ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-4238/2022 от 14.06.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

21 июня 2022 г.

Дело № А75-4238/2022

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 21 июня 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Штогрин В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Тандер» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, адрес: 350002, Краснодарский край, город Краснодар, улица им. Леваневского, дом 185)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Роспортребнадзор) о признании недействительным предписания от 30.11.2021 № 175
,

при участии представителей:

от заявителя – Гольцев В.В. по доверенности от 16.05.2022 (посредством веб-конференции),

от административного органа – Тарабаева О.С. по доверенности № 08 от 10.01.2022, Сивкова О.Н. по доверенности от № 11 от 10.01.2022,

установил:

акционерное общество «Тандер» (далее - заявитель, АО «Тандер», общество) обратилось
в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Роспортребнадзор) (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания от 30.11.2021 № 175.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные
в заявлении, полагая, что должностными лицами Управления допущены грубые нарушения при проведении проверки, что влечен признание недействительными её результатов.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Управление так же полагает, что имеются основания для оставления заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

В соответствии с пунктом 19 Перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021
№ 663 в отношении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования.

В соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон о контроле) контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право: обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 39 Закона о контроле предусмотрено, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется
в соответствии с настоящей главой.

Как предусмотрено статьёй 40 Закона о контроле, жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии
с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля.

Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана
в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Статьёй 42 Закона о контроле определено, что уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, по основаниям, указанным в данной статье. Перечень таких оснований является исчерпывающим.

При этом отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3 - 8 части 1 настоящей статьи, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Пунктами 3-8 части 1 статьи 42 Закона о контроле предусмотрены следующие основания отказа: 3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица,
ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы; 4) имеется решение суда
по вопросам, поставленным в жалобе; 5) ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям; 6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью
и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей; 7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица
с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства; 8) жалоба подана
в ненадлежащий уполномоченный орган.

Как следует из материалов дела, в ответах от 13.01.2022 №№ 0209/71, 0209/72, 0209/74 по результатам рассмотрения досудебных жалоб, административный орган оставил их без рассмотрения в связи с несоблюдением требований об электронной форме данного документа.

Между тем, согласно положениям статьи 42 Закона о контроле, такое основание,
как подача жалобы не по установленной форме, не является основанием для отказа
в её рассмотрении.

Лицо, полагающее, что его права и законные интересы нарушены действиями или решениями публичных органов, не может быть лишено права на судебную защиту, в том числе в связи с отказом принять жалобу в порядке досудебного урегулирования спора.

Право на судебную защиту установлено Конституцией Российской Федерации.

Институт досудебного урегулирования направлен не на ограничение права
на судебную защиту контролируемого лица, а на упрощение решения спорных вопросов,
в том числе путем внутриведомственного контроля, в целях судебной экономии
и исключения судебных издержек путем рассмотрения жалобы уполномоченным вышестоящим органом.

В рассматриваемом же случае заинтересованные лица не высказали намерение
об урегулировании спора без участия суда, таким образом оставление иска без рассмотрения, при наличии доказательств направления заявителем жалобы
в уполномоченный орган, привело бы к необоснованному затягиванию оценки законности действий органа контроля в отношении контролируемого лица.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для оставления заявления без рассмотрения.

Отказ в оставлении заявления без рассмотрения не является предметом самостоятельного обжалования, поскольку не препятствует дальнейшему движению дела, и не требует вынесения отдельного определения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании решения заместителя руководителя Управления от 28.10.2021 № 108 в отношении АО «Тандер» в период
с 09.11.2021 по 22.11.2021 проведена плановая выездная проверка.

По итогам проведенной проверки составлен акт № 108 от 30.11.2021 с указанием
на выявленные нарушения, а также выдано предписание от 30.11.2021 № 175
об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым АО «Тандер» предписано:

По адресу фактического осуществления деятельности: ХМАО-Югра г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, д.73 гипермаркет «Магнит»:

1.Обеспечить в соответствии с требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» уровень искусственной освещенности на рабочих местах овощной цех-р.м. повара (поверхность рабочего стола); прилавок мясная гастрономия-р.м руководителя сектора мясорыбная гастрономия (поверхность рабочего стола); Торговый зал - касса №8 - р.м. продавца - универсала (поверхность рабочего стола); Торговый зал - касса №5 - р.м. продавца - универсала (поверхность рабочего стола). В срок до 10.00 11.04.2022 г.

2.Обеспечить в соответствии с требованиям 2.18 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 качественную уборку вентиляционных решеток и дефлекторов (помещение клининга, санитарно-бытовое помещение для мужчин и т.д.). В срок до 10.00 11.04.2022 г.

3.Привести в соответствие требованиям п.2.15СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п.3.6 СП 2.3.6.3668-20 канализационное оборудование в торговой организации.

4.Обеспечить в соответствии с требованиями п.5.7 СП 2.3.6.3668-20, п.2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в помещениях надлежащее санитарно-техническое состояние стен и пола (коридор, овощной цех, цех приготовления гриля и др.). В срок до 10.00 11.04.2022 г.

5.Обеспечить в соответствии с требованиям 10.3 СП 2.3.6.3668;20 упорядоченное хранение брака, не кондиции и продовольственных товаров с истекшим сроком годности в отдельном помещении. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

6.Обеспечить в соответствии с требованиям п.1, 3 ст.15 ТР ТС 021/2011 наличие в холодильных камерах стеллажей из материалов, позволяющих проводить их качественное мытье и уборку с применением моющих и дез.средств. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

7.Обеспечить в соответствии с требованиям п. 5.5 СП 2.3.6.3668-20 упорядоченное хранение в складской зоне продовольственных и непродовольственных товаров, а также условия, исключающие соприкосновение пищевой и непищевой продукции. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

8.Обеспечить в соответствии с требованиям п. 10.1 СП 2.3.6.3668-20 качественную санитарную уборку участка, где производится реализация кулинарной продукции собственного производства, нарезка и фасовка сыров, мясной и колбасной продукции. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

9.Обеспечить в соответствии с требованиям п.7, п.12 ст.17 ТР ТС 021/2011 соблюдений условий хранения продовольственных товаров, согласно информации, указанной изготовителем. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

10.Обеспечить в соответствии с требованиям п.5.3 СП 2.3.6.3668-20 надлежащую санитарную и дез.обработку тележек и корзин для покупателей . В срок до 10.00 11.04.2022 г.

13.Обеспечить в соответствии с требованиям п.10.1 СП 2.3.6.3668-20 удовлетворительное состояние помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря 12. Обеспечить в соответствии с требованиям п. 10.7 СП 2.3.6.3668-20 п.4.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 применение дез.срезств на предприятии в строгом соответствии с инструкциями по применению, разработанных производителем. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

14.Обеспечить в соответствии с требованиям п.1.5 СП 2.3.6.3668-20 наличие в личных медицинских книжках работников сведения о прививках . В срок до 10.00 11.04.2022 г.

15.Обеспечить в соответствии с требованиям ст. 10 ТР ТС 021/2011 на предприятии соблюдение принципов ХАССП : запланировать мероприятия по оценке качества и безопасности продукции общественного питания по физико-химическим и микробиологическим показателям. В целях снижения возможного негативного влияния факторов в установленных контрольных точках запланировать проведение лабораторных исследований с привязкой к контролируемым этапам производства. Обеспечить выполнение программы производственного контроля по исследованию дезинфицирующих средств, параметров микроклимата, параметров освещенности. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

16.Обеспечить в соответствии с требованиям п.1, части 4.1., части 4.6, 4.9 ТР ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировку потребительской упаковки пищевой продукции собственного производства (фасованные салаты) и сыра,: фасованного в гипермаркете «Магнит». В срок до 10.00 11.04.2022 г.

По адресу фактического осуществления деятельности: Магазин «Магнит» ХМАО- Югра г. Мегион, ул. Строителей, д.2/4:

17.Обеспечить в соответствии с требованиями п.4.3.СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" уровень искусственного освещения по результатам измерений: по результатам лабораторных испытаний уровни искусственной освещенности на рабочих местах, который не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» согласно протоколу лабораторных испытаний № 168ФО.21 от 16.11.2021 ИЛЦ ФФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в Нефтеюганске и Нефтеюганском районе и в г.Пыть-Яхс»). В срок до 10.00 11.04.2022 г.

18.Обеспечить в соответствии с требованиями п.3.2. СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию. контроль за качеством питьевой воды централизованной системы водоснабжения. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

19.Обеспечить в соответствии с требованиями п. .5.1.. 5.3., 5.5, 7.7. СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" в помещениях магазина «Магнит» четкое функциональное разделение потоков обеспечивающее поточность поступления пищевой продукции, хранение, фасовку. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

20.Обеспечить в соответствии с требованиями п. 6.2 и п. 7.5 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» в складских помещениях и в торговом зале в холодильных ларях для хранения мороженного наличие средства измерения температуры и влажности, В срок до 10.00 11.04.2022 г.

21.Обеспечить в соответствии с требованиями п. 7.7 СП 2.3.6.3668-20- "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" хранение брака, не кондиции и продовольственных товаров с истекшим сроком годности. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

22.Обеспечить в соответствии с требованиями п. 8.1 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" осуществление за температурно-влажностным режимом хранения продукции в холодильном оборудовании и помещениях хранения в соответствии условий хранения продовольственных товаров, при установленных условиях температурного режима хранения и фактическим, а именно молочной продукции, консервированной продукции, замороженных мясных полуфабрикаты, замороженных овощных смесей). В срок до 10.00 11.04.2022 г.

23.Обеспечить в соответствии с требованиями .п.7,4 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" в торговом зале реализацию пищевой продукции (на замороженные пельмени, замороженные вареник обеспечить наличие листка вкладыша (ярлыков от транспотрной упаковки ). В срок до 10.00 11.04.2022 г.

24.Обеспечить в соответствии с требованиями п. 5.3 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" качественнок мытье и дез.обработку тележек и корзин для покупателей. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

25.Обеспечить в соответствии с требованиями п. 5.3, п. 10.1, п. 10,4, п.10.5 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" уборку помещений торгового объекта и торгового оборудования. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

26.Обеспечить в соответствии с требованиями п. 10.6 СП 2.3.6.3668-20- "Санитарно-: эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" контроль по наличию для уборки каждой группы помещений (торговые залы, подсобные и прочие, складское, рабочий тамбур, туалета) отдельного промаркированного уборочного инвентаря. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

27.Обеспечить в соответствии с требованиями п.10.6 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" хранение и обработку уборочного инвентаря торговых залов и туалета. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

28.Обеспечить в соответствии с требованиями п.10.5, п 10.7 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", наличие моющих и дезинфицирующих средств, условий для приготовления моющих и дезинфицирующих рабочих растворов, инструкции по разведению и применению, графика генеральных уборок. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

29.Обеспечить в соответствии с требованиями ч,1, ч.2 п.10.8. СП 2 .3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации (наличие актов выполненных работ). В срок до 10.00 11.04.2022 г.

30.Обеспечить в соответствии с требованиями .п.4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции» в целях профилактики новой коронавирусной инфекции на объекте торговли условий, направленных на «разрыв» механизма передачи, а именно обеззараживание воздуха. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

31.Обеспечить в соответствии с требованиями п. п.1.3. СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», состояние производственного контроля над соблюдением санитарных правил и оценку ее эффективности: Программу производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведение профилактических мероприятий по объекту магазин «Магнит» привести в соответствие , обеспечить наличие мероприятий по проведению производственного контроля с инструментально-лабораторных исследованиями, измерениями в аккредитованных ИЛЦ. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

По адресу фактического осуществления деятельности: Магазин «Магнит» ХМАО- Югра Нижневартовский район, п.г.т. Излучинск, ул. Набережная, д.5-А

32.Обеспечить в соответствии с требованиями п.4.3.СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" уровень искусственного освещения по результатам измерений: по результатам лабораторных испытаний уровни искусственной освещенности на рабочих местах, который не соответствуют требованиям СанПиН- 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» согласно протоколу лабораторных испытаний № 169ФО.21 от 16.11.2021 ИЛЦ ФФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в г.Нефтеюганске и Нефтеюганском районе и в г.Пыть-Яхе»). В срок до 10.00 11.04.2022 г.

33.Обеспечить в соответствии с требованиями п.3.2. СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков,, реализующих пищевую продукцию» контроль качества питьевой воды централизованной системы водоснабжения. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

34.Обеспечить в соответствии с требованиями п 10.6. СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" хранение и обработку уборочного инвентаря .условий для приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, оборудовать место и специальную зону, наличие инструкции по разведению и применению. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

35.Обеспечить в соответствии с требованиями п.10.8. СП 2 .3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" наличие подтверждающих документов по проведению мероприятий по дезинсекции и дератизации (акты выполненных работ). В срок до 10.00 11.04.2022 г.

36.Обеспечить в соответствии с требованиями, п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции».в целях профилактики новой коронавирусной инфекции на объекте торговли условий, направленных на «разрыв» механизма передачи, а именно обеззараживание воздуха. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

37.Обеспечить в соответствии с требованиями п.6.2 и п. 7.5 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», складских помещениях и в торговом зале в холодильных ларях для хранения мороженного наличме средства измерения температуры и влажности. В срок до 10.00 11.04.2022 г.

38.Обеспечить в соответствии с требованиями п. п.1.3. СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», состояние производственного контроля над. соблюдением санитарных правил и оценку ее эффективности: Программу производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведение профилактических мероприятий по объекту магазин «Магнит» привести
в соответствие , обеспечить наличие мероприятий по проведению производственного контроля с инструментально-лабораторных исследованиями, измерениями
в аккредитованных ИЛЦ . В срок до 10.00 11.04.2022 г.

Полагая, что предписание является незаконным, поскольку проверка осуществлена
с грубым нарушением требований к порядку проведения, а именно, Роспотребнадзор приступил к проверке ранее, чем решение о проведении выездной проверки было вручено контролируемому лицу, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав
и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд рассматривает заявление по правилам Главы 24 АПК РФ в пределах доводов заявителя.

Заявитель в поданном в суд заявлении не приводит доводов о несогласии
с выявленными в отношении него фактами нарушений обязательных нормативных требований по существу, ссылаясь лишь на нарушение процедуры проверки.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в период проведения в отношении общества проверки регулировались Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) и Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).

С учетом положений вышеназванных законов, предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, в связи с чем при рассмотрении дела об его оспаривании на арбитражный суд возлагается обязанность установить, обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц без превышения разумно необходимых мер воздействия на них. Предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.

Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает,
что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона № 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа
до её начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Статьёй 91 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что решения, принятые
по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом,
в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.

При этом, в силу пункта 2 статьи 91 указанного Закона, грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является, в том числе, нарушение требования об уведомлении
о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным.

Из материалов дела следует, что 28.10.2021 заместителем руководителя Управления Казачининым А.А. на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ
в связи с утвержденным ежегодным планом проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий принято решение № КНМ862100410001009393254 о проведении выездной проверки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении АО «Тандер». Срок проведения проверки установлен с 09.11.2021
по 22.11.2021 (приложение к отзыву от 13.05.2022).

Копия данного решения направлена в адрес юридического лица 29.10.2021,
что подтверждается представленным списком внутренних почтовых отправлений
от 29.10.2021. Указанное Решение прибыло в место вручения 05.11.2021 в 13:27 час., таким образом, с 05.11.2021 решение находилось в почтовом отделение и юридическим лицом было получено 09.11.2021 в 09:45 час., т.е. в день до начала проведения проверки.

Управление ссылается на то, что неполучение корреспонденции по месту нахождения по указанному адресу, или не совершение этим лицом действий
по получению почтовой корреспонденции является риском юридического лица,
все неблагоприятные последствия которого несет само юридическое лицо. Юридическое лицо обязано организовать надлежащим образом процесс получения входящей корреспонденции и несет риск неблагоприятных последствий, возникших в связи
с неполучением корреспонденции, направленной по адресу места нахождения лица.

Заявитель ссылается на то, что 05.11.2021 являлось нерабочим днем, первым рабочим днем является при этом 08.11.2021.

Согласно сведениям официального сайта «Почта России» решение, направленное почтовым отправлением с почтовым идентификатором № 62867257872930 получено обществом 09.11.2021 в 09. часов 45 минут.

Между тем, суд полагает обоснованными доводы Управления о том, что им приняты надлежащие меры по своевременному уведомлению проверяемого лица о проверке.

В месте вручения по официальному адресу юридического лица направленное ему решение о проверке находилось не менее чем за 1 сутки до начала проверки.

Общество в заявлении утверждает, что получило решение фактически сразу же, когда узнало о прибытии почтового отправления на его имя, что свидетельствует о его добросовестном поведении и надлежащей организации почтовой корреспонденции
по адресу регистрации.

Данное обстоятельство не умаляет вывод о соблюдении контролирующим органом порядка проведения проверки.

Кроме того следует учесть, что согласно акту проверки, фактически проверка начата после получения обществом решения об её проведении (09.11.2021 после 10 часов), общество имело возможность уведомить орган контроля о позднем получении данного решения и невозможности подготовить к установленному сроку документы.
Осмотр в ходе проверочных мероприятий 09.11.2021 был проведен только в 2 - магазинах г. Когалыма и 2-х в г. Белоярский; в 2 магазинах г. Радужный, в 2 магазинах г. Югорский, 2 магазинах г. Лангепаса, 2 магазинах г. Советский, при том что проверено всего 57 торговых объектов, на которых выявлены нарушения. На 45 торговых объектах и 57 проверенных осмотры и проверки начаты не ранее чем через два дня (с 11.11.2021
и позднее) после получения обществом решения о проверке.

Таким образом, фактически контролируемое уведомлено о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до её начала, требование, установленное ч. 6 статьи 73 Федерального закона № 248-ФЗ не нарушено.

Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 15, 167-170, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству участвующих в деле лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья О.Г. Чешкова