ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-4384/16 от 27.09.2017 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

10 октября 2017 г.

Дело № А75-4384/2016

Резолютивная часть решения вынесена 27 сентября 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 10 октября 2017 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Щепелина Ю.П., при ведении протокола заседания секретарем Шиховой Г.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению публичного акционерного общества "АВИАКОМПАНИЯ "ЮТЭЙР" (ОГРН: <***>, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город
Ханты-Мансийск, аэропорт) к открытому акционерному обществу "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ВОЛГОГРАД" (ОГРН: <***>, место нахождения: 400036, Волгоградская область, город Волгоград, поселок Аэропорт) о взыскании 158 898 рублей 06 копеек,

при участии представителей:

от истца - ФИО1 по доверенности от 01.01.2017 № Д-150/17,

от ответчика - ФИО2 по доверенности от17.05.2017 № 20/2017,

установил:

публичное акционерное общество "АВИАКОМПАНИЯ "ЮТЭЙР" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
с иском к открытому акционерному обществу "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ВОЛГОГРАД" (далее – ответчик) о взыскании 129 494 рублей 05 копеек, в том числе 104 462 рублей 40 копеек - основной задолженности, 25 031 рубля 65 копеек - процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных за период с 01.03.2014 по 10.03.2017. В качестве основания для удовлетворения требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору на предоставление услуг по обслуживанию воздушных судов в международном аэропорту Волгоград от 02.12.20018 № 6/2009/81/08АО (далее - договор).

Исследовав материалы дела и доводы участвующих в деле лиц, суд установил нижеследующее.

02 декабря 2008 года между истцом (Авиакомпания) и ответчиком (Аэропорт) заключен Договор № 6/2009/81/08 на предоставление услуг по обслуживанию воздушных судов.

Пунктом 1.1. Договора Исполнитель производит аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов Заказчика при выполнении им регулярных и нерегулярных полетов на воздушных линиях Российской Федерации, международных воздушных линиях, а Заказчик – производит оплату за это обслуживание.

Платежи и расчет определены в разделе 4 Договора.

Срок действия договора с 01.01.2009 по 31.12.2009 (пункт 7.1. Договора).

В предмет спора входит право истца требовать от эксплуатанта воздушного судна оплаты аэропортового сбора за метеообеспечение, утвержденного индивидуально
для каждого аэропорта, в случае каждого взлета с посадочной площадки.

Согласно статье 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями
и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов; аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование; посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения,
в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные
для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Пунктом 2.7.1. Приказа Министерства транспорта России от 31.07.2009 № 128" Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации Российской Федерации" предусмотрено,
что при подготовке к полету командир воздушного судна или, в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок, эксплуатант обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.

Истец является федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

На его услуги распространяется Приказ Росгидромета от 07.05.2014 № 238
"Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц
за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания".

Порядок разработан в целях установления единого подхода к формированию платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждений.

В соответствии с пунктом 4 данного Порядка размер платы за платные услуги (работы определяется на основании: а) установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждений (при наличии); б) размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждениями платных услуг (работ), а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества с учетом анализа фактических затрат учреждений на оказание платных услуг (работ) в предшествующие периоды, прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждениями платных услуг (работ), включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, анализа существующего
и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы)
и уровня цен (тарифов) на них, анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).

Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что учреждения, оказывающие (выполняющие) платные услуги (работы), обязаны в доступной форме предоставлять физическим и юридическим лицам необходимую достоверную информацию о перечне платных услуг (работ) и их стоимости.

Согласно пункту 6 Порядка определение состава затрат, применяемых для расчета платы за услугу (работу) и оценки ее обоснованности производится в соответствии
с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях обеспечения граждан и экономики, относится
к гражданской авиации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных
и других перевозочных документов устанавливается уполномоченным органом
в области гражданской авиации.

Ставки сборов а аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование
в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.2.2. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" формирование правил применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации отнесено к полномочиям Министерства транспорта Российской Федерации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 "Об аэронавигационных и аэропортов сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" в соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации утверждены Перечень
и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание судов в аэропортах
в воздушном пространстве Российской Федерации, Правила взимания рассчитанной
на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах
и воздушном пространстве Российской Федерации.

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах, воздушном пространстве Российской Федерации (пункт 1.1. Перечня).

Аэронавигационные сборы формируются за обслуживание полетов воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в той части воздушного пространства Российской Федерации, которая в установленном порядке определена
для воздушных трасс, маршрутов зональной навигации, местных воздушных линий, районов контролируемых гражданских аэродромов (пункт 1.4. Перечня).

Аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромов и в аэропортах Российской Федерации в соответствии
с законодательством Российской Федерации (пункт 1.5. Перечня).

Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание в районах аэродромов устанавливаются для каждого аэродрома Российской Федерации отдельно (пункт 1.8. Перечня).

Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации гражданской авиации и для каждого аэропорта (сооружения аэропорта) отдельно (пункт 1.9. Перечня).

Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание, цены на материально-технические ресурсы, а также понижающие коэффициенты, применяемые организациями гражданской авиации в соответствии
с пунктами 2, 8 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы
за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, регистрируются и (или) публикуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1.10. Перечня).

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции (пункт 1.13. Перечня).

Пунктами 7, 9 Правил установлено, что сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и аэропортовые сборы взимаются по вылету воздушного судна
и по ставкам в размере, действующем на дату вылета воздушного судна из аэропорта
(с аэродрома). Взимание и применение незарегистрированных
и (или) неопубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, предусмотренных пунктами, 2, 8 настоящего приложения, цен на материально-технические ресурсы, не допускается.

Аэропортом в период с 01.02.2014 по 20.01.2015 выставлялись в адрес Авиакомпании счета-фактуры с выделением оплаты за предоставление в качестве самостоятельных услуг: «помощь по заправке (сливу) водой»; «помощь по облуживанию санузлов»; «вывоз мусора»; «обслуживание пассажиров с ограниченной подвижностью»; «подготовка производства».

Общая сумма, оплаченная Авиакомпанией за указанные услуги, составила 104 462 рубля 40 копеек (в т. ч. НДС). Реестр счетов-фактур контрагента ОАО «Международный аэропорт Волгоград», акцептованных с актами разногласий прилагается. Факт выставления к оплате услуг подтверждается актами выполненных работ: № 13299 от 10.02.2014 с актом разногласий № 412; № 13325 от 20.02.2014 с актом разногласий № 411; № 13355 от 28.02.2014 с актом разногласий № 410; № 13385 от 10.03.2014 с актом разногласий № 409; № 13416 от 20.03.2014 с актом разногласий № 408; № 13450 от 31.03.2014 с актом разногласий № 406; № 13484 от 10.04.2014 с актом разногласий № 401; №13529 от 20.04.2014 с актом разногласий № 402; № 13599 от 30.04.2014. с актом разногласий № 400; № 13688 от 10.05.2014 с актом разногласий № 397; № 13692 от 20.05.2014 с актом разногласий № 398; № 13740 от 31.05.2014 с актом разногласий № 399; № 13771 от 10.06.2014 с актом разногласий № 414; № 13811 от 20.06.2014 с актом разногласий № 487; № 13864 от 30.06.2014 с актом разногласий № 522; № 13907 от 10.07.2014 с актом разногласий № 548; № 13952 от 20.07.2014. с актом разногласий № 570; №13985 от 31.07.2014 с актом разногласий № 586; № 14032 от 10.08.2014 с актом разногласий № 605; № 14146 от 20.08.2014 с актом разногласий № 626; № 14210 от 31.08.2014 с актом разногласий № 625; № 14237 от 10.09.2014 с актом разногласий № 707; № 14318 от 20.09.2014 с актом разногласий № 685; № 14343 от 30.09.2014 с актом разногласий № 685; № 14375 от 10.10.2014 с актом разногласий №711; № 14396 от 20.10.2014 с актом разногласий № 740; № 14633 от 10.01.2015 с актом разногласий № 167; № 14651 от 20.01.2015 с актом разногласий № 153.

Услуги в указанной части Авиакомпанией не приняты, что подтверждается вышеуказанными актами разногласий. Фактически услуги оказаны, оплачены Авиакомпанией в составе комплекса услуг, предусмотренных согласно приказу № 241.

Услуги: «переносное заземление», «помощь по заправке (сливу) водой», «помощь по облуживанию санузлов», «вывоз мусора», «обслуживание пассажиров с ограниченной подвижностью», «подготовка производства» не заказывались в качестве отдельной услуги.

Перечисленные услуги включены в тарифы в соответствии с Приказом № 241: услуга «заземление воздушного судна» входит в тариф за обеспечение приема и выпуска (п. 4.18.1 приказа № 241), услуга «помощь по заправке (сливу) водой» входит в тариф за заправку питьевой водой (п. 4.18.5 приказа № 241), услуга «помощь по облуживанию санузлов» входит в тариф за обслуживание санузлов (туалетов) (п. 4.18.4 Приказа № 241), услуга «вывоз мусора входит в тариф за внутреннюю уборку (п. 4.18.3 Приказа № 241), услуга «обслуживание пассажиров с ограниченной подвижностью» входит в тариф за предоставление аэровокзального комплекса (п. 3.4.1 приказа № 241) и на основании счетов, выставленных в адрес Авиакомпании, оплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями: № 11949от 28.02.2014, № 15172 от 21.03.2014, № 16245 от 28.03.2014, № 24340 от 24.04.2014, № 25343 от 30.04.2014, № 28949 от 29.05.2014, № 30503 от 10.06.2014, № 53014 от 01.07.2014. № 37612 от 14.08.2014, № 37828 от 18.08.2014, № 39145 от 01.09.2014, № 40529 от 15.09.2014, № 43139 от 09.10.2014, № 43559 от 15.10.2014, № 51090 от 31.12.2014.

Учитывая, что условиями Договора была предусмотрена предоплата, общая сумма, оплаченная Истцом за указанные услуги, составила 104 462,40 рублей (в т. ч. НДС). Указанная сумма получена Ответчиком за услуги, которые фактически Ответчиком не оказывались. Расходы на выполнение действий, выделенных Ответчиком в нарушение требований Приказа №241 уже оплачены Истцом в рамках нормальных тарифов за услуги: приемка-выпуск, заправка питьевой водой, обслуживание санузлов, внутренняя уборка, обслуживание прибывающих пассажиров соответственно. Кроме того, такая услуга как «подготовка производства» не может являться отдельной, поскольку аэропорт обязан быть готов к оказанию услуг в любое время и осуществлять подготовку своего производства за счет платы за аэропортовое и наземное обслуживание в целом.

Доводы Ответчика, что данный тариф взимался за предоставление персонала и спецтехники при осуществлении ремонтных работ, несостоятелен, так как в материалы дела Ответчиком не представлено доказательств выполнения ремонта и что, такой ремонт был заказан Истцом. Кроме того, при оказании работ по осуществлению ремонта, в стоимость таких работ включается предоставление персонала и необходимого оборудование. Иначе, выполнение работ в рамках такого обязательства являлось бы невозможным.

При отсутствии документального подтверждения факта оказания спорных услуг, оснований для взимания платы за такие услуги не имеется. В нарушение приведенных норм. Ответчиком не представлено доказательств оказания Истцу каких-либо услуг, не входящих в тарифы, предусмотренные Приказом №241.

Согласно п. 2 ст. 64 Воздушного кодекса РФ перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В силу пункта 5.2.2 Положения о Минтрансе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №395, к полномочиям Минтранса РФ относится принятие нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, в том числе правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации. Единый перечень и порядок установления и взимания сборов и тарифов за аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах установлен Приказом №241.

Таким образом, Ответчик не вправе произвольно устанавливать тарифы за услуги, не предусмотренные Приказом №241.

В соответствии с п.9 Приложения 2 к Приказу № 241 взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, не допускается.

Взимание платы за осуществление обслуживания за «переносное заземление», «помощь по заправке (сливу) водой», «помощь по облуживанию санузлов», «вывоз мусора», «обслуживание пассажиров с ограниченной подвижностью», «подготовка производства» в качестве отдельного тарифа или услуги Приказом №241 не предусмотрена.

Установление и взимание ответчиком в одностороннем порядке дополнительно к базовым тарифам тарифов на отдельные услуги оплаченные истцом в составе базовых тарифов, противоречат требованиям воздушного законодательства РФ в части регулирования правил формирования и применения тарифов и сборов за услуги в области гражданской авиации.

Следовательно, получение денежных средств за названные услуги, которые уже оплачены Авиакомпанией в составе других тарифов, является неправомерным.

На основании изложенного суд пришел к выводу о неправомерности требований ответчика в части взимания платы за «переносное заземление», «помощь по заправке (сливу) водой», «помощь по облуживанию санузлов», «вывоз мусора», «обслуживание пассажиров с ограниченной подвижностью», «подготовка производства».

Таким образом, взысканию с ответчика подлежит основная задолженность
в размере 104 462 рублей 40 копеек.

Дополнительно истец заявил требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 54 435 рублей 66 копеек, исчисленных
за период с 01.03.2014 по 27.09.2017.

Представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен и признан арифметически верным.

Следовательно, взысканию с ответчика подлежат взысканию проценты
за пользование чужими денежными средствами в размере 435 рублей 66 копеек, исчисленных за период с 01.03.2014 по 27.09.2017.

Исходя из размера рассмотренных исковых требований, подлежащая уплате государственная пошлина в соответствии с пунктом 6 статьи 52, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составила 5 767 рублей.

При подаче искового заявления истец уплатил государственную пошлину в размере 4 885 рублей.

На основании статей 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отнес судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 767 рублей на ответчика.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

исковые требования публичного акционерного общества "АВИАКОМПАНИЯ "ЮТЭЙР" удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ВОЛГОГРАД" в пользу публичного акционерного общества "АВИАКОМПАНИЯ "ЮТЭЙР" 158 898 рублей 06 копеек, в том числе 104 462 рубля
40 копеек - основную задолженность, 54 435 рублей 66 копеек - проценты
за пользование чужими денежными средствами.

Взыскать с открытого акционерного общества "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ВОЛГОГРАД" в пользу публичного акционерного общества "АВИАКОМПАНИЯ "ЮТЭЙР" проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на основную задолженность в размере 104 462 рубля
40 копеек исходя из
ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, начиная с 28 сентября 2017 года по день фактического исполнения указанного обязательства. Со дня частичного уменьшения основной задолженности указанные проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению на оставшуюся основную задолженность.

Взыскать с открытого акционерного общества "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ВОЛГОГРАД" в пользу публичного акционерного общества "АВИАКОМПАНИЯ "ЮТЭЙР" 4 885 рублей - судебные расходы по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Обязать акционерное общество "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ВОЛГОГРАД" в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу уплатить в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере
882 рубля.

В случае неисполнения решения суда в указанной части выдать исполнительный лист.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.П. Щепелин