ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5081/2021 от 21.07.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

28 июля 2021 г.

Дело № А75-5081/2021

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 28 июля 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Штогрин В.В. рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации города Сургута к обществу с ограниченной ответственностью «Седьмой квартал» (628011, ХМАО-Югра, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 04.05.2017, ИНН: <***>, КПП: 860101001) о расторжении соглашения от 09.10.2020 № 3, взыскании выплаченной субсидии по соглашению от 09.10.2020 № 3 в размере 1 424 513,28 руб., начислении процентов за пользование чужими денежными средствами от суммы 1424513,28 руб.
за период с 23.10.2020 по день фактической уплаты задолженности за каждый день просрочки
,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.07.2019 № 261 (онлайн),

от ответчика – ФИО2, по доверенности №13/21 от 13.05.2021,

от третьего лица - не явились,

у с т а н о в и л :

администрация города Сургута (далее - истец, администрация) обратилась в суд
с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Седьмой квартал»
(далее – ответчик, ООО «Седьмой квартал») о расторжении соглашения от 09.10.2020
№ 3
, взыскании выплаченной субсидии по соглашению от 09.10.2020 № 3 в размере
1 424 513,28 руб., начислении процентов за пользование чужими денежными средствами от суммы 1 424 513,28 руб. за период с 23.10.2020 по день фактической уплаты задолженности за каждый день просрочки
.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент строительства
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, стороны явку своих представителей в судебное заседание обеспечили, представитель третьего лица в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца в судебном заседании поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве на заявлении, просил отказать в удовлетворении требований, полагая, что основания для возвращения субсидии отсутствуют.

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
в своём отзыве ссылается на несоответствие представленных ООО «Седьмой квартал» документов условиям предоставления субсидии.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 09.10.2020 между администрацией (главный распорядитель) и ООО «Седьмой квартал» заключёно соглашение № 3 (далее - соглашение) о предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 346-п.

В соответствии с пунктом 2.2 соглашения размер субсидии составляет
12 950 120, 70 руб., в том числе: за счет средств местного бюджета обеспечивается
1 424 513,28 руб., за счет межбюджетных трансфертов - 11 525 607,42 руб.

В рамках реализации соглашения администрацией была осуществлена выплата субсидии в размере 1 424 513,28 руб., что подтверждается платежным поручением от 23.10.2020 № 221101.

Субсидия предоставляется органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут с целью стимулирования реализации проекта развития территории.

Порядок предоставления вышеуказанной субсидии из бюджета Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) установлен приложением № 3
к постановлению Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 346-п
«О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - Порядок).

Пунктом 3.3 Порядка (в редакции до 01.01.2021, в действующей редакции указанные далее условия изложены в пункте 2.7 Порядка) установлены дополнительные условия возмещения части затрат застройщика (инвестора) в целях стимулирования реализации проекта развития территории:

системы инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством не ранее 01.07.2019;

объем ввода жилья (за исключением балконов, лоджий, веранд, террас) в период действия государственной программы по проекту развития территории должен составлять: при многоквартирном жилищном строительстве для городских округов
в размере не менее 15 000 кв. метров, для муниципальных районов - не менее 5 000 кв. метров; при индивидуальном жилищном строительстве для городских округов в размере не менее 5 000 кв. метров, для муниципальных районов - не менее 2500 кв. метров;

строительство объектов жилищного строительства проекта развития территории осуществляют один или несколько застройщиков (инвесторов) на земельных участках, принадлежащих на праве собственности, аренды или ином законном основании.

В рамках реализации Порядка между Департаментом строительства автономного округа и администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета автономного округа от 10.02.2020 № 2-СС/2020.

Подпунктом 4.3.10.1 пункта 4.3.10 установлено, что для согласования информации
к заявке при реализации мероприятий по возмещению части затрат застройщика (инвестора) по строительству систем инженерной инфраструктуры администрация предоставляет документы в Департамент строительства автономного округа: копию протокола итогов отбора застройщиков (инвесторов); копию решения о предоставлении субсидии застройщику (инвестору) на возмещение части затрат по строительству инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры (постановление или распоряжение администрации муниципального образования или приказ органа местного самоуправления); копию договора развития застроенных территорий или комплексного освоения территории или комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья.

Администрацией в адрес Департамента строительства автономного округа письмами от 21.10.2020 № 02-02-8263/0 и от 22.10.2020 № 02-02-8311/0 направлены соответствующие материалы в отношении ООО «Седьмой квартал» для предоставления субсидии в размере 11 525 607, 42 руб. из бюджета автономного округа.

Письмом от 03.12.2020 № 34-Исх-10104 Департамент строительства автономного округа отказал в согласовании заявки в связи с тем, что представленные материалы
не удовлетворяют пункту 3.3 Порядка (в редакции действовавшей на момент обращения), в части сроков ввода систем инженерной инфраструктуры в эксплуатацию, а также в связи с отсутствием утвержденного проекта планировки территории 30-го микрорайона
г. Сургута (том 2 л. д. 17).

Пунктом 7.4 соглашения предусмотрена возможность расторжения соглашения
в случае нарушения ответчиком порядка, целей и условий предоставления субсидии.

Письмом от 24.12.2020 № 02-02-10538/0 истцом в адрес ответчика был направлен проект соглашения о расторжении соглашения с уведомлением о необходимости возврата ранее выплаченных средств в размере 1 424 513,28 руб.

Ответчик письмом от 29.01.2021 исх № 104/1-Д (том 2 л. д. 21) отказался подписать дополнительное соглашение о расторжении соглашения № 3.

Так как ответчик средства, выделенные в качестве субсидии истцу не вернул, администрация обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий
в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Основанием для возврата субсидии, на которое ссылается истец, указано несоблюдение целей, условий и порядка предоставления субсидии.

Из материалов дела следует, что 30.06.2020 ответчиком подано истцу заявление на получение субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры. Заявление с приложением соответствующих документов принято администрацией города Сургута без замечаний.

Протоколом заседания рабочей комиссии по отбору инвестиционных проектов
в целях предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры Администрации города Сургута от 21.08.2020 (далее - Протокол) представленные документы ответчика признаны соответствующими критериям отбора, предусмотренным постановлением Администрации города Сургута от 20.11.2019 № 8682 «О порядке предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры» (далее - Постановление № 8682).

На основании Протокола между истцом и ответчиком заключено соглашение
о предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры от 09.10.2020 № 3.

В соответствии с Протоколом и соглашением, представленным документам
на получение субсидии ответчику возмещается 12 950 120,70 рублей (99% от стоимости строительства) за сети теплоснабжения к жилым домам №№ 15, 17 по ул. ФИО3,
г. Сургута, введенные в эксплуатацию согласно разрешениям на ввод объектов
в эксплуатацию от 27.03.2019 № 86-ru86310000-21-2019 (стоимость сетей 5 368 650,70 руб.) и от 14.11.2019 № 86-ru86310000-66-2019 (стоимость сетей теплоснабжения
8 259 461 руб.). Стоимость сетей теплоснабжения отражена в договоре о безвозмездной передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность от 01.09.2020
№ 01- 12-499/0, заключенного между истцом и ответчиком (прилагается).

Постановлением № 8682 установлены критерии отбора получателей субсидий.

В частности к таким критериям отнесено участие застройщика (инвестора) в реализации договора развития застроенных территорий, договора комплексного освоения территории, договора комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья и проекта развития территории на территории города Сургута.

По соответствую данному критерию у участников правоотношений спор отсутствует.

Пунктом 2 раздела II постановления № 8682 установлено, что системы инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством.

Возмещение части затрат застройщику (инвестору) по строительству систем инженерной инфраструктуры осуществляется на основании итогов отбора в целях стимулирования реализации договора развития застроенных территорий, договора комплексного освоения территории, договора комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья и проекта развития территории в объеме не более 99% от размера стоимости строительства систем инженерной инфраструктуры, но в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период (пункт 3).

Согласно пункту 5 постановления, дополнительными условиями возмещения части затрат застройщику (инвестору) в целях стимулирования реализации проекта развития территории являются: - системы инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством не ранее 01.07.2019; - объем ввода жилья (за исключением балконов, лоджий, веранд, террас) по проекту развития территории должен составлять не менее 25 000 кв. метров в период действия государственной программы; - строительство объектов жилищного строительства проекта развития территории осуществляется одним или несколькими застройщиками (инвесторами) на земельных участках, принадлежащих на праве собственности, аренды или ином законном основании.

При этом, в силу положений пункта 13 постановления № 8682, основаниями для отказа инвестору в предоставлении субсидии являются: 13.1. Несоблюдение сроков, предусмотренных пунктом 2 раздела III настоящего порядка; 13.2. Отсутствие лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на текущий финансовый год;
13.3. Несоответствие требованиям, установленным пунктом 3 раздела I настоящего порядка, пунктами 1, 2, 5, 6 раздела II настоящего порядка и пунктом 21 раздела III настоящего порядка.

По мнению истца, выплаченная ранее субсидия подлежит возврату, поскольку на момент подписания соглашения ответчик не соответствовал дополнительному условию получателей субсидий, а именно тому, что сети инженерной инфраструктуры должны быть введены не ранее 01.07.2019, в то время как сети теплоснабжения к жилым домам №№ 15, 17 по ул. ФИО3, г. Сургута, введенные в эксплуатацию согласно разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию от 27.03.2019 № 86-ru86310000-21-2019 (стоимость сетей 5 368 650,70 руб.) и от 14.11.2019 № 86-ru86310000-66-2019 (стоимость сетей теплоснабжения 8 259 461 руб.).

Вместе с тем, ни один из вышеприведенных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выплаты субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству систем инженерной инфраструктуры не содержит требование о том, что все выстроенные застройщиком на осваиваемой территории сети в совокупности должны быть введены в эксплуатацию не ранее 01.07.2019.

При этом, как следует из представленных в дело документов, в целях получения субсидии заявителем были представлены документы в отношении выстроенных сетей теплоснабжения многоквартирного жилого дома № 17 по ул. ФИО3, г. Сургута, введенных в эксплуатацию разрешением от 14.11.2019 № 86-ru86310000-66-2019, стоимостью 8 259 461 руб., что соответствует требованиям п. 3.3 Приложения № 3
к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года № 346-п (в редакции постановления Правительства автономного округа от 17.07.2020 № 298-п), устанавливавшего требование о вводе объектов не ранее 01.07.2019, а так же постановлению администрации № 8682.

В таком случае к возмещению подлежит сумма не более 99% от стоимости инженерных сетей 8 259 461 руб. (соответствующих дополнительным требованиям), что составляет 8 176 866,39 руб. (п. 3 раздела II Постановления администрации г. Сургута) - 11% средства местного бюджета (899 455,30 руб.); 89% средства автономного округа
(7 277 411,09 руб.) (п. 2 раздела I Постановления администрации г. Сургута).

Выплаченная ответчику субсидия не превышает допустимого предела, отвечает компенсационным целям субсидирования затрат на строительство систем инженерной инфраструктуры.

Выстроенные и введенные в эксплуатацию 14.11.2019 сети теплоснабжения переданы безвозмездно в собственность муниципального образования город Сургут по договору от 01.09.2020 № 01-12-499/10 (том 1 л. д. 138).

Пунктом 7.4 соглашения предусмотрены основания расторжения, а именно: только
в случае нарушения ответчиком порядка, целей и условий предоставления субсидии.

Судом не установлено нарушение со стороны ответчика порядка, целей и условий предоставления субсидии.

В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Поскольку ответчиком не нарушены порядок, цели и условия предоставления субсидии, то законных оснований для расторжения соглашения не имеется.

В свою очередь несоответствие документов в части ввода в эксплуатацию одного из объектов инженерных сетей (от 27.03.2019 № 86-ru86310000-21-2019, стоимостью
5 368 650,70 руб.) не является поводом для расторжения соглашения, а лишь ставит
в зависимость изменение соглашения в данной части.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что доводы администрации и Департамента строительства округа не состоятельны, подлежат отклонению, т.к. ответчик осуществляет комплексное освоение территории в рамках исполнения обязательств
по договору аренды земельного участка от 25.09.2006 № 716, ранее АО «ЮграИнвестСтройПроект» (застройщик) был подготовлен проект планировки и проект межевания территории микрорайона № 30 города Сургута, утвержденные Постановлением администрации г. Сургута от 21.12.2007 № 4235 и постановлением администрации г. Сургута от 03.04.2012 № 2201 (представлены с отзывом ответчика от 16.07.2021), отсутствуют нарушения ответчиком порядка, целей и условий предоставления субсидии.

Таким образом, истец не доказал, что представленные ответчиком для получения субсидии документы являлись недостоверными или по иным причинам не могли служить основанием для выплаты субсидии.

Судом не установлено наличие предусмотренных соглашением от 09.10.2020 № 3,
а так же действующим Порядком оснований для возврата предоставленной на компенсацию фактически понесенных затрат субсидии, цели субсидирования достигнуты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Р Е Ш И Л :

в иске отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                О.Г. Чешкова