ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-4824/14 от 30.06.2014 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

02 июля 2014 г.

Дело № А75-4824/2014

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2014 г.

Полный текст решения изготовлен 02 июля 2014 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Фёдорова А.Е., при ведении протокола секретарём  Ощепковой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о привлечении общества
с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко» к административной ответственности,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2014 № 15,

от общества с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко» – не явились,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей            и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре                     (далее - управление, заявитель, административный орган)  обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко»  (далее - общество, заинтересованное лицо, ООО «Алькор и Ко») к административной ответственности,
за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Требования мотивированы нарушением обществом  прав потребителей, а именно реализации товара без информации на русском языке.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, месте
и времени судебного заседания. Заявитель явку представителя обеспечил, заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица,  надлежащим образом извещённого о рассмотрении дела.

Общество с привлечением к административной ответственности не согласно в
 полном объёме по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, установил следующее.

Как следует из имеющихся в деле документов, управлением 28.03.2014 было вынесено распоряжение N 18 о проведении плановой выездной проверки в отношении
ООО «Алькор и Ко» магазина «Л'этуаль» расположенного по адресу:
<...>, проведённого  на основании распоряжения
от 28.03.2014,  №18 от 28.03.2014.

По результатам проведения плановой выездной проверки заявителем составлен акт от 06.05.2014 № 18.

В акте проверки управлением зафиксирован факт реализации обществом товара, с нарушением требований технических регламентов, а именно: туалетная вода                  EAU D'IKAR изготовитель Франция, объем50мл., в количестве 2 шт. по цене 1330 руб. при отсутствии маркировки парфюмерно-косметической продукции на русском языке, содержащей следующую информацию:

- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;

- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;

- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну):

- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

- наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченный изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя и импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС;

- срок годности;

- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;

- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях;

- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;

- список ингредиентов.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 06.05.2014 обществу вменено нарушение подпунктов  9.2, 9.5 пункта 9 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011                 N 799.

При этом содержание данного протокола об административном правонарушении фактически тождественно содержанию вышеуказанного акта проверки.

Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  материалы дела были переданы
 в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц -           от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ                       "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ).

Показатели качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий, сроки их годности, требования к их упаковке, маркировке, информации о таких пищевых продуктах, материалах и изделиях, условиям изготовления и оборота таких пищевых продуктов, материалов и изделий, программам производственного контроля за их качеством и безопасностью, методикам испытаний, способам утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий должны быть включены в технические документы. Требования утвержденных технических документов являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных видов пищевых продуктов, материалов и изделий (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ установлено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

В случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение             (пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ).

В силу условий пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ, положения пунктов 1 и 4 статьи 20 настоящего Федерального закона распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.

Преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

К числу основных понятий, используемых в настоящем Законе отнесены в числе прочих следующие:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (пункт 2 статьи 4 Закона о защите прав потребителей).

В соответствии с пункт 4 статьи5 Закона о защите прав потребителей на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (пункт 5 статьи 5 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (пункт 2 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 9 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799, в числе прочего предусмотрено следующее:

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;

- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;

- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;

- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;

- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;

- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);

- массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;

- срок годности:

- дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год);

- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;

- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2 - 5 настоящего технического регламента;

- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;

- список ингредиентов в соответствии с пунктом 9.3 настоящей статьи              (подпункт 9.2);

Предусмотренная пунктом 9.2 настоящей статьи информация о парфюмерно-косметической продукции предоставляется на государственном(ых) языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции.

Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном(ых), официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции (подпункт 9.5).

С учетом изложенного, поскольку неинформирование потребителя об условиях использования, хранения парфюмерно-косметической продукции, соблюдения условия использование товара с определенным сроком годности, и т.п., ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья потребителя, к данным правоотношениям применяются соответственно нормы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", - в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения составляет один год согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом действовавшей редакции части 1 статьи 4.5 Кодекса).

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В данном случае у общества имелась возможность соблюдения вышеперечисленных законов, однако, заинтересованное лицо пренебрегло имеющейся у него возможностью, соответственно, вина общества в совершении вмененного административного правонарушения подтверждена материалами дела.

Общество, не отрицая факта совершения административного правонарушения ссылается на нарушение административным органом Федерального закона                             от 26.12.2008 № 94-ФЗ «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), выразившиеся
в том, что проверка последнего проводились ранее по аналогичным основаниям в               2013 году в г. Тюмени.

Данные доводы суд считает не состоятельными.

Порядок организации и проведения плановой проверки регламентирован
статьей 9 Закона № 294-ФЗ.

Согласно данной статье, предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении
о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (часть 1); плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (часть 2).

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения каждой
из предусмотренных статьями 11 и 12 Закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

Таким образом, проверка может осуществляться как по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, так и по месту фактического осуществления деятельности, которым является, к примеру, филиал юридического лица (при этом проведение проверки возможно как в одном месте, так и в нескольких).

Арбитражным судом установлено, что при проведении проверки общества в                  г. Ханты-Мансийске требования Закона № 294-ФЗ о периодичности проведения проверок не нарушены.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих проведение проверки в отношении общества на территории г. Ханты-Мансийска в срок, не превышающий 3 лет.

На основании части 6.1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Поскольку, проверка проводилась в г. Ханты-Мансийске, административным органом план проверки согласован с прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по месту нахождения магазина общества.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает нарушений в части организации и проведении плановой проверки общества.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек, полномочия на составление протокола не превышены. Нарушений при составлении протокола и проведении процедуры оформления выявленного факта административного правонарушения суд не выявил.

Наличие обстоятельств, исключающих производство по делу
об административных правонарушениях, а также отягчающих  ответственность обстоятельств не установлено, в связи с чем судом налагается административный штраф в размере, соответствующем низшему пределу санкции части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственной госпошлиной не оплачиваются.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного                   округа - Югры

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко»
(зарегистрировано 04.11.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 39 по г. Москве,ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 119261, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: Управление Федерального Казначейства по Ханты-Мансийскому автономному
округу - Югре  (Управление Роспотребнадзора в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре), ИНН <***>, КПП 860101001, счет № 40101810900000010001
в РКЦ Ханты-Мансийск, БИК 047162000, КБК 141 1 16 28000 01 6000140.

Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд                     Ханты-Мансийского автономного округа - Югры   не позднее  60 дней  со дня  вступления  настоящего решения  в законную  силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи  20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                       А.Е. Федоров