преминин А.Н. по доверенности от 08.02.2011,

установил:

общество с ограниченной  ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее по тексту – истец, общество, ООО «РН-Юганскнефтегаз») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Управление, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания  от 10.05.2011 г.  № 48/40.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие установленной законом необходимости заключения договора аренды земельного участка, расположенного на береговой полосе, а также получением необходимых согласований с органом, которому предоставлено право предоставления согласования на пользование береговой полосой рек.

Представитель ФГУ «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» поддержал доводы, изложенные заявителем, просил удовлетворить заявление.

Административный орган считает, что в силу принципа платности пользования земельными участками общество обязано было заключить договор аренды, а пользование участком без договора образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Управления Росприроднадзора поддержал позицию административного органа, просил в удовлетворении требований отказать.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Обществу на период навигаций 2010 и 2011 годов согласовывались временные причалы для выгрузки щебня, в том числе, на участке водного пути река Большой Юган 161,5-161,3 км, левый берег (т. 1 л.д. 32-34).

Учитывая согласование размещения щебня, общество производило выгрузку и складирование щебня на участке береговой полосы реки Большой Юган с целью последующей доставки к местам назначения.

Из пояснений начальника сектора землепользования ООО «РН-Юганскнефтез» от 15.04.2011 следует, что щебень и складированные стальные трубы принадлежат обществу и размещены на основании протокола согласования от 21.03.2011, утвержденного руководителем ФГУ «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (т.1 л.д. 54-55).

28.03.2011 в Сургутский отдел Управления поступило обращение (вх. № 913) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по факту незаконного размещения щебня и складирования стальных труб на земельном участке, расположенном по адресу: левый берег реки Большой Юган (сто метров от моста через реку Большой Юган, автозимник г. Пыть-Ях – с. Угут, Сургутский район), на территории лесного фонда, а именно в квартале № 325, выдел 9 и 16 (береговая полоса реки) (т.1 л.д.48).

26.04.2011 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.66-69).

10.05.2011 административным органом вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (т.1 л.д.117-120).

Считая данное постановление незаконным, Общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

Оценив представленные доказательства в совокупности между собой, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях.

Частью 9 той же статьи определено предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Анализ данных норм свидетельствует о том, что безвозмездное пользование береговой полосой предоставляется только организациям внутреннего водного транспорта, к которым заявитель не относится. Остальным организациям участки береговой полосы предоставляются в соответствии с земельным и водным законодательством.

Порядок предоставления земельных участков организациям предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации, а Водным кодексом Российской Федерации (статья 6) закрепляется право каждого гражданина на свободный доступ к береговой полосе.

Вместе с тем, согласно сведениям, полученным административным органом в ходе проведения проверки от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры штабель щебня расположен на территории лесного фонда в выделе 9 квартала 325 Угутского участкового лесничества территориального отдела – Юганское лесничество, а стальные трубы в выделе 16 того же квартала (т.1 л.д.62).

В силу части 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Таким образом, действующее законодательство предполагает предоставление организациям земельного или лесного участков в аренду в соответствии с законодательством подлежащим применению в зависимости от отнесения участка к земельному или лесному, в связи с чем довод заявителя об отсутствии необходимости заключения договора аренды по причине отсутствия законодательного закрепления подобного требования, судом отвергается.

Однако, административным органом при принятии решения о привлечении общества к административной ответственности не учтено следующее.

Как указано выше, участок, на котором расположено имущество общества, является лесным участком, относящимся к лесному фонду.

Самовольное занятие лесных участков образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» дано разъяснение о том, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Кроме того, арбитражный суд обращает внимание, что дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входят в компетенцию органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

С учетом изложенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, арбитражный суд считает оспариваемое постановление подлежащим отмене в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 15, 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

заявление общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворить в полном объеме.

Признать постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в городе Сургуте и Сургутском районе от 10.05.2011    № 48/40 о привлечении общества с ограниченной ответственностью                                         «РН-Юганскнефтегаз» незаконным и отменить его в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                      Дроздов А.Н.