ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-4310/20 от 11.11.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 ноября 2020 г.

Дело № А75-4310/2020

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2020 года

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Касумовой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Югория Лифт СП" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо муниципальное водоканализационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицоо взыскании 1 189 946 руб., при участии представителей сторон:

от истца – ФИО1 по доверенности от 01.04.2019,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 07.11.2019 № 68,

от третьего лица – ФИО3 о доверенности от 10.06.2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Югория Лифт СП" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
с иском муниципальному водоканализационному предприятию муниципального образования город Ханты-Мансийск о взыскании 1 189 946 руб. стоимости капитального ремонта лифтового оборудования.

На основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (определение суда от 27.08.2020).

Определением суда от 24.09.2020 по ходатайству истца Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов привлечен в качестве соответчика; судебное разбирательство по делу отложено на 11.11.2020.

В судебном заседании представитель истца заявил об исключения муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск из числа ответчиков по делу, просил взыскать с Югорского фонда капитального ремонта
1 189 946 руб. неосновательного обогащения.

Протокольным определением от 11.11.2020 суд, руководствуясь статьями 47, 49, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключил муниципальное образование город Ханты-Мансийск из числа ответчиков по делу, привлек муниципальное образование город Ханты-Мансийск к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
на стороне ответчика; принял к рассмотрению уточненные исковые требования истца
от 10.11.2020 № 416.     

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, истцом произведен ремонт лифтового оборудования в многоквартирных домах, расположенных в городе Ханты-Мансийске, по адресам:
ул. Комсомольская, 65, ул. ул. Ямская, дома 10, 12, 14, 16, ул. Ледовая, дома 7, 11.

Согласно доводам искового заявления, выполненные истцом ремонтные работы
по ремонту лифтового оборудования являются капитальным ремонтом, ремонт выполнен истцом на основании обращений граждан (обращения граждан истцом в дело
не представлены), без согласования условий ремонта с управляющей организацией (муниципальное водоканализационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск).

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.

Между истцом (исполнитель) и муниципальным водоканализационным предприятием муниципального образования город Ханты-Мансийск (заказчик) заключен договор на оказание услуг технического обслуживания лифтового оборудования от 29.12.2018 № ЕП-38/223, в соответствии с условиями которого заказчик, являющийся управляющей (обслуживающей) компанией в многоквартирных жилых домах, в которых расположены лифты, поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства
по выполнению технического обслуживания и ремонту лифтового оборудования согласно приложению № 1 (ТО-1 (ежемесячный текущий ремонт), ТО-3 (квартальный текущий ремонт), ТО-6 (полугодовой текущий ремонт), ТО-12 (годовой текущий ремонт)).

Поскольку выполненные истцом ремонтные работы лифтового оборудования относится к работам капитального характера, истец полагает, что ответчик Югорский фонд капитального ремонта, являясь региональным оператором в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, и осуществляющий деятельность, направленную
на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, является обязанным возместить ему затраты по выполненному капитальному ремонту, полагая, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.       

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества
в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 статьи 162 названного Кодекса по договору управления многоквартирном домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений
за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации
и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006
№ 491 (далее - Правила № 491).

В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 2 Правил № 491 лифты, лифтовое оборудование относятся к общему имуществу в жилом доме, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений
в соответствующем доме.

При этом с учетом положений статьи 3, 36 Федерального закона от 30.12.2009
№ 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" работа лифтов как элементов системы инженерно-технического обеспечения должна быть безопасной
и требует постоянного технического обслуживания, осмотров и проверок.

В подпункте "з" пункта 11 Правил № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий
и капитальный ремонт.

Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Правила № 290), устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества
в многоквартирном доме, а Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества
в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт
"г" пункта 6 Правил № 290).

В силу пункта 5.10.2 Правил № 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, предприятия и организации,
в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

Согласно приложению № 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденному приказом Госстроя России от 30.06.1999 № 158, текущий ремонт лифта представляет собой ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей; капитальный ремонт лифта - ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Из материалов дела усматривается, что истцом выполнены работы:
ул. Комсомольская, 65, п. 2: замена источника бесперебойного питания, замена натяжителей ремня ПДК (дефектные ведомости от 13.02.2019, от 29.11.2019, акты
на замену оборудования и материалов лифта от 15.02.2019, от 29.11.2019, т. 1 л.д. 99, 100, 104, 105); ул. Ямская, 10, п. 3: восстановление лифта после затопления (акт на замену оборудования и материалов лифта от 02.11.2019, т. 1 л.д. 46); ул. Ямская, 12, п. 1: замена подшипников (дефектная ведомость от 20.08.2019, акт на замену оборудования
и материалов лифта от 27.08.2019, т. 1 л.д. 77, 78); ул. Ямская, 12, п. 2: замена подшипников (дефектная ведомость от 11.2019, акт на замену оборудования и материалов лифта от 02.12.2019, т. 1 л.д. 61, 62); ул. Ямская, 12, п. 3: замена частотного преобразователя (дефектные ведомости от 18.04.2019, от 01.11.2019, акты на замену оборудования и материалов лифта от 17.05.2019, от 19.04.2019, от 02.12.2019, т. 1 л.д. 68, 69, 87,88, 89); ул. Ямская, 14, п. 1: замена привода дверной кабины (дефектная ведомость
от 18.07.2019, акт на замену оборудования и материалов лифта от 19.07.2019, т. 1 л.д. 82, 83); ул. Ямская, 16, п. 2 п. 4: замена ПДК (дефектные ведомости
от 25.02.2019, от 09.2019, акт на замену оборудования и материалов лифта от 29.04.2019,
т. 1 л.д. 75, 93, 94, 95); ул. Ледовая, 7: замена КВШ (дефектная ведомость от 15.1.2019, т. 1 л.д. 123); ул. Ледовая, 11, п. 1: замена ПВШ  (акт на замену оборудования и материалов лифта от 18.11.2019, т. 1 л.д. 47); ул. Ледовая, 11, п. 2: замена КВШ, канатов (дефектная ведомость от 15.11.2019, т. 1 л.д. 52); ул. Ледовая, 11, п. 5: замена КВШ (дефектная ведомость от 15.11.2019, акт на замену оборудования и материалов лифта от 18.11.2019,
т. 1 л.д. 56, 57).

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на эти помещения.

Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов создан в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2013 № 632-рп "О создании некоммерческой организации "Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов".

Основными функциями Югорского фонда  капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии со ст. 180 Жилищного Кодекса Российской Федерации являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений
в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта
на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного Кодекса Российской Федерации решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме.

В силу части 2 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, регионального оператора либо по собственной инициативе.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно определять виды работ по капитальному ремонту общего имущества, исходя из документально установленной необходимости их проведения в многоквартирном доме, и сроки проведения, равно как и управляющей компании законодательно представлена возможность предлагать на утверждение собственникам вопрос о проведении необходимых для обеспечения соблюдения требований к надежности и безопасности многоквартирного дома. При соблюдении регламентированной процедуры обращения
к Региональному оператору об актуализации окружной программы, программа изменяется и утверждается Правительством округа в новой редакции, а Региональный оператор
в свою очередь обеспечивает ее исполнение путем привлечения подрядной организации
в порядке, установленном пунктом 3 части 2 статьи 182 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
о проведении капитального ремонта общего имущества в этом доме должны быть определены источники финансирования. В частности, собственники могут принять решение о дополнительном взносе для оплаты услуг и (или) работ и порядке его оплаты (часть 1.1 статьи 158, часть 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем, собственниками многоквартирных домов не принималось решение
о проведении капитального ремонта лифтового оборудования в установленном законом порядке, не определялись источники финансирования, не производились
какие либо действия по согласованию условий капительного ремонта лифтового оборудования.

Управляющая компания каких-либо действий по организации капитального ремонта лифтового оборудования, возмещению стоимости работ по ремонту не производила.

Истец в правоотношениях с Югорским фондом капитального ремонта не состоит.

Выполнение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования, их стоимость истцом с Югорским фондом капитального ремонта не согласовывалась; Югорский фонд капитального ремонта в качестве технического заказчика не привлекался.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.12.2013 № 568-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (приложение № 1), Порядок актуализации Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 2).

Многоквартирные дома по адресам: <...> включены в окружную программу капитального ремонта; при этом, капитальный ремонт лифтового оборудования в домах по адресам ул. Ледовая, дома 7, 11 ул. Ямская, дома 10, 12 не запланирован окружной программой; капитальный ремонт лифтового оборудования в домах 14, 16 ул. Ямская запланирован на плановый период 2035-2037 годы; дом по адресу ул. Комсомольская, д. 65 не включен в окружную программу.

Окружная программа капитального ремонта при необходимости может быть актуализирована и изменена по инициативе собственников в части перечня планируемых видов услуг и (или) работ и установленных сроков капитального ремонта в порядке, предусмотренном приложением № 2 к Постановлению Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2013 г. № 568 "О программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

В силу положений статей 168, 178, 180, 182, 188 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы. В силу прямого предписания закона, Региональный оператор обеспечивает исполнение утвержденной окружной программы, и, следовательно, на него не может быть возложена обязанность обеспечения проведения капитального ремонта в доме, в отношении которого такие виды работ не предусмотрены программой.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

При заявлении требования о взыскании неосновательного обогащения в предмет доказывания входят: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств
за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения указанных денежных средств, а также размер неосновательного обогащения.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся основанием для взыскания неосновательного обогащения в соответствии с частью 1 статьи 65, частью 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на истце.

Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что неосновательного обогащения на стороне ответчика по смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации
не возникло. Также, в силу указанных выше норм Жилищного Кодекса Российской Федерации на ответчика не может быть возложена обязанность по возмещению истцу расходов, связанных с выполненными им работами по ремонту лифтового оборудования.

Оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.    

На основании статей 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит судебные расходы по оплате государственной пошлины на истца, как на сторону, не в пользу которой был принят судебный акт.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок
со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                    С.Г. Касумова