ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5114/20 от 19.10.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

19 октября 2020 г.

Дело № А75-5114/2020

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Магеррамлы Р.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Сургутского района к Региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН 1178600001975, ИНН 8602283047, место нахождения: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Быстринская, дом 4/1, офис 27) о взыскании 1998,39 руб.,

при участии представителей:

от истца – Завьялова А.В., доверенность от 01.10.2019 № 1504, Городничева О.А., доверенность от 16.09.2020 № 1582;

от ответчика –  директор Леснова О.В., выписка из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

администрация Сургутского района (далее – истец, администрация) обратилась
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ответчик, ассоциация) о взыскании 1 998,39 руб. субсидии (л.д. 118-119, 125).

Исковые требования мотивированы нецелевым использованием ответчиком субсидии.

Как пояснил истец в судебном заседании, нарушения выявлены Прокуратурой Сургутского района, что послужило основанием для предъявления иска в с уд.

Ответчик с иском не согласен по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснил, что субсидия предоставлялась на компенсацию затрат с одновременным представлением ответчиком документов, подтверждающих понесенные затраты.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, стороны заключили договор от 14.11.2019 №  967
о предоставлении из бюджета Сургутского района субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением на возмещение затрат (далее - договор).

Данный договор заключен в соответствии с Постановлением администрации Сургутского района от 25.12.2018 № 5211-нпа «Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющих перечень услуг в целях развития предпринимательства» (далее - Порядок предоставления субсидий).

Предметом договора является предоставление из бюджета Сургутского района субсидии в целях возмещения затрат ответчика, связанных с предоставлением услуг по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности) вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах 1 года с момента их государственной регистрации - (далее - Субсидия).

Субсидия предоставляется для реализации мероприятия «Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства" подпрограммы «Поддержка малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы “ «Поддержка предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности в Сургутском районе», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 29.11.2018 № 4782.

Согласно пункту 2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитом бюджетных обязательств, доведенными Главному распорядителю на цели, указанные в разделе 1 договора, в размере 459 542,47 руб.

Из пункта 5.1. договора следует, что субсидия или ее часть подлежит возврату ответчиком в бюджет Сургутского района в случаях: несоблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий (п. 5.1.1); выявления в представленных документах недостоверных сведений (п. 5.1.2); нарушения ответчиком условий, предусмотренных договором и   порядком предоставления субсидий (п.5.1.3).

Как указывает истец, Прокуратурой Сургутского района истцу выдано представление об устранении нарушений закона от 24.01.2020 № 03-02-2020, содержащее  ссылки на неэффективность предоставления субсидий истцом ответчику.

По мнению истца,  предприниматели  Чикурова А.Г. и Халиуллина А.О. прекратили деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, поэтому компенсация ответчику понесенных расходов  в виде выплаченной истцом субсидии должна быть возвращена.

Ответчику 11 марта 2020 г. направлена претензия о возврате в бюджет Сургутского района субсидии.

Расчет подлежащей возврату субсидии  в соответствии с п. 31 Порядка № 5211-нпа составляет:

1. По предоставлению услуг по созданию на территории Сургутского района вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства: 14 000 рублей - на одного вновь зарегистрированного субъекта малого и среднего предпринимательства.

2. По предоставлению услуг по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчётности) вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах 1 года с момента их государственной регистрации: 350 рублей в месяц на одного вновь зарегистрированного субъекта малого и среднего предпринимательства.

Получателю субсидии (ответчику) в соответствии с п. 2.1 раздела 2 договора № 917 платежным поручением  от 18.11.2019 № 7221 перечислена субсидия в общем  размере 459 542,47 руб.

Расчет размера субсидии в отношении прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей Чикуровой А.Г., Халиуллиной А.О.:

Выплата в отношении Чикуровой А.Г. произведена в размере 948,39 руб.

Выплата, согласно приложению 2 к протоколу № 10 заседания экспертной (конкурсной) комиссии от 18.10.2019 осуществлена за июль – 248,39 руб.
(305 руб. : 31 день * 22 дня, ИП зарегистрирован 10.07.2019), август - 350 руб., сентябрь - 350 руб., 350+350+248,39 = 948,39 руб.

В отношении Халиуллиной А.О. выплата произведена в размере 1 050 руб.

Выплата согласно приложению 2 к протоколу № 10 заседания экспертной (конкурсной) комиссии от 18.10.2019, акту об оказании услуг от 30.09.2019, осуществлена за 3 месяца (июль, август, сентябрь) – 350 р. * 3 месяца = 1050 руб.

Всего за услуги по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению в отношении указанных индивидуальных предпринимателей выплачено 1998,39 руб.

Так как ответчик средства,  выделенные в качестве субсидии истцу не вернул, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Ответчик считает, что администрация не обосновала, в чем конкретно выразилось
не соблюдение целей, условий и порядка предоставления субсидии; прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по условиям договора не является основанием для возврата в бюджет части субсидии.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Основанием для возврата субсидии, на которое ссылается истец, указано несоблюдение целей, условий и порядка предоставления субсидии.

Данные факты, как указано в пунктах 37.2. п. 37 Порядка устанавливаются актом проверки главного распорядителя как получателя бюджетных средств, либо актом, предписанием, представлением органа муниципального финансового контроля. В случае установления фактов, указанных в подпункте 37.1 п. 37, главный распорядитель как получатель бюджетных средств в течение 20 рабочих дней направляет копию акта (предписания, представления) получателю субсидии с требованием о возврате суммы субсидии (части субсидии).

Указанное требование с приложением акта проверки ответчику не направлялось.

Администрация Сургутского района при предъявлении требования о возврате полученной субсидии также ссылается на п. 5 договора, в котором указанно, что субсидия или ее часть подлежит возврату получателем субсидии в бюджет Сургутского района в случае несоблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии.

Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, за предоставление услуг которым были возмещены понесенные ответчиком затраты в виде выплаты части субсидии, не является основанием для возврата субсидии ее получателем по следующим основаниям:

На основании протокола заседания экспертной (конкурсной) комиссии от 02.10.2019 № 9, постановления администрации Сургутского района «О предоставлении субсидии»
от 16.10.2019 №4144 между сторонами заключен договор № 917 «О предоставлении из бюджета Сургутского района субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением на возмещение затрат».

Предметом договора являлось возмещение затрат получателя субсидии, связанных с предоставлением перечня услуг в целях развития предпринимательства, в том числе по созданию на территории Сургутского района вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, услуг по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности) вновь зарегистрированных предпринимателей.

Администрация Сургутского района не обосновала в чем конкретно выразилось не соблюдение целей, условий и порядка предоставления субсидии.

Чикурова А.Г. и Халиуллина А.О. зарегистрированы в качестве индивидуальных  предпринимателей, услуги  по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению оказывались им только до прекращения ими предпринимательской деятельности исключения их из ЕГРИП, что подтверждается представленными договорами об оказании услуг от 09.01.2019 № 206/19, № 204/19, заключенных ответчиком с предпринимателями, а также актами об оказанных услугах   от 10.07.2019, от 30.09.2019 (Чикурова А.Г.),  от 29.04.2019 и от 30.06.2019 (Халиуллина А.О.).

Чикурова А.Г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя  10.07.2019  и прекратила деятельность 11.02.2020, Халиуллина А.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.04.2019 и прекратила деятельность 24.12.2019.

Доказательств оказания ответчиком услуг указанным предпринимателям после прекращения ими деятельности не имеется.

Решение о предоставлении субсидии принималось коллегиально экспертной комиссией на основании предоставленного заявления и пакета документов в соответствии с постановлением администрации Сургутского района от 23.05.2019 № 338-р «Об утверждении состава и порядка работы экспертной (конкурсной) комиссии». Условия и порядок предоставления субсидии ответчиком были соблюдены, доказательств обратного истцом не представлено.

В случае непредставления отчетности, субъект малого и среднего предпринимательства и компенсация за него не производится, следовательно, ущерб бюджету района не может быть нанесен.

Как обоснованно указал ответчик, субсидия по сопровождению в регистрации юридического лица и субсидия по сопровождению деятельности в течение 1 года являются взаимосвязанными процедурами. После закрытия бизнеса, основанном на волеизъявлении непосредственного получателя услуги (предпринимателя) услуги не оказываются и субсидия на сопровождение деятельности вышеуказанных предпринимателей не выплачивалась.

При изложенных обстоятельствах суд считает недоказанным истцом факт несоблюдения получателем субсидии целей, для которых она выплачена.

При этом ссылка истца на представление прокуратуры сама по себе не освобождает истца от бремени доказывания обоснованности исковых требований. Кроме того, представление  прокуратуры не содержит ссылок на конкретные обстоятельства  и факты в отношении спорных обстоятельств, а именно неоказания ответчиком  услуг предпринимателям Чикуровой А.Г.и Халиуллиной А.О. по регистрации их в качестве ИП, неоказания иных оговоренных договорами № 206/19, № 204/19 услуг до момента прекращения деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания для возврата субсидии отсутствуют, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  О.В. Зубакина