Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
18 июля 2016 г. | Дело № А75-5113/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2016 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Намятовой А.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарём Бабаевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Районное телевидение и редакция газеты»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 628240, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Советский,
улица Киевская, дом 28А) к открытому акционерному обществу «Генерация»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 628240, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, район Советский,
<...>) об урегулировании разногласий,
с участием представителей сторон:
от истца – ФИО1 по доверенности от 23.10.2014,
от ответчика – не явились,
установил:
открытое акционерное общество «Районное телевидение и редакция газеты»
(далее – истец, потребитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Генерация» (далее – ответчик, РСО) об урегулировании разногласий, возникших
при заключении договора от 25.02.2016 № 69-01-16 на оказание коммунальных услуг.
В правовое обоснование исковых требований истец ссылается на нормы статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.06.2016 судебное заседание по делу отложено на 04.07.2016 в 11 часов 00 минут
(л.д. 121-123).
Ответчик, извещённый о времени и месте проведения судебного заседания,
не явился (л.д. 125).
Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представителем истца заявлено ходатайство об изменении предмета иска,
просил исключить из договора пункт 5.19 вместо пункта 5.1.19, пункт 4.5 договора предложил исключить, принять в редакции истца, измененные исковые требования поддержаны.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство истца удовлетворено.
В ходе судебного заседания представитель истца изменённые требования и доводы искового заявления поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, по доводам которого с исковыми требованиями не согласен, в удовлетворении просил отказать в связи с необоснованностью (л.д. 109-115).
В судебном заседании объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 11.07.2016.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено без участия представителей сторон.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, иск заявлен со ссылкой на договор оказания коммунальных услуг от 25.02.2016 № 69-01-16 (далее - договор, л.д. 18-40, 42-49).
При заключении указанного договора между сторонами возник спор по содержанию следующих пунктов договора: 3.1.19, 3.1.21, 3.1.22, 4.5, 4.6, 4.7, 5.19, 6.5, 6.7, 8.2, 8,4.
Поскольку сторонами условия договора не согласованы, истец в соответствии
с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда
на основании статьи 445 настоящего кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии
с решением суда.
Истец просит исключить из договора пункт 3.1.19 раздел «Права и обязанности потребителя».
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта: «До 01 июня каждого года предоставлять РСО на согласование план подготовки к отопительному сезону».
Суд полагает возможным принять пункт 3.1.19 договора в редакции ответчика, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении правил оценки готовности
к отопительному периоду» (далее – Приказ № 103) к потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо
для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения
(далее - потребители тепловой энергии).
Согласно пункту 8 «Организационно-методических рекомендаций по подготовке
к проведению отопительного периода и повышению надёжности систем коммунального теплоснабжения в городах и населённых пунктах Российской Федерации» МДС 41-6.2000, утверждённые Приказом Госстроя России от 06.09.2000 № 203 теплоснабжающей организацией и потребителями не позднее чем за месяц до окончания текущего отопительного периода должны быть разработаны графики по профилактике и ремонту источников тепла, магистральных и квартальных тепловых сетей, центральных
и индивидуальных тепловых пунктов, систем теплопотребления.
Сроки проведения профилактических и ремонтных работ, связанных
с прекращением горячего водоснабжения, не должны превышать нормативный срок, устанавливаемый органом местного самоуправления.
Далее истец просит исключить из договора пункт 3.1.21 раздел «Права
и обязанности потребителя».
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта: «При заполнении теплоносителем системы теплопотребления или холодной водой системы водоснабжения, после произведённых потребителем ремонтных работ, опресовок, промывок, сезонного заполнения и заполнения новых систем – оплатить стоимость израсходованных на данные цели коммунальных ресурсов при условии невключения данных затрат (опресовка, промывка, сезонное заполнение и заполнения новых систем) в норматив потребления коммунальных услуг».
Суд полагает возможным принять пункт 3.1.21 договора в редакции ответчика, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5.25 Приказа Госстроя Российской Федерации
от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» потребитель тепловой энергии перед пуском тепловых пунктов и систем теплопотребления обязан выполнить их ремонт, промывку (а при открытой системе теплоснабжения - дезинфекцию и повторную промывку), гидравлические испытания на прочность и плотность, после чего предъявить их представителю ОЭТС для получения разрешения на включение. Заполнение сетевой водой и включение тепловых пунктов и систем теплопотребления, не осмотренных
или не допущенных представителем ОЭТС к эксплуатации, не разрешается.
В пункте 42 Приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 № 92
«Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населённых пунктах Российской Федерации» указано, что обоснованные технологические потери сетевой воды в виде сливов при ремонте, испытаниях, промывках, в системах автоматического регулирования (работа которых предусматривает такой слив), затраты сетевой воды
на заполнение трубопроводов и систем теплопотребления относятся за счет абонента
или теплоснабжающей организации по принадлежности тепловой сети и систем теплопотребления.
Далее истец просит исключить из договора пункт 3.1.22 раздел
«Права и обязанности потребителя».
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта: «В полном объёме возмещать РСО расходы, понесённые в связи с введением ограничений и восстановлением режима потребления тепловой энергии согласно калькуляции РСО».
Суд полагает возможным принять пункт 3.1.22 договора в редакции ответчика, исходя из следующего.
Согласно пункту 82 Постановления Правительства Российской Федерации
от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации
и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
(далее – Постановление Правительства № 808) полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю путем осуществления переключений на тепловых сетях. При отсутствии такой возможности прекращение подачи тепловой энергии осуществляется путем отсоединения теплопотребляющих установок потребителя от тепловой сети. Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления осуществляется
за счет потребителя на основании расчета затрат теплоснабжающей организацией,
но не может рассматриваться как новое подключение и не требует заключения нового договора о подключении к системе теплоснабжения, за исключением случаев введения ограничения режима потребления в результате самовольного подключения теплопотребляющих установок к тепловым сетям.
Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема
или температуры теплоносителя, подаваемого потребителю, по сравнению с объемом
или температурой, определенными в договоре теплоснабжения, или фактической потребностью (для граждан-потребителей) либо прекращение подачи тепловой энергии или теплоносителя потребителю в определенные периоды в течение суток, недели
или месяца. Поставщик освобождается от обязанности поставить объем тепловой энергии, недопоставленный в период ограничения режима потребления, введенного в случае нарушения потребителем своих обязательств, после возобновления (восстановления
до прежнего уровня) подачи тепловой энергии.
Поэтому пункт 3.1.22 договора не противоречит действующему законодательству, не подлежит исключению.
Далее истец просит изложить пункт 4.5 договора раздел «Оперативно-диспетчерское управление при поставке коммунальных услуг» в следующей редакции:
«До начала отопительного сезона РСО проверяет техническую готовность тепловых сетей потребителя к началу отопительного сезона и составляет акт (паспорт) готовности
к работе в отопительный период».
Указанное требование истца удовлетворению не подлежит, так как в соответствии
с подпунктом 10 пункта 16 Приказа № 103 одной из целей оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду является проверка уполномоченным органом наличия паспорта теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие
их действительности.
В соответствии с пунктом 10 Приказа № 103 паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки
в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов
к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок.
Порядок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения определяется разделом 2 Приказа № 103 и является императивной нормой.
Далее истец просит исключить из договора пункт 4.6 раздел «Оперативно-диспетчерское управление при поставке коммунальных услуг».
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта: «Основными техническими мероприятиями являются:
- гидравлические испытания на прочность и плотность, проводимые не позднее,
чем через две недели после окончания отопительного сезона, а также перед началом отопительного сезона после ремонта. По результатам испытания составляется соответствующий акт. Выявленные при испытаниях дефекты должны быть устранены, после чего проведены повторные испытания;
- промывка теплосистем, проводимая после окончания отопительного сезона,
а также после монтажа или ремонта труб с проведением в случае необходимости
их дезинфекции, а также их опрессовка;
- шурфовка тепловых сетей для определения коррозионного износа металла труб;
- ревизия арматуры и оборудования, а также составляющих их элементов, устранение выявленных засорений, восстановление разрушений или замена недостаточной тепловой изоляции, проверка ПУ тепловой энергии;
- проверка готовности узлов учёта тепловой энергии к эксплуатации с обязательным составлением соответствующего двустороннего акта.
До начала отопительного сезона потребитель предоставляет в РСО справку
о проведённых в межотопительный сезон мероприятиях с приложением соответствующих документов.
Суд полагает возможным принять пункт 4.6 договора в редакции ответчика,
исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5.25 Приказа Госстроя Российской Федерации
от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» потребитель тепловой энергии перед пуском тепловых пунктов и систем теплопотребления обязан выполнить их ремонт, промывку (а при открытой системе теплоснабжения - дезинфекцию и повторную промывку), гидравлические испытания на прочность и плотность, после чего предъявить их представителю ОЭТС для получения разрешения на включение. Заполнение сетевой водой и включение тепловых пунктов и систем теплопотребления, не осмотренных
или не допущенных представителем ОЭТС к эксплуатации, не разрешается.
Из пункта 4.7 договора истец просит исключить слова: «Снятие заглушек производится потребителем только после получения разрешения ресурсоснабжающей организации».
Указанное условие договора не урегулировано действующим законодательством
и ему не противоречит. Данное условие предусмотрено для предотвращения аварий
на сетях в случае бесконтрольного снятия заглушек и негативных последствий для истца
в виде возможных убытков.
Истец просит исключить из договора пункт 5.19 раздел «Порядок осуществления учёта потреблённых коммунальных услуг, сроки и способы представления показаний приборов учёта в РСО».
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта:
«Потребление коммунальных ресурсов потребителем, не получившим в установленном порядке акт (паспорт) готовности объектов к отопительному периоду, считается бездоговорным потреблением. При этом РСО вправе прекратить подачу коммунальных ресурсов и взыскать с потребителя убытки в двукратном размере стоимости коммунальных ресурсов. Расчёт производится с момента официального начала отопительного периода и до устранения указанных нарушений».
Суд полагает возможным принять пункт 5.19 договора в редакции ответчика, исходя из следующего.
Согласно пункту 16 Приказа № 103 одним из моментов оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду является наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций
для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется
по рекомендуемому образцу и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта
в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае,
если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный перечнем (пункт 9 Приказа № 103).
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий,
но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября -
для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября -
для муниципальных образований (пункт 10 Приказа № 103).
Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих правил, обязана продолжить подготовку
к отопительному периоду и устранение указанных в перечне к акту замечаний
к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду,
но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
Указанное условие договора и вышеприведённые нормы не противоречат пункту 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»,
носит временный характер, до устранения выявленного нарушения.
Далее истец просит исключить из договора пункт 6.5 раздел
«Расчёты за предоставленные коммунальные услуги».
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта: «Не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчётным, РСО выставляет потребителю счёт-фактуру
за весь расчётный период на весь объём фактически потреблённой тепловой энергии
в расчётном периоде. Одновременно со счётом-фактурой РСО оформляет потребителю акт выполненных работ. Потребитель самостоятельно, в срок не позднее 4-го и 9-го чисел месяца соответственно, получает в профильном отделе РСО счёт и счёт-фактуру с актом выполненных работ за оказываемые коммунальные услуги. В случае, если потребитель
в установленный срок не получил акт выполненных работ, либо до окончания расчётного периода не вернул подписанный акт и не представил мотивированный отказ
от его подписания, услуги по договору считаются принятыми в полном объёме
без замечаний и подлежат оплате в соответствии с его условиями. Потребитель также производит оплату РСО:
- за утечку сетевой воды сверх нормы из систем теплопотребления, подтверждённую ПУ и (или) соответствующими документами;
- за превышение температуры обратной сетевой воды более чем на 3%
от температурного графика;
- в иных случаях, предусмотренных договором».
Суд полагает возможным принять пункт 6.5 договора в редакции ответчика,
так как альтернативного варианта изложения названного пункта истцом не предложено. Редакция ответчика действующему законодательству не противоречит.
Истцом предложено исключить из договора пункт 6.7 раздел
«Расчёты за предоставленные коммунальные услуги».
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта:
«При оплате потребителем коммунальных услуг собственными платёжными поручениями без указания номера оплачиваемого счёта, счёта-фактуры, периода за который производится платёж, РСО вправе самостоятельно определить период, за который произведена оплата».
Суд полагает возможным принять пункт 6.7 договора в редакции ответчика,
так как альтернативного варианта изложения названного пункта истцом не предложено. Редакция ответчика действующему законодательству не противоречит.
Далее истцом предложено исключить из договора пункт 8.2 раздел «Ответственность сторон».
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта:
«РСО не несёт ответственность перед потребителем за недоотпуск и (или) отпуск тепловой энергии с пониженными параметрами за те сутки, в течение которых потребитель допускал превышение величины потребления или не соблюдал установленных для него режимов теплопотребления. РСО также освобождается
от ответственности за снижение параметров коммунальных ресурсов и недоотпуск коммунальных ресурсов, вызванных:
-стихийными явлениями (гроза, буря, наводнение, землетрясение, пожар, длительное похолодание при котором температура наружного воздуха держится более 48 часов
ниже на 3 градуса по Цельсию и более расчётной температуры);
- неправомерными действиями персонала потребителя или посторонних лиц (повреждение трубопроводов, повреждение ввода);
- ограничениями или отключениями в соответствии с условиями договора,
а также вводимыми органами местного самоуправления графиками.
Суд полагает возможным принять пункт 8.2 договора в редакции ответчика,
исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 92 Постановление Правительства № 808 в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя,
в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы
за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей
в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Далее истцом предложено изложить пункт 8.4 договора раздел «Ответственность сторон» в следующей редакции: «При нарушении сроков оплаты потребитель обязан уплатить пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты,
от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты».
Суд полагает возможным принять пункт 8.2 договора в редакции ответчика,
исходя из следующего.
Законом либо соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства. В подобных случаях суду следует исходить из того, что кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при неисполнении денежного обязательства, если иное прямо
не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, лицо, полагающее, что его права нарушены вследствие ненадлежащего исполнения денежного обязательства, по своему выбору может потребовать восстановления своего нарушенного права, предъявив требование
о взыскании либо законной, либо договорной неустойки. Выбор способа защиты относится на усмотрение истца.
В силу пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Требования истца судом признаются необоснованными, возражения ответчика доказанными.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, относятся судом на истца, как на лицо не в пользу которого принят судебный акт.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 173, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества
«Районное телевидение и редакция газеты» отказать.
Принять пункты 3.1.19, 3.1.21, 3.1.22, 4.5, 4.6, 4.7, 5.19, 6.5, 6.7, 8.2, 8.4 договора
от 25.02.2016 № 69-01-16 на оказание коммунальных услуг в редакции ответчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.Р. Намятова