ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-4281/09 от 09.06.2009 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

10 июня 2009 г.

Дело № А75-4281/2009

Резолютивная часть решения оглашена 9 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Кущевой Т.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии рационального использования природных ресурсов» о привлечении к административной ответственности

с участием представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 13.01.2009

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 05.06.2009, ФИО3 по доверенности от 05.06.2009

установил:

Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура (далее прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии рационального использования природных ресурсов» (далее Общество) за совершенное административное правонарушение предусмотренное частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс).

Свои требования прокуратура обосновала тем, что общество при переработке отходов нефтегазовой промышленности осуществляет обращение с опасными отходами и для производства указанных работ требуется лицензия. За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность.

Общество с предъявленными требованиями несогласно и считает, что у него имелась лицензия на обращения с опасными отходами на территории Тюменской области и отдельной лицензии на производство указанных работ на территории округа не требовалось.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими пред­принимательской и иной экономической деятельности, отнесенные феде­ральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматрива­ются по общим правилам искового производства, предусмотренным на­стоящим Кодексом

В соответствии с частью 4 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения до­говора.

Поскольку исполнение договора происходило на территории Ханты - Мансийского автономного округа – Югре, то указанный дело подведомственно Арбитражному суду Ханты-Мансийского автономного округа – Югре.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, установил.

Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Научно-исследовательский инсти­тут экологии и рационального использования природных ресурсов» (далее ООО «НИИЭиРИПР») требований законодательства Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности, обращения с от­ходами производства и потребления.

По результатам проверки установлено, что согласно устава основным видом деятельности ООО «НИИЭиРИПР» являются переработка отходов нефтегазовой промышленности, организация перевозок грузов, хранение и складирование и другие виды деятельности, не противоречащие законода­тельству Российской Федерации.

ООО «НИИЭиРИПР» при переработке отходов нефтегазовой промыш­ленности осуществляет обращение с опасными отходами.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами дея­тельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо мо­жет заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и до­полнениями) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензирова­нию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О ли­цензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополне­ниями) установлен перечень видов деятельности, на осуществление кото­рых требуются лицензия, в который входит деятельность по сбору, исполь­зованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отхо­дов.

В соответствии со статьей 51 Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортиров­ки, хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодатель­ством Российской Федерации.

Вместе с тем, в период с 25.03.2008 года по 09.04.2009 года ООО «НИИЭиРИПР» на территории ХМАО - Югры осуществляло деятельность по обращению с опасными отходами в отсутствие лицензии на деятель­ность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и раз­мещению опасных отходов.

Между ООО «Лукойл - Западная Сибирь» и ООО «НИИЭиРИПР» 21.03.2008 года заключен договор № 08С1361 на оказание услуг по перера­ботке бурого отхода (шлама) в сертифицированный материал на Каменном (восточная часть) лицензионном участке Красноленинского месторождения ХМАО - Югры. Срок выполнения работ по данному договору с 25.03.2008 года по 31.12.2008 года.

Также, 13.02.2009 года между ООО «Лукойл - Западная Сибирь» и ООО «НИИЭиРИПР» заключен договор № 09С0099 на выполнение работ по переработке бурового шлама в сертификационный материал на Камен­ном (восточная часть) лицензионном участке ХМАО-Югры. Срок выпол­нения работ по данному договору с момента подписания до 31.12.2009 года.

ООО «НИИЭиРИПР» является владельцем лицензии № ОТ-57-000523(72) от 16.10.2007 года на деятельность по сбору исполь­зованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком действия до 16.10.2012 года, выданной Управлением Ростехнадзора по Тюменской области. В соответствии с лицензией местом осуществления лицензируемого вида деятельности является Тюменская область, Уватский район.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими из­менениями и дополнениями) в случае изменения адресов мест осуществле­ния юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензи­руемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным зако­ном случаях лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное фе­деральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении до­кумента, подтверждающего наличие лицензии. Заявление о переоформле­нии документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня из­менения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивиду­альным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если феде­ральным законом не предусмотрено иное.

На основании пункта 7 Административного регламента
 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
 надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.12. 2007 г. № 848 (далее Административный регла­мент) исполнение государственной функции по лицензированию деятель­ности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, разме­щению опасных отходов осуществляется Ростехнадзором и его территори­альными органами. Исполнение государственной функции по лицензирова­нию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспорти­ровке, размещению опасных отходов осуществляется территориальными органами Ростехнадзора, в случае, когда указанная деятельность планиру­ется к осуществлению на территории только одного соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 17 Административного регламента одним из оснований для переоформления Ростехнадзором (территориальным органом) выданного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю документа, подтверждающего наличие лицензии, является изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимате­лем лицензируемого вида деятельности. Территориальными органами Рос­технадзора переоформление выданного юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю документа, подтверждающего наличие лицен­зии, осуществляется в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

10.04.2009 года ООО «НИИЭиРИПР» получена лицензия № ОТ-00-009881 (00) от 10.04.2009 года на деятельность по сбору исполь­зованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком действия до 10.04.2014 года, выданная Федеральной службы по эко­логическому, технологическому и атомному надзору. В соответствии с ли­цензией местом осуществления лицензируемого вида деятельности является Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ.

Таким образом, законных оснований для осуществления ООО «НИИЭиРИПР» в период с 25.03.2008 года по 09.04.2009 года дея­тельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории ХМАО-Югры не имело.

Согласно статье 28 Федерального закона «Об отходах производства и по­требления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или граж­данско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, юридическим лицом - ООО «НИИЭиРИПР» нарушены требования законодательства РФ о лицензировании, ответственность за ко­торые предусмотрена ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринима­тельской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Вина ООО «НИИЭиРИПР» в совершении указанного административ­ного правонарушения подтверждается объяснениями представителя обще­ства ФИО4, объяснениями представителя ТПП «Урайнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ФИО5, выпиской из протокола заседа­ния тендерного комитета ООО «Лукойл - Западная Сибирь» от 13.03.2008 года, лицензией № ОТ-00-009881 (00) от 10.04.2009 года на деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных, лицензией № ОТ-57-000523 (72) от 16.10.2007 года на деятель­ность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, разме­щению опасных отходов, договором № 08С1361 от 21.03.2008г., актом вы­полненных работ № 0000014 от 15.04.2008 года, актом выполненных работ № 0000016 от 16.04.2008 года, актом выполненных работ № 0000020 от 16.06.2008 года, актом выполненных работ № 0000024 от 15.07.2008 года, актом выполненных работ № 0000036 от 18.08.2008 года, актом выполнен­ных работ № 0000051 от 29.10.2008 года, актом выполненных работ № 0000055 от 06.11.2008 года, актом выполненных работ № 0000068 от 08.12.2008 года, актом выполненных работ № 0000070 от 25.12.2008 года, платежным поручением № 3822 от 27.96.2008 года, платежным поручением № 3989 от 18.07.2008 года, платежным поручением № 47252 от 30.10.2008 года, платежным поручением № 52180 от 27.11.2008 года, платежным по­ручением № 52188 от 24.12.2008 года, договором № 09С0099 от 13.02.2009г., актом выполненных работ № 00000005 от 17.02.2009 года, актом выполненных работ № 00000007 от 24.02.2009 года, актом выполнен­ных работ № 00000009 от 20.03.2009 года, актом выполненных работ № 00000014 от 24.04.2009 года.

Судом отклоняется довод Общества, что при наличии указанной лицензии имеет право на осуществлении лицензируемой деятельности на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное федеральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Из анализа указанной нормы следует, что в случае изменения адреса осуществления лицензируемого вид деятельности лицензиат обязан обратиться с заявлением о переоформлении документа, поскольку указанные изменению в лицензию внесены не было, то суд считает, что Общество осуществляло деятельность без соответствующей лицензии на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры получена 10 апреля 2009 года.

Довод ответчика, что юридическое лицо не был уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении несостоятелен.

Прокуратурой 12 мая 2009 года в адрес общества направлено требование о необходимости явке директора или законного представителя общества для дачи пояснений пор факту допущенных нарушений. При вынесении постановления о возбуждении административного дела присутствовал представитель общества ФИО4.

Таким образом, общество было уведомлено о времени и месте рассмотрении материалов проверки.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Поскольку проверка проведена на основании информации полученной из государственного органа, то у прокурора имелись все основания для проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии рационального использования природных ресурсов» (зарегистрированное Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3 за основным государственным регистрационным номером 1057200644160, место нахождения: <...>)к административной ответственности за совершенное административное правонарушение предусмотренное частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен, и квитанция представлена в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

КБК41511621010010000140

ИНН <***>

КПП 860101001

БИК 047162000

Банк-РКЦ Ханты-Мансийск

р/счет <***>

ОКАТО 71181000000

Получатель - УФК по ХМАО-Югре (Прокуратура ХМАО-Югра) Назначение платежа - денежные взыскания (штрафы).

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Т.П. Кущева