Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (34671) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
26 июня 2018 г.
Дело № А75-4525/2018
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2018 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Инкиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Приколотто Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮграТеплоГазСтрой» (ОГРН <***>,
ИНН <***>, место нахождения: 628002, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийский комплексный центр социального обслуживания населения» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о взыскании 753 387 рублей 55 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>),
с участием представителей сторон:
от истца – ФИО1 по доверенности от 01.10.2017,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 06.04.2018,
от третьего лица – не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ЮграТеплоГазСтрой» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – ответчик, Учреждение) о взыскании 699 685 рублей
09 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию и 53 702 рублей 46 копеек пени на основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2015 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (с последующим начислением по день уплаты долга), всего 753 387 рублей 55 копеек.
Определением от 07.05.2018 арбитражный суд по ходатайству истца принял
к рассмотрению увеличенный размер исковых требований в части пени до 60 106 рублей 77 копеек.
Определением суда от 28.05.2018 судебное заседание по делу отложено на 20 июня 2018 года в 15 часов 00 минут.
Третье лицо, извещенное о времени и месте проведения судебного заседания,
не явилось.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
В ходе судебного заседания представитель истца увеличенные исковые требования и доводы искового заявления поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск.
Третье лицо представило отзыв на иск, по доводам которого находил исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истец в период с 01.09.2017 по 31.12.2017 через присоединенную сеть производил поставку тепловой энергии в помещения, расположенные в здании № 45 по ул. Энгельса в г. Ханты-Мансийске.
Спорные помещения общей площадью 13 974,92 кв.м., из них 7 838,4 кв.м. предназначены для проживания (жилые комнаты), принадлежат ответчику на праве оперативного управления, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права оперативного управления за учреждением.
Ссылаясь на то обстоятельство, что от заключения договора на поставку тепловой энергии в жилые помещения общей площадью 7 838,4 кв.м. в спорный период ответчик уклонился, а оплата за поставку фактически потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений, принадлежащих Учреждению на праве оперативного управления, ответчиком не производилась, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане
и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение
и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; 7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации плата
за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: 1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации
к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие права и обязанности сторон по договору социального найма жилого помещения.
На основании пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно абзацу третьему статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение; если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Таким образом, гражданское и жилищное законодательство устанавливают обязанность нанимателей по договорам найма вносить плату за коммунальные услуги,
при этом по общему правилу соответствующая плата должна вноситься ими непосредственно исполнителю коммунальных услуг (в том числе и в случае, когда таковым является ресурсоснабжающая организация). Органы государственной власти и управомоченные ими лица несут расходы на оплату коммунальных услуг только до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда.
В данном случае правовое регулирование, основанное на указанных выше нормах, является специальным по отношению к норме статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, носящей общий характер и предусматривающей возможность иного регулирования, если это предусмотрено законом или договором.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривается истцом, что все спорные жилые помещения, находящиеся в доме по адресу: <...>, в период с 01.09.2017 по 31.12.2017 были предоставлены нанимателям по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, о чем заключены соответствующие договоры между нанимателями
и Учреждением.
Так как спорные жилые помещения не являются свободными и не заселенными, следовательно, потребителями тепловой энергии, поставляемой истцом, является не Учреждение, а наниматели указанных жилых помещений.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование о взыскании
с Учреждения задолженности за поставленную тепловую энергию в заселенные жилые помещения в спорный период удовлетворению не подлежит. Следовательно, не подлежит удовлетворению и требование о взыскании пени.
Довод Общества об отсутствии полномочий у Учреждения на заключение соответствующих договоров найма жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда, в связи с чем договоры, заключенные истцом непосредственно с нанимателями жилых помещений на поставку тепловой энергии, были впоследствии расторгнуты Обществом на данном основании, подлежит отклонению, поскольку указанное полномочие представлено ответчику постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.12.2006 № 316-П «О порядке предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (пункт 23).
Более того, договоры найма в установленном законом порядке заинтересованными лицами не оспорены и не признаны судом недействительными. Доказательств обратного не представлено.
В то же время отсутствие письменных договоров между ресурсоснабжающей организацией и нанимателями жилых помещений по договору социального найма, являющимся фактическими потребителями коммунального ресурса, в данном конкретном случае не освобождает нанимателей от оплаты оказанной им коммунальной услуги.
Доводы истца в данной части подлежат отклонению.
На основании вышеизложенного иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на истца. В недоплаченной части государственная пошлина подлежат взысканию
с истца в доход федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «ЮграТеплоГазСтрой» отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЮграТеплоГазСтрой»
в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 128 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.В. Инкина