ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-4980/13 от 08.11.2013 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

27 декабря 2013 года

Дело № А75-4980/2013

Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2013 г.

Решение изготовлено в полном объёме 27 декабря 2013 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола заседания секретарем Самко Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Негуснефть» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии представителей сторон,

от заявителя – Порсева Г.В. по доверенности от 22.07.2013 № 62, Катрич А.С. по доверенности от 20.06.2013 № 57, Изумрудов В.Г. по доверенности от 14.03.2013 № 31,

от ответчика – Першина З.Н. по доверенности от 11.02.2013 № 03-12/00098; Имашева Е.Р. по доверенности от 30.08.2013 № 03-12/05666; Копалина Е.М. по доверенности от 15.03.2013 № 03-12/01282,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Негуснефть» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.02.2013 № 6.

Представители сторон в полном объеме поддержали доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него и дополнениях к ним.

Выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Инспекцией проведена налоговая проверка общества, по результатам которой вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.02.2013 № 6.

Налоговым органом доначислены:

- налог на прибыль организаций за 2010 год в сумме 10 581 943 рублей,

- налог на имущество за 2010 год в сумме 271 589 рублей,

- налог на добавленную стоимость за 1,3 квартал 2010 года в размере 1 320 211 рублей,

- транспортный налог за 2010 год в размере 12 175 399 рублей.

Также решением начислены пени на общую сумму 1 347 431 рубль 37 копеек и штрафные санкции в размере 2 435 079 рублей 06 копеек.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре от 24.05.2013 № 07/148, жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Считая решение инспекции необоснованным, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Изучив представленные доказательства, арбитражный суд считает выводы налогового органа законными, обоснованными и подтвержденными исследованными судом доказательствами.

По пункту 1.2 Решения

По данному эпизоду, Общество считает правомерным включение в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения единовременные денежные вознаграждения, выплачиваемые в связи с прекращением трудового договора.

Доводы Общества не подлежат удовлетворению на основании нижеследующего.

Общество в 2010 году осуществило единовременные денежные единовременные выплаты своим работникам в связи с уходом на пенсию на основании коллективного договора (пункт 3.4.20, раздел III.4 «Социальные льготы, гарантии, компенсации») и включило в состав расходов на оплату труда при исчислении налога на прибыль организаций. В трудовых договорах, данная обязанность по уплате таких выплат не предусмотрена.

Так, при уходе на пенсию, поощрение производится по письменному ходатайству руководителя подразделения. При непрерывном стаже на предприятии размер выплат составляет:

- от 5 до 10 лет - до 10% годового заработка;

- от 10 до 15 лет - до 30% годового заработка;

- от 15 до 20 лет - до 60% годового заработка;

- свыше 20 лет - до годового заработка.

Таким образом, для получения единовременной денежной выплаты, обязательным условием явилось наличие факта достижения пенсионного возраста, дающего право на прекращение трудовой деятельности. Денежные выплаты Обществом осуществлены после окончания трудовых отношений с работниками в связи с выходом на пенсию и направлены на временное поддержание уровня жизни работника после расторжения трудового договора.

Согласно абзацу 1 статьи 255 Налогового кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Пунктом 25 данной статьи установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 Налогового кодекса (Налог на прибыль) относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором (контрактом) и (или) коллективным договором. При этом на основании пункта 25 статьи 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются, в том числе, расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Произведенная Обществом единовременная выплата своим работникам, уходящим на пенсию, аналогична по своему содержанию расходам, поименованным в пункте 25 статьи 270 Кодекса.

Для целей определения источника выплаты премии можно подразделить на две категории:

- премии, выплачиваемые за трудовые -производственные результаты, к которым причисляются любые вознаграждения производственного характера, связанные с трудовой деятельностью работников и выплачиваемые за достижение конкретных трудовых результатов. Как правило, данные премии выплачиваются регулярно.

При выполнении условий, предусмотренных статьей 252 Налогового кодекса (экономическая обоснованность и документальная подтвержденность), такие премии, которые выплачиваются работникам за трудовые-производственные результаты их деятельности относятся к расходам организации по оплате труда и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль согласно статьи 255 Налогового кодекса;

премии, выплачиваемые в виде поощрений, не связанных с производственными результатами. К данной группе премий относятся единовременные выплаты работникам, приуроченные к какому-либо событию, например к юбилейной дате, празднику, уходу на пенсию. Такие вознаграждения носят разовый характер, они не включены в систему премирования организации и как правило не закреплены положением о премировании либо другим локальным нормативным актом. Согласно пункту 21 статьи 270 Налогового кодекса данные премии выплачиваются за счет прибыли организации.

Позиция Минфина Российской Федерации по данному вопросу изложена в письмах от 07.08.2009 № 03-03-06/1/549, 20.02.2008 № 03-03-06/1/120, 01.08.2007 № 03-03-06/4/103, 21.05.2008 № 03-04-05-01/172. Из писем следует, что расходы организации на выплату материальной помощи своим работникам не учитываются в целях исчисления налога на прибыль, вне зависимости от оснований ее выплаты. Делается акцент на том; что суммы материальной помощи не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль независимо от того, что ее выплата предусматривается трудовыми или коллективным договорами. Вышеназванные нормативные акты указывают на то, что выплата материальной помощи организацией своим бывшим работникам-пенсионерам также не включается в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 13018/10 отнесение организациями к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сумм в виде надбавок к пенсии, единовременных пособий уходящим на пенсию работникам и иных аналогичных выплат, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, признано неправомерным в связи с тем, что указанные выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника. (Данное толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел).

Вместе с тем, в пункте 25 Налогового кодекса установлено, что расходы организации в виде надбавок к пенсиям, а также единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 13018/10 отнесение организациями к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, сумм в виде надбавок к пенсии, единовременных пособий уходящим на пенсию работникам и иных аналогичных выплат, предусмотренных трудовыми и (или) коллективными договорами, признано неправомерным.

Таким образом, единовременное поощрение, выплачиваемое при увольнении работников по собственному желанию впервые в связи с выходом на пенсию, предусмотренное коллективным договором или локальным нормативным актом компании, не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина России от 21.10.2011 N 03-03-06/1/679), признано неправомерным в соответствии с Поставлением Президиума Высшего Арбитражного суда.

По пункту 1.3 Решения

Суд соглашается с выводом налогового органа о том, что неверно выбранный код ОКОФ 14 3315051 «Приборы, аппаратура из стекла, кварца и фарфора (приборы для измерения физико-химических свойств материалов) в отношении основного средства Микон-101-00 (система комплексного контроля скважин) повлекло нарушение при исчислении налога.

Согласно руководству по эксплуатации (МК 101.00.00.0.00-Т РЭ) системы комплексного контроля скважин Микон-101 и Микон-уровнемер предназначены для:

- определения уровня жидкости и измерения величины давления в затрубном пространстве нефтяных скважин;

- исследования работы скважин с глубинными штанговыми насосами методом динамометрирования с целью контроля работы насосного оборудования, получения динамограммы работы.

Исходя из функционального назначения, данное основное средство предполагает отнесение его по коду ОКОФ 14 3315567 «Аппаратура для контроля работы глубинных насосов электропогружных» и в соответствии с классификацией относится к 3-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет.

Таким образом, верно определив амортизационную группу 3, налогоплательщик выбрал не правильный код ОКОФ 14 3315052 «Приборы, аппаратура из стекла, кварца фарфора) приборы для измерения физико-химических свойств материалов); приборы для измерения температуры и влажности, приборы и аппараты количественного и качественного анализа веществ; лаборатория в виде комплектов приборов, оборудования и посуды», что так же является причиной не правильного исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Аналогично, неправомерно отнесен к 3-й амортизационной группе прибор Микон-уровнемер скважинный по коду ОКОФ 14 33115020 «Приборы аппаратура из стекла, кварца и фарфора (приборы для измерения физико-химических свойств материалов); приборы для измерения температуры и влажности, приборы и аппараты количественного и качественного анализа веществ; лаборатория в виде комплектов приборов, оборудования и посуды» со сроком полезного использования свыше 3 лет.

Также суд признает обоснованным вывод инспекции о том, что согласно техническому паспорту (ЦТКД 065 ПС) станция управления электродвигателями погружных насосов «Электон- 05-250А» предназначена для управления, защиты и регулирования частоты вращения электродвигателей погружных насосов, применяемых для добычи нефти. В комплектность входят в том числе контролеры «Электон-09.1-УХЛ2» и «Электон 09.2-УХЛ2».

По своим техническим характеристикам станция не является погружным насосом, а предназначена для контроля управления и защиты электродвигателей погружных насосов, то есть, относится к оборудованию для контроля технологических процессов (добыча нефти). Ввиду чего, станции управления электродвигателями погружных насосов «Электон-05» не может относится к 3 амортизационной группе по коду ОКОФ 14291202 «Насосы артезианские погружные» как определил налогоплательщик.

Согласно техническому паспорту (МКСД.674710.001-03ПС) станция управления УЭЦН «РУМБ» предназначена для управления установкой погружного центробежного насоса в нефтедобывающей промышленности с продолжительным режимом работы. В комплектность входит, в том числе, контролер станции управления «РУМБ-КСУ-06». Таким образом, станция управления УЭЦН «РУМБ» по техническим характеристикам не является погружным артезианским насосом, а предназначена для управления погружными насосами. Ввиду чего, станция УЭЦН «РУМБ» не может относиться к 3 амортизационной группе по коду ОКОФ 14291202 «Насосы артезианские погружные» как определил налогоплательщик.

В соответствии с классификацией данному основному средству принадлежит код (ОКОФ 14 3313000), вид 14 3313... и относится оно должно к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 5 лет.

Согласно техническим паспортам, данные основные средства предназначены для работы в нефтедобывающей промышленности с продолжительным режимом работы.

Ссылка Общества на то, что в настоящее время к группе приборов присвоен код ОКОФ 14 3313000, с переводом во 2 амортизационную группу так же не правомерна, так как данные изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 165 «О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы», начало действия которого с 01.01.2010, тогда как спорные объекты основных средств введены в эксплуатацию в более ранние периоды.

В нарушение пунктов 1, 3 статьи 258 Кодекса Обществом неверно определена амортизационная группа в отношении вышеуказанных основных средств, в связи с чем, в нарушение пунктов 3, 4 статьи 259 Кодекса, Обществом завышена сумма начисленной амортизации по всем вышеуказанным основным средствам за 2010 год.

Необходимо отметить, что в предыдущий период в отношении спорных вышеуказанных основных средств налоговым органом сделаны доначисления, при этом, Общество не оспаривало Решение Инспекции а апелляционном порядке но и изменений по вышеуказанному нарушению внесло. То есть, налогоплательщик заведомо знал о нарушении налогового законодательства, что может рассматриваться для данного нарушения обстоятельством отягчающим вину.

По пункту 1.4. Решения

Налоговым орган сделан правильный вывод о том, что общество ошибочно полагает об отнесении источника бесперебойного питания (инв.98924) следует относить к 3-й амортизационной группе, что отражено в сводном регистре «Начисления амортизации для целей налогообложения за 2010 год».

В соответствии с ОКОФ 14 3020320 источники бесперебойного питания для серверов необходимо относить к классу "Техника электронно-вычислительная" (код по ОКОФ 14 3020000), подклассу "Устройства и блоки питания для ЭВМ" (код по ОКОФ 14 3020320). В свою очередь, в соответствии с Классификацией техника электронно-вычислительная (в том числе устройства и блоки питания для ЭВМ) отнесена ко 2-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно.

В Классификации к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет отнесены, в том числе, источники бесперебойного электропитания базовых станций (код ОКОФ - 14 3222182). Однако по ОКОФ этот код относится к подгруппе 14 3222000 "Средства кабельной связи и аппаратура проводной связи оконечная и промежуточная". Поэтому этот код относится только к источникам бесперебойного питания базовых станций - объектов связи.

Как в Акте выездной налоговой проверки, так и в Решении (п. 1.4, стр. 19) отмечено, на основании каких документов был сделан вывод о нарушении Обществом пункта 9 статьи 258 Налогового кодекса. Данные документы (ОС-1, ОС- 6, налоговые регистры) являются документами Общества, следовательно, у Общества нет основании для неверного определения амортизационной группы в соответствии с классификацией.

Согласно части 8 статьи 101 Налогового кодекса в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Учитывая изложенное, вывод налогового органа о занижении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в связи с неверным определением амортизационной группы по основному средству основан на документах истребуемых в ходе выездной налоговой проверки. При наличии таковых, Общество обязано было самостоятельно, правильно определить ту или иную амортизационную группу.

По пункту 1.5 Решения

Основные средства ПС 35/6 кВ 2*4,0 MB А «Кустовая» ( инв. номер 40034) и станция обезжелезнения (инв.номер 40047) были модернизированы и введены в эксплуатацию 01.12.2010, следовательно, амортизационная премия в сумме 245 746 руб., должна быть исчислена в январе 2011 года, а не в декабре как это сделано налогоплательщиком.

Согласно пункту 9 статьи 258 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств.

Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные пунктом 9 статьи 258, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с настоящей главой приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (пункт 3 статьи 272 Налогового Кодекса).

Таким образом, право на получение амортизационной премии возникает у налогоплательщика не с момента осуществления расходов по приобретению или созданию основных средств, а началом начисления амортизации, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода основного средства в эксплуатацию. То есть момент списания амортизационной премии совпадет с началом амортизации основного средства исходя из его новой стоимости, поскольку работы по улучшению такого имущества увеличивают его первоначальную стоимость.

Общество ссылается на письма Министерства Финансов России, однако, как разъяснено письмом Министерства финансов России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 указанные заявителем письма, имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в самих письмах.

На основании вышеизложенного, в нарушение пункта 9 статьи 258, пункта 3 статьи 272 Кодекса, в связи с неправомерным исчислением амортизационной премии в декабре 2010 года по основным средствам, введенным в эксплуатацию в декабре 2010 года, Обществом завышена сумма начисленной амортизационной премии за 2010 год.

По пункту 1.6 Решения

По мнению налогоплательщика, комплектная трансформаторная подстанция с низковольтным комплектным устройством (КТПсНКУ, инв. № 94134), состоящая из двух силовых трансформаторов 6/0,4 кВ и низковольтного комплектного устройства, применяется для распределения и передачи низкого напряжения (0,4 кВ) от секции шин (0,4 кВ) через коммутационные аппараты (выключатели, контакторы, рубильники) по кабельным линиям (0,4 кВ) к потребителю и относится к 5 амортизационной группе с ОКОФ 14 3120020 « Аппаратура электрическая низковольтная до 1000 В» со сроком полезного использования свыше 7 лет (от 85 месяцев).

Довод налогоплательщика неверен на основании следующего.

В виду того, что в составе основного средства имеются трансформаторы, у налогоплательщика отсутствуют основания для включения их в 5-ю амортизационную группу с ОКОФ 14 3120020.

В соответствии с Классификацией к группе с ОКОФ 14 3120020относятся выключатели, контакторы, рубильники, реле управления и защиты, пускатели, коммутаторы, усилители магнитные, дроссели управления, панели распределительные, щитки осветительные, устройства катодной защиты.

В нарушение пунктов 1, 3 статьи 258 Налогового кодекса определение налогоплательщиком амортизационной группы в отношении данного основного средства неверное и привело к занижению налога на прибыль.

Кроме того, Общество неправомерно включило основные средства установки конденсаторные (инв.98545, 97810, 94693, 97811, 93348, 98546) с кодом ОКОФ 14 2911090 в 5-ю амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 7 лет (от 85 мес.).

Установки конденсаторные типа УКЛ введенные в эксплуатацию в 2003-2008 годах состоят из конденсаторов, разъединителя, трансформаторов тока и цепей сигнализации.

В соответствии с Классификацией данные основные средства необходимо относить по коду ОКОФ 14 312010 «Аппаратура электрическая высоковольтная» (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители) необходимо относить к 6-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 10 лет (от 121 мес.) к 6 амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 10 лет (от 121 месяцев). К коду ОКОФ 14 2911090 выбранному налогоплательщиком, согласно классификации относится оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей».

Таким образом, в нарушение пунктов 1, 3 статьи 258 Кодекса Обществом неверно определена амортизационная группа в отношении вышеуказанных основных средств, в связи с чем, в нарушение пунктов 3, 4 статьи 259 Кодекса Обществом завышена сумма начисленной амортизации по всем вышеуказанным основным средствам за 2010 год.

По пункту 1.7 Решения

Общество считает, что правомерно включило в состав расходов ремонт основных средств затраты по бурению боковых стволов скважин.

В соответствии с пунктом 1 статьи 260 Налогового кодекса Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Положения настоящей статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Арендатором амортизируемых основных средств Общество в проверяемом периоде не было.

Обществом осуществлялись строительно-монтажные работы как своими силами, так и с привлечением подрядных организаций.

Согласно статье 257 Налогового кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 5 статьи 270 Налогового кодекса установлено, что в целях определения налоговой базы на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а так же расходы осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключение расходов указанных в пункте 1.1 статьи 259 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 2.5 «Инструкции по безопасности производства работ при восстановлении бездействующих нефтегазовых скважин методом строительства дополнительного наклонно направленного или горизонтального ствола скважины РД 08-625-03» , утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 27.12.2002 № 69, технологический процесс забуривания бокового ствола включает следующие операции:

- отсечение нижерасположенной части эксплуатационной колонны путем установки цементного моста или пакера;

- опрессование обсадной колонны;

- шаблонирование эксплуатационной колонны;

- определение местоположения муфтовых соединений обсадной колонны;

б) вырезание участка обсадной колонны необходимой длины;

в) установку цементного моста в интервале вырезанного участка обсадной колонны;

г) забуривание ствола;

д) бурение ствола в заданном направлении;

е) крепление дополнительного ствола и ответвлений.

Таким образом, подготовительные работы, произведенные контрагентом ООО «Сибирьтранссервис» на скважинах 2101 и 1560 являются частью технологического процесса по забуриванию бокового ствола, следовательно, такие расходы увеличивают первоначальную стоимость основных средств. Данный вывод подтверждается первичными документами, представленными Обществом в рамках статьи 93 Налогового кодекса по взаимоотношениям с указанными контрагентами. Так, например, согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 31.08.2010 № 7 (по контрагенту ООО «Сибирьтранссервис») по скважине 2101 были произведены работы по подготовке скважины к забуриванию бокового ствола на сумму 996 710 руб., а именно было произведено цементирование моста на глубине 2 167,5 м. Все работы согласно актам выполненных работ (за исключением актов от 30.04.2010 № 4 и № 5 от 31.05.2010 по скважине 2101) произведены контрагентом ООО «Сибирьтранссервис» в связи с подготовительными работами которые являются частью технологического процесса по забуриванию бокового ствола, следовательно, расходы в сумме 4 258 568 руб. увеличивают первоначальную стоимость основных средств.

Подготовительные работы по зарезке боковых стволов начаты по скважине 2101 31.07.2010, а по скважине 15-30.09.2010.

Согласно счету-фактуре от 30.09.10 № 00000108 и акту от 30.09.10 № 05 ООО контрагент ООО «ГЕОТЕХНОКИН СЕРВИС» производило геофизические измерения с целью оценки текущей нефтегазонасыщенности коллекторов на скважине 1560 30.09.2010 года (расходы составили 400,00 руб.) то есть, практически в тот же период что и контрагент ООО «Сибирьтранссервис». Таким образом данные работы так же являются подготовительными работами по зарезке бокового ствола.

ООО «Вестор Оверсиз Холдингз» производило работы по освоению скважин 2101 и 1560 после зарезки боковых стволов (производство работ с использованием установки непрерывной гибкой трубы и передвижной азотной установки). Общая сумма расходов составила 3 845 882 рублей. Согласно показаниям свидетеля - генерального директора ОАО «Негуснефть» Кузьмина Александра Васильевича установлено, что основными технологическими процессами проведения работ по зарезке боковых стволов на добывающих скважинах являются. В существующей колонне ставится цементный мост, далее производится вырезка технологического окна, через которое производится бурение с применением инклинометрической системы до определенной отметки, с возможным горизонтальным участком. Далее спускается хвостовик, производится цементная заливка хвостовика. Проводятся геофизические исследования, после чего происходит освоение скважин. В ходе рассмотрения возражений представитель Общества Софронов А.К. пояснил, что с помощью установки непрерывной гибкой трубы и передвижной азотной установки производилась промывка вновь построенных боковых стволов скважин 1560 и 2101. Данные работы производятся в обязательном порядке, поскольку без производства данных работ скважины передавать в эксплуатацию нельзя.

ООО «Лифт Ойл» производило работы по подготовке скважин 2101 и 1560 к бурению боковых стволов (канатные работы и свабирование скважин). Общая сумма расходов по подготовке скважин к бурению боковых стволов составила 471 194 рублей. Согласно актам выполненных работ от 31.07.2010 № 07/1 и 07/2, от 31.08.2010 № 08/1 и 08/2, от 31.10.2010 № 10/1 и 10/2 канатные работы и работы по

свабированию на скважинах 1560 и 2101 были произведены во время начала подготовительных работ по зарезке боковых стволов. Следовательно, расходы в сумме 280 680 руб. по вышеуказанным актам следует отнести на увеличение первоначальной стоимости скважин.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума по делу № ВАС-18597/10 от 18.04.2011, бурение бокового ствола предусматривает ряд технологических особенностей, приводящих к изменению технических характеристик скважины. Добыча нефти в упомянутых скважинах связана исключительно с восстановлением бездействующего фонда скважин и эксплуатацией нового ствола, что согласно ведомственным нормативным актам отвечает признакам реконструкции. Поэтому суд признал, что в данном случае имеет место достройка скважины дополнительным боковым стволом, с установкой дополнительного оборудования, что приводит к существенному изменению конструкции объекта основных средств.

Данные выводы судов согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 01.02.2011 № 11495/10.

Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности предусматривают требования к содержанию планов работ (при капитальном ремонте - пункт 4.3.3) и рабочих проектов (при реконструкции - пункт 4.3.5) при выполнении работ, связанных с забуриванием и проводкой боковых стволов. Разработка проектной документации производится на основании задания на проектирование, выдаваемое пользователем недр (заказчиком) проектной организации (пункт 1.3.3 ПБ 08-624-03). Разработанная проектная документация подлежит экспертизе промышленной безопасности в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности ПБ 03-246-98 (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 № 64). Наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Госгортехнадзором России или его территориальным органом, является обязательным условием утверждения проектной документации (пункт 1.3.5 ПБ 08-624-03).

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено следующее:

1. Зарезка боковых стволов на скважины № 1560 и 2101 произведена Обществом в 2010 году на основании «Группового рабочего проекта № 212-Г на реконструкцию скважин Варынгского месторождения методом забуривания боковых стволов с горизонтальным окончанием в пластах БВ|3, ЮВ)», разработанного, согласованного и утвержденного в установленном порядке. Конструкция скважины, построенной по конкретному рабочему проекту, документально зафиксирована при приеме ее Обществом от бурового подрядчика - ОАО «Катобънефть».

В соответствии с указанным проектом ОАО «Катобънефть» выполняло работы по договору от 16.06.2010 № 12-10. Анализируя данный проект установлено, что работы предполагаемые к проведению на скважинах № 1560 ( куст 106), № 2101( куст 122), является не капитальным ремонтом, а реконструкцией скважин с забуриванием дополнительного бокового ствола. В данном случае, отмечено что причиной выполнения работ на скважинах №№ 2101, 1560 явилась преждевременная обводненность скважин, вызванная поступлением подошвенных вод, в связи с чем, без проведения ремонтных работ, эксплуатация скважин стала бы невозможной.

ФГУ «Главгосэкспертиза России» в сопроводительном письме от 06.07.2011 № 18-10/1550 сообщило, что указанные в проекте скважины (в том числе боковые стволы скважин) являются сооружениями и относятся к объектам капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункт 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Работы, предусмотренные вышеуказанной проектной документацией, связаны с изменением параметров объектов капитального строительства и на основании пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к реконструкции объектов капитального строительства.

Скважины № 1560 и 2101 не являлись аварийными. Более того, скважина № 1560 являлась пьезометрической (специальная наблюдательная скважина, предназначенная для постоянного наблюдения в какой-либо части нефтяной залежи за изменением пластового давления). После зарезки бокового ствола она стала добывающей, то есть изменилось назначение скважины.

Обществом получен положительный эффект по данным скважинам, то есть увеличился их дебит.

В целях подтверждения факта неверного определения характера выполненных работ, проведены допросы инженера-эколога ООО НПО «ВКТБ»- Гринкевич М.Н., начальника геологического отделаОАО «Негуснефть»- Софронова А.К. из которых установлено, что, что спорные скважины не были аварийными и единственной целью изменения реконструкции скважин путем зарезки бокового ствола было получение притока нефтегазоносной жидкости.

Согласно ответам на запросы в специализированные проектные институты нефти и газа, а также ФГУ «Главгосэкспертиза» данные работы следует отнести к строительству (реконструкции). Обводнение скважин при целостности ее и крепи не являются аварией.

В результате зарезки боковых стволов изменился ряд показателей:

на скважине 1560:

- появилось новое качество в виде второго (бокового) ствола, которое ранее на указанной скважине не существовало;

- использование старого стчола прекращено;

- установлен хвостовик с пакером и муфтой ступенчатого цементирования на глубине 2156.60-2977.12 м;

- установлен перфорированный хвостовик (фильтр) на глубине 2852.13- 2969.52 м и башмак на глубине 2978 м;

- общая длина хвостовика 821,5 м

- увеличился дебит нефти;

- скважина из пьезометрической переведена в добывающую скважину.

на скважине 2101:

- появилось новое качество в виде второго (бокового) ствола, которое ранее на указанной скважине не существовало;

- использование старого ствола прекращено;

- установлен хвостовик с пакером и муфтой ступенчатого цементирования на глубине 1979.4-2627 м;

- установлен перфорированный хвостовик (фильтр) на глубине 2618.34-2626.9 м и башмак на глубине 2627 м;

- общая длина хвостовика 821 s5 м

- увеличился дебит нефти;

- скважина из бездействующей переведена в добывающую скважину.

Обществом расходы по реконструкции скважин № 1560, 2101 отнесены на затратный счет № 20 «Основное производство» в сумме 73 089 159 руб. (63 567 805 + 9521 354), которые следовало отразить в соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса в составе капитальных вложений на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 01.02.2011 № 11495/10 установлены критерии разграничения между реконструкцией нефтедобывающих скважин и их капитальным ремонтом при зарезке бокового ствола. Материалами проверки установлено, что на скважинах 1560 и 2101 никакой аварийной ситуации, которая повлекла бы за собой прорыв воды в скважины, не создавалось. Скважина 1560 была пьезометрической, а 2101 - бездействующей на протяжении нескольких лет. В данном случае имело место естественное истощение запасов нефти на данном участке месторождения. Сама по себе откачка в составе нефтегазоносной жидкости значительного количества воды не свидетельствует исключительно о предельной обводненности пластов, поскольку это обстоятельство может быть вызвано и истощением запасов нефти на данном конкретном участке пласта и подъемом нижележащего водонасыщенного пласта горизонта. Из имеющейся информации в делах данных скважин установлено, что аварий на данных скважинах не зафиксировано, что также подтверждается протоколом допроса начальника геологического отдела ОАО «Негуснефть» Софронова Андрея Константиновича от 19.10.2012 № 4.

При проведении работ по зарезке бокового ствола происходит достройка скважины дополнительным боковым стволом с установкой дополнительного оборудования. Использование для добычи нефти «старого» ствола скважины прекращается - оборудование по добыче нефти извлекается из данной части скважины и устанавливается ликвидационный цементный мост.

В целях интенсификации добычи нефти можно построить другую скважину, но это будет менее рентабельно. При зарезке бокового ствола нет необходимости в затратах на создание таких приспособлений как оборудование устья скважины, направление, кондуктор, часть эксплуатационной колонны до той отметки, где происходит вырезка «окна», поскольку эти приспособления уже сооружены при первоначальном строительстве скважины. Следовательно, данный метод имеет технико-экономические преимущества по сравнению с бурением новых скважин как за счет меньшей стоимости бурения, так и возможности использования уже существующих на месторождении коммуникаций, в том числе системы сбора и транспорта нефти. Кроме того, положительным фактом применения данной технологии является существенное сокращение попутно добываемой воды, что позволяет рассматривать технологию зарезки боковых стволов при организации выработки запасов нефти в слабодренируемых, тупиковых участках залежи, как по площади, так и по разрезу.

Таким образом, произошло именно существенное изменение конструкции объекта основных средств - реконструкция скважины, так как к ней достраивается дополнительный боковой ствол. Добыча нефти и, следовательно, получение дохода связано исключительно с эксплуатацией нового ствола. Ни целью, ни результатом указанных работ не являются замена изношенных и подверженных поломке комплектующих на новые, устранение неисправностей в элементах сооружения. Следовательно, затраты на зарезку боковых стволов скважин не могут быть учтены как расходы на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 14 «Инструкции по безопасности производства работ при восстановлении бездействующих нефтегазовых скважин методом строительства дополнительного наклонно-направленного или горизонтального ствола скважины РД 08-625-03» боковой ствол скважины обсаживается эксплуатационной колонной (хвостовиком) диаметром 146, 101.6 или 89 мм. Новая эксплуатационная колонна в виде «хвостовика» подвешивается и цементируется в оставшейся части «старой» эксплуатационной колонны.

Таким образом, при зарезке бокового ствола происходит замена эксплуатационной колонны в части: колонна скважины ниже вырезанного окна не используется (ликвидируется) и достраивается новая часть эксплуатационной колонны в виде хвостовика.

В процессе эксплуатации месторождения Обществом производилась плановая закачка воды нагнетательными скважинами в целях поддержания пластового давления. Сама по себе откачка в составе нефтегазоносной жидкости значительного количества воды не свидетельствует исключительно о предельной обводненности пластов, поскольку это обстоятельство может быть вызвано и истощением запасов нефти на данном конкретном участке пласта и подъемом нижележащего водонасыщенного пласта горизонта. Из имеющейся информации в делах скважин 1560 и 2101 установлено, что аварий на данных скважинах не зафиксировано, что также подтверждается протоколом допроса начальника геологического отдела ОАО «Негуснефть» Софронова Андрея Константиновича от 19.10.2012 № 4.

Таким образом, доводы Общества о поступлении подошвенных вод лишь подтверждают факт подъема нижележащего водонасыщенного пласта горизонта. Бурение боковых горизонтальных стволов из эксплуатационных скважин, осуществляемое с целью увеличения площади дренирования и ухода из обводненной части пласта, является реконструкцией скважин, поскольку:

часть скважины выводится из эксплуатации путем установки ликвидационного моста;

- в крепи скважины вырезано окно, через которое пробурен боковой ствол, конечный участок которого является горизонтальным;

- боковой ствол оснащен функциональными элементами, обеспечивающими его герметичность и извлечение пластовой продукции;

- в результате выполнения работ по зарезке бокового ствола конструкция скважины изменяется и не соответствует фактической конструкции скважины при постановке на учет как основного средства.

Кроме того, Общество не учитывает, что скважина 1560 была пьезометрической, назначение которой состоит не в добыче нефти, а в постоянном наблюдении в какой-либо части нефтяной залежи за изменением пластового давления. Данная скважина Обществом эксплуатировалась в качестве наблюдательной, а после зарезки бокового ствола скважина стала добывающей.

Налогоплательщик также указывает, что «проведенные работы по бурению боковых стволов являлись по своей сути работами по ремонту неисправных скважин. Конструкция, тип и мощность скважин не изменились, как не произошло и изменение разрабатываемого продуктивного пласта». Однако, в материалах проверки, напротив, имеются документы, подтверждающие исправность спорных скважин. При зарезке бокового ствола происходит замена эксплуатационной колонны в части: колонна скважины ниже вырезанного окна не используется (ликвидируется) и достраивается новая часть эксплуатационной колонны в виде хвостовика. Таким образом, доводы Общества в данной части отклоняются.

Относительно представленного Обществом в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки расчета суммы амортизационных отчислений с учетом срока полезного использования и произведенных затрат по спорным скважинам установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям, где

достройка,   дооборудование, модернизация - это работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (лли) другими новыми качествами.

реконструкция-   это переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико- экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств, в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Техническое перевооружение   - это комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Суммы начисленной амортизации включаются в расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пункт 2 статьи 253 Кодекса).

В соответствии с пунктом 9 статьи 258 Кодекса налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств.

Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные пунктом 9 статьи 258 настоящего Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с настоящей главой приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (пункт 3 статьи 272 Кодекса).

Таким образом, право на получение амортизационной премии возникает не с момента осуществления расходов по приобретению или созданию основных средств, а началом начисления амортизации, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода основного средства в эксплуатацию. То есть момент списания амортизационной премии совпадет с началом амортизации основного средства исходя из его новой стоимости, поскольку работы по улучшению такого имущества увеличивают его первоначальную стоимость.

Право на получение амортизационной премии в отношении скважины 2101 возникает у Общества только в январе 2011 года, поскольку дата ввода в эксплуатацию нефтяной скважины 2101 (инвентарный номер 20150) приходится на 31.12 2010.

Исходя из совокупности подтвержденных налоговым органом фактов, в нарушение пункта 2 статьи 257, пункта 5 статьи 270 Налогового кодекса, Общество единовременно включило в состав прочих расходов затраты на реконструкцию основных средств в виде зарезки боковых стволов в сумме 72 352 935 руб. (63 567 805 + 4 258 568 + 400 000 + 3 845 882 + 280 680) , в то время как данные расходы должны быть отнесены на увеличение стоимости объектов основных средств и относиться на расходы при исчислении налога на прибыль организаций путем амортизационных отчислений.

По пункту 1.8 Решения

Общество считает, что столовая, находящаяся на производственной базе не соответствует определению обслуживающего производства (хозяйства) и не подпадает под действие статьи 275.1 Кодекса.

Данные доводы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 275.1 Кодекса налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам.

Материалами проверки установлено, что столовая на базе реализует товары как работникам Общества, так и сторонним лицам. Кроме того, расходы и доходы Общество по двум столовым учитывает раздельно, о чем свидетельствуют дополнительно представленные в ходе рассмотрения налоговые регистры (ранее по требованию Обществом были представлены налоговые регистры в целом по двум столовым без разделения доходов и расходов). Услуги общественного питания не являются основным видом деятельности Общества. Таким образом, доводы Общества об отсутствии основания для неприменения статьи 275.1 Кодекса в отношении Столовой на базе отклоняются.

В соответствии со статьей 275.1 Кодекса расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств, признаются в целях исчисления налога на прибыль организаций в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. В случае, если получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика.

Нормативы расходов по объектам обслуживающих производств и хозяйств в Нижневартовском районе закреплены Постановлением Главы Нижневартовского района от 16 июля 2009 года № 174-п «Об утверждении нормативов расходов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств на территории района».

Согласно Техническому паспорту установлено, что общая площадь столовой на базе Общества составляет 431,6 кв. м.

Таким образом, в целях исчисления налога на прибыль организаций можно учесть только часть понесенных в 2010 году Обществом расходов по объекту ОПХ - столовой на базе, а именно расходы в сумме 3 216 283 руб. (431,6 * 621 * 12 мес.). Всего расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций за 2010 год по двум столовым, составит 5 620 058 руб. (2 403 775 + 3 216 283).

В нарушение статьи 275.1 Кодекса Обществом завышены расходы при исчислении налога на прибыль организаций за 2010 год, что привело к неполной уплате налога на прибыль организаций за 2010 год.

По пункту 1.2 Решения

Общество считает правомерным применение налоговых вычетов по НДС в 2010 году в общей сумме 1 320 211 рублей, однако этот довод является необоснованным.

Поскольку налоговое законодательство не регламентирует ни порядок постановки на учет объектов завершенного капитального строительства, ни порядок постановки на учет объектов основных средств, понятие «Постановка на учет объектов завершенного капитального строительства», в соответствии с положениями статьи 11 Налогового кодекса, необходимо применять в том значении, в каком оно используется в Приказе Министерства Финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01) и в Приказе Министерства Финансов Российской Федерации от 30.12.1993 № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (далее - Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, в также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи. К законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке. Законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств. Основанием для зачисления является «Акт приемки-передачи основных средств».

В соответствии с ПБУ 6/01, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств, необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- использование в производстве продукции при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный племенной скот, многолетний насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 31.03.2004 № 261 по форме ОС-1 А принят к бухгалтерскому учету объект основного средства с инвентарным номером 94129 - Артезианская скважина на УСН (№2) с первоначальной стоимостью 653 613 руб. Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 31.03.2004 № 285 по форме ОС-1 А принят к бухгалтерскому учету объект основного средства с инвентарным номером 94126 - артезианская скважина на УСН (№1) с первоначальной стоимостью 653 613 руб.

Также, Обществом представлен акт приемки-передачи основных средств № 142 от 31.07.2001 по форме ОС-1 с инвентарным номером 40044 - Котельная на БПО с первоначальной стоимостью 7 874 515 руб. На основании акта о приеме- сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств от 31.12.2005 № 1132 по форме ОС-3 Обществом зафиксирован факт модернизации котельной на БПО с инвентарным номером 40044. Согласно данному акту фактическая стоимость модернизации составила 5 027 274 руб.

Таким образом, Общество в соответствии с нормами ПБУ 6/01 приняло данные объекты в качестве основных средств в 2001, 2004 и 2005 годах.

Сумма налоговых вычетов, отраженных Обществом в налоговой декларации по НДС и в книгах покупок за 1 и 3 кварталы 2010 года в отношении вышеуказанных основных средств составила 1 320 211 руб. (251 518+ 1 068 693).

В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в период с 01.01.2002 по 31.12.2005), вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Указанные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет объектов соответственно завершенного или незавершенного капитального строительства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

На основании пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей с 01.01.2006) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику лри приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172.

Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, момент включения в состав налоговых вычетов при расчете НДС не зависит от момента включения в состав амортизируемой группы в целях учета расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций и факта подачи документов на государственную регистрацию права собственности.

В связи с этим, из содержания указанных выше правовых норм следует, что момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан не с подачей документов на государственную регистрацию прав на объект и документальным подтверждением данного факта, а с моментом введения объекта в эксплуатацию.

Данная позиция соответствует позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 829/07.

Таким образом, в нарушение статей 171 и 172 Налогового кодекса Общество неправомерно включило в состав налоговых вычетов в 2010 году суммы НДС за выполненные работы по капитальному строительству объектов основных средств с инвентарными номерами 94129, 94126, 40044 в сумме 1 320 211 руб.

По пункту 3.1 Решения

По мнению общества, инспекцией необоснованно занижена налоговая база по налогу на имущество в сумме 265 186 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375.1 Налогового кодекса, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 375 Кодекса, а так же пункта 19 и пункта 20 ПБУ 6/01», в связи с неверным распределением имущества по амортизационным группам, завышением суммы амортизации, а также в связи с не включением стоимости работ по капитальному строительству добывающих скважин № 1560 (куст 106) и № 2101 (куст 122), Обществом занижена налоговая база, что привело к занижению налога на имущество организаций, подлежащего уплате в бюджет за 2010 год в сумме 265 186 руб. (12 053 889 * 2,2%).

Арбитражный суд считает необоснованным вывод налогового органа по пункту 1.3. решения в части, касающейся общежитий (вахтовых домиков) неверной.

Общество считает правомерным отнесение здания общежитий «Аган» на 50 мест № 2, «Вахта-40» № 3, «ОКА-25», «Сибирь» № 5 к 5-й амортизационной группе, с кодом ОКОФ 110000000 «Здания (кроме жилых) сборно-разборные и передвижные» со сроком полезного использования свыше 7 лет (от 85 мес.)

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, в течение которого объектов основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования, определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи, с учетом классификации основных средств (далее - классификация), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 № 1.

Статьей 258 Налогового кодекса определены амортизационные группы, согласно которых:

- ко 2-й группе относится имущество со сроком полезного использования свыше 2 до 3 лет;

- к 3-й группе относится имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

- к 4-й группе относится имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

- к 5-й группе - со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

- к 6-й группе - со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.

Частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации разъяснено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В силу части 1 статьи 19 Жилищного кодекса жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

Частью 1 статьи 94 Жилищного кодекса предусмотрено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (часть статьи 94).

Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (часть 3 статьи 94).

На основании части 1 статьи 99 Жилищного кодекса специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (часть 1 статьи 100 Жилищного кодекса).

В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Приведенные нормы в приложении со спецификой осуществления деятельности вахтовым методом позволяют прийти к выводу о том, что здания-общежития предназначены для постоянного проживания работников организации. Вахтовый метод работы нельзя соотнести с проживанием граждан в гостинице, что действительно носит временный характер.

Смена вахт связана с организацией работы общества и потому не может служить основанием для отнесения мест жительства работников к объектам гостиничного типа (связанным с временным, непродолжительным проживанием).

В связи с этим довод Общества о том, что для сборно-разборных и передвижных зданий, предназначенных для временного проживания, предусмотрен код ОКОФ 11 0000000, является обоснованным, а выводы налогового органа неверными.

По пункту 4.2. решения налоговый орган в ходе судебного разбирательства согласился с доводами налогоплательщика, признав их обоснованными в связи с установлением ошибки в документах на автомобиль.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает заявление общества в данной части подлежащим удовлетворению.

В связи с частичным удовлетворением требований заявителя, государственная пошлина, уплаченная им при обращении в суд, подлежит взысканию с инспекции в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

заявление открытого акционерного общества «Негуснефть» удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 26.02.2013 № 6 в части доначисления соответствующих сумм налогов, пени и штрафов по пункту 1.3 (в части зданий общежитий) и пункту 4.2.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу открытого акционерного общества «Негуснефть» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Дроздов А.Н.