ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-4303/08 от 06.10.2008 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, http://hmao.arbitr.ru. тел. 3-10-34

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Ханты-Мансийск

Дело № А75-4303/2008

«06» октября 2008 г.

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 06 октября 2008 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 октября 2008 года

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе судьи Шабановой Г.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой О.О.

рассмотрев в судебном заседании заявление арбитражного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Нефтехимсервис» ФИО1

к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

об обжаловании бездействия налогового органа

третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре

об обжаловании бездействия налогового органа

при участии:

от заявителя: не явились (извещен);

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.11.2007 № 03-35/9247;

от третьего лица: не явились (извещен);

УСТАНОВИЛ:

  арбитражный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Нефтехимсервис» ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Инспекция ФНС РФ) о признании незаконными бездействия налогового органа, выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Нефтехимсервис» (далее – ООО «Нефтехимсервис») и обязании произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Нефтехимсервис»

Свои требования заявитель мотивирует тем, что налоговым органом неправомерно не вносится запись о ликвидации общества в Единый государственный реестр юридических лиц.

Определением от 09.09.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Управление ФНС РФ).

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте предварительного и судебного заседаний. Заявителем направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик и третье лицо отзывы на заявление суду не представили.

В судебном заседании представитель налогового органа представил выписку из ЕГРЮЛ от 03.10.2008 в отношении ООО «Нефтехимсервис» и свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 86 № 001815407.

Поскольку стороны не возразили против завершения предварительного судебного заседания и продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд в силу пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании (пункт 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 г. № 65) в отсутствие представителя заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 26.02.2007 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа вынесено решение по делу № А75-6798/2006 о признании ООО «Нефтехимсервис» несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него конкурсного производства сроком на 1 год. Конкурсным управляющим назначен ФИО1.

Определением от 11.02.2008 по делу №А75-6798/2006 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры конкурсное производство в отношении ООО «Нефтехимсервис» завершено. Этим же определением суд обязал конкурсного управляющего ФИО1 в течение 5 дней представить копию настоящего определения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр записи о ликвидации должника. Доказательства внесения записи о ликвидации незамедлительно представить в суд.

Во исполнение указанного определения конкурсный управляющий ООО «Нефтехимсервис» ФИО1 представил в Инспекцию ФНС РФ заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица с приложениями.

Данное заявление получено Инспекцией ФНС РФ 28.02.2008, о чем свидетельствует расписка в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (л.д.7), однако налоговым органом запись о государственной регистрации ликвидации ООО «Нефтехимсервис» в Единый государственный реестр юридических лиц внесена не была.

21.03.2008 конкурсный управляющий ФИО1 обратился в Инспекцию ФНС РФ за разъяснением причин невнесения записи о государственной регистарции ликвидации ООО «Нефтехимсервис» в Единый государственный реестр юридических лиц. Ответ на данное письмо получен не был.

22.05.2008 конкурсным управляющим ООО «Нефтехимсервис» подана жалоба на бездействие налогового органа в Управление ФНС РФ. Ответ по жалобе не получен.

На момент подачи заявления в суд запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО «Нефтехимсервис» в Единый государственный реестр юридических лиц не внесена. По состоянию на 22.09.2008 указанная запись также отсутствует, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестр юридических лиц в отношении ООО «Нефтехимсервис», представленная конкурсным управляющим ФИО1

Полагая, что невнесение записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ не соответствует нормам действующего законодательства и не позволяет исполнить возложенные на нее судом обязательства, конкурсный управляющий ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия налогового органа незаконным и обязании произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Нефтехимсервис».

В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из выше приведенных норм следует, что основанием для принятия судом решения о признании бездействия Налогового органа незаконным является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанными бездействием прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

В силу пункта 3 названной статьи определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Статьей 9 указанного закона предусмотрен порядок представления документов при государственной регистрации, согласно которому документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

В силу статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что конкурсный управляющий ООО «Нефтехимсервис» ФИО1 28.02.2008 представил в Инспекцию ФНС РФ заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.02.2008.

Решение об отказе в государственной регистрации Инспекцией ФНС РФ в порядке статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не принималось.

При таких обстоятельствах у Инспекции ФНС РФ отсутствовали правовые основания для невнесения записи принятия заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО «Нефтехимсервис» в ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, согласно представленной в судебное заседание представителем налогового органа выписке из ЕГРЮЛ и свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 86 № 001815407, Инспекцией ФНС РФ 03.10.2008 произведена государственная регистрация ликвидации ООО «Нефтехимсервис».

Учитывая, что на момент рассмотрения дела в суде допущенное налоговым органом нарушение устранено, основания для удовлетворения требований арбитражного управляющего ООО «Нефтехимсервис» в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Суд считает, что согласно статье 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы следует отнести на ответчика, поскольку государственная регистрация произведена после обращения заявителя в суд.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия инспекции Федеральной налоговой службы по г.Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, выразившегося в невнесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Нефтехимсервис» и обязании произвести государственную регистрацию ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Нефтехимсервис» отказать.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нефтеюганску (628309, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...>) в пользу ФИО1 (ИНН <***>, КПП 860401001, 628305, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Судья Г.А.Шабанова