ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-449/16 от 07.06.2016 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

15 июня 2016 г.

Дело № А75-449/2016

Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Зубакиной О.В. при ведении протокола заседания секретарем Ларионовой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628486, <...>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 16.12.2015 № 1206-ГН/35,

с участием представителей сторон:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 23.05.2016 № 427/16,

от административного органа – не явились,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Управление, Управление Росприроднадзора) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 16.12.2015 № 1206-ГН/35.

По мнению заявителя, отсутствуют законные основания для привлечения общества к административной ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения. Законодательно обязанность и срок представления отчетности о комплексе специальных исследований керна с целью подготовки литолого-петрофизической базы для составления геолого-гидродинамических моделей и ТЭО КИН из скважин на Восточно-Перевальном лицензионном участке не закреплены. Аналогичные обязанности не содержит и лицензия, и приложения к лицензии.

Кроме того, как полагает заявитель, отчеты по геолого-геофизическим работам не входят в состав геологической информации, требования по предоставлению которой установлены частью 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах). В данном пункте речь идет о геологической информации, предоставляемой в соответствии с Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологический информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 № 215, в соответствии с Законом о недрах регламентирует представление государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов России для учета запасов и месторождений полезных ископаемых, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил отзыв на заявление.

Административный орган в отзыве возражает против удовлетворения заявления, настаивая на законности привлечения общества к административной ответственности, просит в удовлетворении требований отказать. В отзыве административный орган указал на необоснованность доводов заявителя, поскольку считает, что при регистрации работ по геологическому изучению недр, недропользователь указывает сроки сдачи отчетных документов в фонды геологической информации, зафиксированные в геологическом (техническом) задании и в случае необходимости имеет возможность изменить сроки сдачи отчетных материалов. При этом, общество не сдало в 3 квартале 2014 года отчет под государственным номером № 71100-15-3045 – «Комплекс литолого-петрофизических исследований керна и шлама из скважин на Восточно-Перевальном лицензионном участке (СКВ. 69Р); не сдало в 3 квартале 2015 года отчет под государственным номером 71100-15-3023 «Комплекс специальных исследований керна с целью подготовки литолого-петрофизической базы для составления геолого-гидродинамических моделей и ТЭО КИН из скважин на Восточно-Перевальном лицензионном участке» и продолжило добычу нефти и газа в пределах Восточно-Перевального лицензионного участка», не выполнив условие лицензионного соглашения, т.е. с 01.10.2014 начало пользоваться недрами с нарушением лицензионного соглашения к лицензии ХМН 02814 НЭ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства по делу.

Общество является владельцем лицензии ХМН 02814 НЭ на выполнение работ по добыче нефти и газа, закачка попутного нефтяного газа в газовую залежь пласта ПК1, закачка поверхностных, подтоварных и минерализованных подземных води попутного нефтяного газа для поддержания пластового давления в пределах Восточно-Перевального участка со сроком действия до 03.08.2039 (л.д. 109).

Административным органом установлено, что согласно реестру, представленному Ханты-Мансийским филиалом ФБУ «ТФГИ по УФО» от 09.10.2015 № 1724, обществом проведены следующие работы:

- комплекс литолого-петрофизических исследований керна и шлама из скважин на Восточно-Перевальном лицензионном участке (СКВ. 69Р). Данные работы зарегистрированы под № 71100-15-3045, срок сдачи которых, установлен на 3 квартал 2014 года, т.е. до 01.10.2014;

- комплекс специальных исследований керна с целью подготовки литолого-петрофизической базы для составления геолого-гидродинамических моделей и ТЭО КИН из скважин на Восточно-Перевальном лицензионном участке. Данные работы зарегистрированы под № 71100-15-3023, срок сдачи которых в соответствии с внесенными изменениями, установлен на 3 квартал 2015 года, т.е. до 01.10.2015.

В соответствии с представленной информацией, отчет о проведении работ обществом сдан и принят геологическим фондом 23.11.2015, т.е. позже установленных сроков сдачи.

Усмотрев в действиях общества нарушение пунктов 4 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, административный орган постановлением от 16.12.2015 № 1206-ГН/35 привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (л.д.15-23).

Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Административным органом обществу вменено в качестве нарушения пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользование недрами, заключающихся в предоставлении геологической информации с нарушением установленного срока.

Следовательно, для возможности вменения данного нарушения необходимо, чтобы обязанность предоставления геологической информации в определенный срок была нормативно определена, а также предусмотрена ответственность за непредставление её в срок.

Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон о недрах (далее - Закон о недрах).

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Статьей 12 Закона о недрах определено содержание лицензии на пользование недрами, а также указано, что лицензия может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Обязанности пользователя недр предусмотрены статьей 22 Закона о недрах, одним из которых является выполнение условий, оговоренных в лицензии.

Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрена обязанность пользователя недр по представлению геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации. Выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами установлен пунктом 10 части 2 статьи 22 вышеназванного закона.

Абзацем 10 статьи 27 Закона о недрах установлено, что перечни первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых, требования к содержанию геологической информации о недрах и форма ее представления, порядок представления   геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр. Указанным органом является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Вместе с тем, Роснедра не издан нормативный правовой акт, определяющий сроки представления геологической информации.

Административный орган в оспариваемом постановлении ссылается на пункт 5.6 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53579-2009 «Система стандартов в области геологического изучения недр (согин). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению», согласно которому состав отчета определяется инструкцией или иным нормативным документом по данному виду работ федерального органа управления государственным фондом недр. Особенности состава, не нормируемые инструкцией, должны быть определены соглашением между заказчиком и исполнителем и зафиксированы в геологическом (техническом) задании на производство работ или в договоре (контракте). Положения соглашений, договоров, заданий, противоречащие действующим инструкциям или иным нормативным документам, являются недействительными. Сроки представления отчета в фонды определяются лицензионным соглашением, контрактом, договором и фиксируются в геологическом (техническом) задании.

Лицензионное соглашение и дополнения к нему не содержат данных о сроках предоставления отчетов. Пункт 9.1 статьи 9 Дополнения № 1 (приложение № 10) к лицензии содержит требование о предоставлении геологической информации в федеральный и территориальный органы геологической информации. Пункт 10.1 статьи 10 Дополнения № 1 (приложение № 10) к лицензии содержит лишь общие требования о необходимости выполнения требований законодательства по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с использованием недр.

Суд считает необоснованной ссылку административного органа на Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами, утвержденный приказом Минприроды России от 03.04.2013 № 121 (далее – Административный регламент).

Пунктом 1 данного Административного регламента установлено, что он определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра) и его территориальных органов при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами.

Следовательно, установленные в Административном регламенте требования о соблюдении определенных сроков касаются только Роснедра.

В пункте 26 Административного регламента действительно содержатся требования к заявлению о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр должно содержать, в числе которых указан и срок сдачи отчетных документов в фонды геологической информации (квартал, год) (подпункт 8).

Вместе с тем, данное обстоятельство никак не влияет на возникновение у общества обязанности по представлению информации в срок, указанный в заявлении о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр.

Таким образом, арбитражный суд пришёл к заключению, что ни нормативно, ни в лицензии (лицензионном соглашении, договоре) не определены сроки предоставления геологической информации, а также обязанность предоставления информации в эти сроки. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Принимая во внимание в совокупности приведенные нормы и установленные обстоятельства, арбитражный суд удовлетворяет заявленные требования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 16.12.2015 № 1206-ГН/35

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья О.В. Зубакина