ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-4219/2011 от 11.07.2011 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

13 июля 2011 г.

Дело № А75-4219/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2011 г.

В полном объёме решение изготовлено 13 июля 2011 г.

Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Загоруйко Н.Б., при ведении протокола заседания секретарём Савельевой С.С., рассмотрев в судебном заседании заявление Ханты – Мансийской межрайонной Прокуратуры к Открытому акционерному обществу «Самотлорнефтегаз» о привлечении к административной ответственности,

с участием представителей:

от заявителя - Белоножкина О.И., по доверенности от 11.01.2011г. №1,

от ответчика - Квашнин Д.А., по доверенности от 25.03.2011г. №МГ- 531д,

у с т а н о в и л:

Ханты - Мансийская межрайонная прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Самотлорнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы эксплуатацией ОАО «Самотлорнефтегаз» с 31.03.2011г. по 18.05.2011г. скважины № 85066 куста № 4350 Самотлорского месторожде­нии нефти, расположенного на лесном участке площадью 5,79 га, имеющем кадастровый номер 86:04:0000001:24410, в Нижневартовском районе ХМАО-Югры, без разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуа­тацию.

Судебное заседание по делу назначено на 11.07.2011г. В судебное заседание явились представители сторон.

Арбитражный суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой прове­дена плановая проверка соблюдения требований земельного и градостроитель­ного законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи предприятия­ми топливно-энергетического комплекса на территории Ханты - Мансийского автономного округа-Югра.

В ходе проверки ОАО «Самотлорнефтегаз» выявлен факт нарушения правил эксплуатации скважины № 85066 куста 4350 Самотлорского месторож­дения нефти, расположенного на лесном участке площадью 5,7900 га, имею­щем кадастровый номер 86:04:0000001:24410, в Нижневартовском районе ХМАО-Югры.

Согласно акту № 3/2 приёмки законченного строительством объ­екта от 31.03.2011г. строительство данной скважины осуществлено по заказу

ОАО «Самотлорнефтегаз» подрядными организациями Общества в период с февраля 2011г. по март 2011г.

Приказом генерального директора ОАО «Самотлорнефтегаз» №279 от 31.03.2011г. скважина № 85066 куста № 4350 Самотлорского месторо­ждения нефти введена в эксплуатацию. При этом, Управлением по недропользованию по Ханты – Мансийскому автономному округу - Югре (Югра-недра) разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капи­тального строительства-скважины 85066 куста № 4350 Самотлорского место­рождения нефти Обществу не выдавалось.

Эксплуатация объекта капитального строительства в период с 31.03.2011г. по 18.05.2011г. без разрешения на ввод его в эксплуатацию расценена природоохранной прокуратурой как нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Прокуратура, усмотрев в действиях ОАО «Самотлорнефтегаз» состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, возбудила 18.05.2011г. дело об административном правонарушении и обратилась с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности в арбитражный суд.

Частью 5 статьи 9.5 КоАП установлена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство,

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

К заявлению прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; документы, подтверждающие соответствие параметров, технических условий, технических регламентов реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; заключение органа государственного строительного надзора.

Орган, выдавший разрешение на строительство, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учёт построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учёта реконструированного объекта капитального строительства.

В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011г. № 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без получения разрешения на ввод его в эксплуатацию (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ) должно нести лицо, непосредственно использующее это здание (строение, сооружение).

Как следует из материалов дела, согласно договору аренды земельного участка № 2368 от 18.03.2008г. между Администрацией Нижневартовского района (арендодатель) и ОАО «Самотлорнефтегаз» (арендатор), последнему в аренду передан земельный участок, общей площадью 5,7900 га, с кадастровым номером

86:04:00 00 001:24410, под строительство и бурение кустовой площадки № 4350 и коридора коммуникаций к ней, в Нижневартовском районе, Самотлорский лицензионный участок, на срок аренды с 04.03.2008 г. по 31.12.2038г.

Обществу 17.12.2010г. выдано разрешение на строительство №ХМН-3002222-УВС/С скважин по ГРП 156-09 на Самотлорском месторождении, в том числе скважины № 85066, со сроком действия разрешения до 13.12.2011г.(т.1, л.д.14).

Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что Общество, получив разрешение на строительство объекта капитального строительства, обязано получить по окончании строительства разрешение и на ввод его в эксплуатацию.

Поскольку срок действия разрешения на строительство не истёк (до 13.12.2011г.), у Общества не возникла обязанности по получению разрешения на ввод скважины №85066 в эксплуатацию.

Однако Общество своевременно обратилось за получением данного документа в соответствующий орган, но учитывая длительную процедуру согласования, разрешение № ХМН – 3005339-УВ С/Э на ввод объекта в эксплуатацию выдано лишь 27 июня 2011г.

На момент рассмотрения дела в суде административное правонарушение отсутствует.

В нарушение статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Прокуратура не установила виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Понятие "вина юридического лица" в административном праве раскрывается в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу пунктов 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, суд отказывает заявителю в привлечении ОАО «Самотлорнефтегаз» к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно главе 24 АПК РФ, заявление о привлечении к административной ответственности госпошлиной не оплачивается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 16, 67, 68, 71, 167-170, 180, 181, 211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 1.5, 1.6, частью 5 статьи 9.5, статьями 28.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

Ханты – Мансийской межрайонной прокуратуре в удовлетворении заявленных требований о привлечении Открытого акционерного общества « Самотлорнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.

Решение вступает в законную силу в десятидневный срок со дня принятия решения судом первой инстанции, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьёй 181 настоящего Кодекса.

Судья Н.Б. Загоруйко