Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
27 июля 2011 г.
Дело № А75-4203/2011
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 27 июля 2011 года.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рузеевой Г.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут» к Линейному отделу внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу о признании незаконными действий, связанных с отказом в проведении плановых периодических проверок сотрудников службы авиационной безопасности, имеющих право на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия,
при участии:
от заявителя: - ФИО1 на основании доверенности от 09.11.2010 года,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 19.05.2011,
установил:
открытое акционерное общество «Аэропорт Сургут» (далее – ОАО «Аэропорт Сургут», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Линейному отделу внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (далее – Линейный отдел, ответчик) о признании незаконными действий, связанных с отказом в проведении плановых периодических проверок сотрудников службы авиационной безопасности, имеющих право на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, 31.01.2011 года ОАО «Аэропорт Сургут» обратилось с письмом к Линейному отделу внутренних дел на станции Сургут с просьбой организовать проведение плановых периодических проверок сотрудников Службы авиационной безопасности аэропорта, имеющих разрешение на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия (т.1 л.д.87).
Письмом от 09.02.2011 Линейный отдел внутренних дел на станции Сургут сообщил, что прохождение периодической проверки согласно Приказа МВД России от 15.07.2005 г. № 568 не может быть организовано, так как Служба авиационной безопасности не обладает статусом тех субъектов, которые в соответствии с законодательством имеют право на прохождение периодической проверки. Кроме того, действующим законодательство не регламентирован порядок применения, ношения, хранения, использования и владения оружием, не определены потребности, виды, типы и модели использования оружия.
Полагая, что отказ в проведении плановых периодических проверок сотрудников Службы авиационной безопасности аэропорта, имеющих разрешение на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия не основан на нормах действующего законодательства и препятствует выполнению возложенных на Службу авиационной безопасности задач, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами, определен статьей 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии).
Согласно статье 4 Закона об оружии к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами и особыми уставными задачами.
Пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Согласно пункту 3 статьи 84 Воздушного кодекса РФ службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», предусмотрено, что под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями ведомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
В силу пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, службы авиационной безопасности аэропорта, эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава ОАО «Аэропорт Сургут» осуществляет обеспечение мер авиационной безопасности в аэропорту, что свидетельствует о принадлежности аэропорта к юридическому лицу с особыми уставными задачами.
Лицензией, полученной 07.04.2010 года, Общество вправе осуществлять деятельность по обеспечению авиационной безопасности, согласно ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации. Лицензия выдана Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок до 27.02.2015 года (т.1 л.д.90-92). Также ОАО «Аэропорт Сургут» имеет Разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему серии РХИ № 0043869, которое действует до 19 марта 2012 года (т.1 л.д.89).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ОАО «Аэропорт Сургут» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности, поэтому имеет право приобретать, хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему.
Сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов авиатранспортной инфраструктуры. Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. По этим причинам эти службы являются службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающие на них особые обязанности (часть 2 статьи 4 Закона об оружии).
Статьей 12 Закона об оружии предусмотрено, что выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким образом, федеральным законодательством установлена обязанность лиц со специальным правовым статусом, предполагающим применение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, проходить для подтверждения пригодности к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия, периодические проверки, то есть повторяющиеся в определенные промежутки времени, периоды.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, своим Приказом от 15 июля 2005 года № 568 утвердило Положение о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения органами внутренних дел Российской Федерации проводятся первичные, плановые и повторные периодические проверки частных охранников, детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств
В частности, первичные проверки проводятся в отношении работников, впервые назначенных на должность, предусматривающую в соответствии с законодательством Российской Федерации применение огнестрельного оружия (перед выдачей разрешения на хранение и ношение) и (или) специальных средств, либо повторно принятых на работу в соответствующее юридическое лицо с особыми уставными задачами, если со дня их увольнения с определенной должности и прохождения периодической проверки прошло более 11 месяцев (подпункт «а»). Плановые проверки для остальных категорий работников, за исключением охранников, проводятся один раз в год в течение месяца, предшествующего дню и месяцу даты выдачи разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, в том числе в порядке продления срока действия указанного разрешения, либо издания приказа о назначении на должность, предусматривающую в соответствии с законодательством Российской Федерации применение специальных средств (подпункт «б»). Повторные проверки назначаются уполномоченными должностными лицами в случаях непрохождения работниками организаций проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Согласно пунктам 2 и 3 Положения для подготовки и проведения периодических проверок в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВДТ, ОВДРО создаются комиссии, в состав которых включаются должностные лица органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности, имеющие высшее профессиональное образование. Также в состав комиссии (по согласованию) могут включаться руководители образовательных учреждений, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, объединений и организаций, работающих в области частной охранной и сыскной деятельности, которые имеют опыт работы в данной сфере не менее пяти лет. Состав комиссии утверждается приказом МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.
Комиссии проводят периодические проверки в отношении работников организаций (их структурных, обособленных подразделений), расположенных в пределах территории оперативного обслуживания органов внутренних дел, образовавших указанные комиссии.
В соответствии с пунктом 9 Положения периодическая проверка на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, включает в себя проверку теоретических знаний работников нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оборот оружия и устанавливающих особенности, запреты и ограничения его применения, а также выполнение ими упражнений практических стрельб из разрешенного к использованию огнестрельного оружия (приложение N 2).
Использование оружия и патронов при выполнении указанных упражнений осуществляется в соответствии с нормами их положенности, предназначенными для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, за исключением частных детективов (сыщиков), на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия (приложение N 3).
Периодическая проверка на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, включает в себя проверку теоретических знаний работников нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих обращение указанных изделий и устанавливающих особенности, запреты и ограничения их применения, без выполнения ими упражнений практических стрельб из огнестрельного оружия.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что при опросе работников устанавливается знание ими статей 1 - 6,9,12,13,21,22,24 - 27 Федерального закона "Об оружии", статей 37 - 39,222,224 и 225 Уголовного кодекса Российской Федерации, статей 19.1,19.4 (часть 1), 19.5 (часть 1), 19.20,19.23, 20.8 (части 1 и 2),20.9,20.12 и 20.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (подпункт 11.1), а также особенностей применения (использования) оружия и специальных средств, установленных другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе: пункта 1 Правил получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 460, - в отношении работников, имеющих право на хранение и ношение боевого ручного стрелкового оружия.
Таким образом, ОАО «Аэропорт Сургут» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, сотрудники которого обязаны проходить периодические проверки в органах внутренних дел согласно Приказа МВД России от 15.07.2005 года № 568.
Доводы Линейного отдела об отсутствии у него полномочий на проведение проверок работников юридических лиц с особыми уставными задачами по причине отсутствия программ подготовки для служб авиационной безопасности судом признаются несостоятельными, поскольку представленные ответчиком письма из трех образовательных учреждений не свидетельствует об отсутствии программы как таковой.
Ссылки Линейного отдела на отсутствие разработанных и утвержденных норм обеспечения (расчета потребного количества) оружия и боеприпасов судом также отклоняются как необоснованные, поскольку у ОАО «Аэропорт Сургут» имеется разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему, которым определены количество и наименование оружия и патронов к нему.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 13.11.2008 N 7959/08.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
требования открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут» удовлетворить.
Признать незаконными действия Линейного отдела внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу по отказу в проведении плановых периодических проверок сотрудников службы авиационной безопасности открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут», имеющих право на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия.
Взыскать с Линейного отдела внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу в пользу открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут» 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Г.А. Шабанова