ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-459/2021 от 04.06.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

11 июня 2021 г.

Дело № А75-459/2021

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2021 г.

Решение изготовлено в полном объеме 11 июня 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) дело по заявлению акционерного общества «Россети Тюмень» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об спаривании решения от 25.12.2020 № 086/07/3-2250/2020 и предписания от 25.12.2020 № 131, с привлечением к участию в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества
с ограниченной ответственностью «СК-Технология», общества с ограниченной ответственностью «ЕНИСЕЙ ИНЖИНИРИНГ», общества с ограниченной ответственностью «КАДАСТРОВЫЙ СПУТНИК», муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости и приватизации жилья города Нижневартовска», общества с ограниченной ответственностью «Центр кадастровых технологий»,  общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «РЕСУРС», общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР КАДАСТРА», общества с ограниченной ответственностью «ТОПОКАД»; общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КАДАСТРА»,

с участием представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя – ФИО1 по доверенностям от 29.12.2020 № 69844, от 26.05.201
№ 73666, диплом рег. № 14290 от 30.10.2005,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2020 № 3, диплом рег. № 2876 от 06.07.2007 (до перерыва в судебном заседании), ФИО3
по доверенности от 12.01.2021 № 1, диплом рег. № 299 от 23.06.2017 (после перерыва
в судебном заседании),

от третьих лиц – не явились,

установил:

акционерное общество «Россети Тюмень» (далее - заявитель, АО «Россети Тюмень») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Ханты-Мансийское УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения от 25.12.2020 № 086/07/3-2250/2020 и предписания
от 25.12.2020 № 131.

Определениями суда от 26.01.2021, 07.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены участники закупки общество с ограниченной ответственностью «СК-Технология» (далее - ООО «СК-Технология»), общество с ограниченной ответственностью «ЕНИСЕЙ ИНЖИНИРИНГ», общество с ограниченной ответственностью «КАДАСТРОВЫЙ СПУТНИК», муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости и приватизации жилья города Нижневартовска», общество с ограниченной ответственностью «Центр кадастровых технологий»,  общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «РЕСУРС», общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР КАДАСТРА», общество с ограниченной ответственностью «ТОПОКАД», общество с ограниченной ответственностью «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КАДАСТРА».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица требования не признал, просил отказать
в удовлетворении требований.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку своих представителей в суд.

Суд, заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

При проведении закупочных процедур АО «Россети Тюмень» руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» согласно протоколу от 17.12.2018 № 334, с изменениями
в редакции протокола от 28.05.2020 № 417 (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). 

В соответствии с пунктом 3.1.1 Стандарта закупок официальным сайтом
в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на котором размещается информация о закупках АО «Россети Тюмень», является сайт (единая информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд), предусмотренный законодательством Российской Федерации.

01.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru АО «Россети Тюмень» опубликовано извещение № 32009638992 о проведении запроса предложений
в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по технической инвентаризации, выполнение кадастровых работ (оформлению технических планов), сопровождение процедуры кадастрового учета объектов недвижимости, проведение кадастровых работ с целью размещения объектов электросетевого хозяйства на земле (лесных) участках, установление границ охранных зон с внесением сведений в ЕГРН
для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети (Управление).

Требования к участником закупки установлены пунктом 1.4 документации
о закупке. Согласно подпункту 1.4.3 документации о закупке для того, чтобы принять участие в закупке, участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в части
II «Информационная карта закупки» (далее - информационная карта).

Из пункта 12 информационной карты следует, что требования к участникам закупки устанавливаются согласно приложению № 3 к документации о закупке.

Пунктом 2 Приложения № 3 к документации установлено требование о наличии квалифицированных кадровых ресурсов в количестве необходимом для выполнения работ, в сроки в соответствии с Техническим заданием, в том числе: кадастровые инженеры, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность и имеющие членство в саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности (пункт 2 статьи
33 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 02.08.2019г.) - не менее 2 (двух) человек. Информация должна быть представлена в форме справки о кадровых ресурсах
по форме, установленной в закупочной документации, планируемых к привлечению
для выполнения договора.

Документы, содержащие сведения по этому критерию и требование к оформлению данных документов:

необходимо предоставить на 2 (двух) кадастровых инженеров следующие документы, подтверждающие право и квалификацию в сфере кадастровой деятельности:

- трудовые договоры/трудовые книжки, заверенные участником датой, подтверждающей трудовые отношения между специалистом и участником, документы
о получении профессионального образования (дипломы/ свидетельства/ удостоверения), документы о повышении квалификации (сканированные копии с оригинала),

- выписки из реестра членов СРО кадастровых инженеров (в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», форма выписки в соответствии с приказом от 04.03.2019г. № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулирующей организации»,

- документы, подтверждающие наличие действующей усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи кадастрового инженера
(в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 29.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» (копии сертификатов квалифицированной электронной подписи),

- действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров (сканированные копии).

Параметры признания заявки по данному критерию несоответствующей:

- несоответствие предложения участника по критерию установленным
в документации о закупке требованиям по количеству кадровых ресурсов и/или их несоответствие установленной квалификации;

- не предоставление документов или предоставление неполного пакета документов;

- отсутствие/непредставление документов, подтверждающих квалификацию специалистов, в случае запроса заказчика/организатора.

Пунктом 6 приложения № 3 к документации установлено, что в случае, если участником предусмотрено привлечение субподрядчика (соисполнителя/субпоставщика), требуется наличие соглашения о намерениях заключить договор между участником
и каждым привлекаемым субподрядчиком/соисполнителем/субпоставщиком (выполняющего 5% и более объема поставок, работ, услуг), с предоставлением сведений
о перечне, объемах, стоимости и сроках выполнения, возлагаемых
на субподрядчика/соисполнителя/субпоставщика поставок, работ, услуг.

Привлечение субподрядчиков/соисполнителей/субпоставщиков: допускается.

Документы, содержащие сведения по этому критерию и требование к оформлению данных документов: сведения о распределении объемов поставок, работ (услуг) между участником и субподрядчиками (соисполнителями/со поставщиками) в объеме выполняемых поставок, работ, услуг по форме, установленной в закупочной документации.

Параметры признания заявки по данному критерию несоответствующей:

- не предоставление документа (ов);

- несоответствие оформления либо содержания сведений о распределении объемов поставок, работ (услуг) между участником и субподрядчиками (соисполнителями/сопоставщиками) в объеме выполняемых поставок, работ, услуг требованиям, установленным в документации о закупке;

- несоответствие участника закупки (привлекаемых участником закупки субподрядчиков (соисполнителей, субпоставщиков) требованиям к участникам закупки
и привлекаемыми им субподрядчиками (соисполнителями/субпоставщиками), установленным документацией о закупке.

В Ханты-Мансийское УФАС поступила жалоба ООО «СК-Технология» (вх. от 11.12.2020 № 2498-ж) на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме.

В жалобе ООО «СК-Технология» указывало на то, что заказчик неправомерно отклонил его заявку от участия в закупке в связи с тем, что в документации о закупке установлены необоснованные, избыточные обязательные требования к участникам закупки, чем ограничил круг участников закупки и нарушил его права и законные интересы заявителя как участника закупки.

25.12.2020 антимонопольным органом вынесено решение по жалобе № 086/07/3-2250/2020, которым в действиях АО «Россети Тюмень» признаны нарушения части
1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пунктов 2, 9,13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании решения АО «Россети Тюмень» выдано предписание № 131
от 25.12.2020, в соответствии заказчику надлежало внести изменения в закупочную документацию; разместить информацию о внесенных изменениях в ЕИС в сфере закупок в сети интернет по адресу www.zakupki.gov.ru; отменить протоколы, составленные при проведении закупки; вернуть закупку на стадию приема заявок.

Не согласившись с решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования
к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей
18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон
№ 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести
к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые
не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ определено, что антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

С учетом изложенного в полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников закупки входит проверка оспариваемых действий заказчика не только на соответствие их положению о закупке, но и на их соответствие положениям Закона
№ 223-ФЗ (пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках).

Поскольку поданная в Управление жалоба ООО «СК-Технология» была мотивирована в том числе установлением заказчиком избыточных требований, которые ограничивают круг участников закупки, антимонопольный орган при рассмотрении указанной жалобы и вынесения оспариваемых решения и предписания не допустил нарушений закона, действовал в пределах своей компетенции и не вышел за пределы доводов жалобы.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми
в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Законом № 223-ФЗ в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества
и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования
к закупке товаров, работ, услуг.

Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств
на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных
на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи
3 Закона № 223-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные
с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно
и включаются в положения о закупке.

Как было выше указано, в соответствии с документацией о закупке участник закупки должен иметь кадровый ресурс из двух кадастровых инженеров, в подтверждение чего должны быть предоставлены трудовые договоры/трудовые книжки, заверенные участником датой, подтверждающей трудовые отношения между специалистом
и участником, документы о получении профессионального образования(дипломы/ свидетельства/ удостоверения), документы о повышении квалификации (сканированные копии с оригинала), выписки из реестра членов СРО кадастровых инженеров, документы, подтверждающие наличие действующей усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи кадастрового инженера, действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров (сканированные копии).

В случае неполного представления документов, перечисленных в информационной карте, закупочная комиссия признает поданную на участие в закупке заявку
не соответствующей требованиям документации и отклоняет ее.

Вместе с тем установленные заказчиком требования не влияют на возможность надлежащего исполнения обязательств по договору и, учитывая возможность участника закупки привлечь субподрядчиков для исполнения договора, приводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки, поскольку потенциальный участник закупки может на момент подачи заявки не иметь в штате квалифицированный кадровый ресурс, равным образом являясь участником рынка, выполняющим требуемые работы надлежащим образом.

Документацией к закупке допускается привлечение субподрядчиков, однако этом пунктом 6 приложения № 3 к документации установлено процентное ограничение выполнения объема работ, а также необходимость представления намерения заключить договор между участником и каждым привлекаемым субподрядчиком с предоставлением сведений о перечне, объемах, стоимости и сроках выполнения, возлагаемых
на субподрядчика.

Как обоснованно указано в оспариваемом решении антимонопольного органа, согласно положениям о Закона о закупках заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки,  в связи с чем условия и порядок привлечения третьих лиц - субподрядчиков должны определяться исполнителем по договору самостоятельно.

Установление в документации вышеуказанных требований к составу заявки участника является неправомерным, поскольку контроль распределения объемов оказания услуг между генподрядчиком и субподрядчиком является вмешательством
в хозяйственную деятельность исполнителя по договору и также не влияет на надлежащее исполнение участником обязательств по договору.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2021 по делу № А75-13590/2020.

С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины относятся
на заявителя.

          Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления.

          Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.       

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

          Судья                                         Л.С. Истомина