ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5529/2022 от 13.07.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 июля 2022 г.

Дело № А75-5529/2022

          Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Заболотина А. Н., при ведении протокола секретарем Гуляевой О. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации  города Сургутак Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре  о признании незаконным  решения от 17.12.2021 № 05/01/00-46/2021, с участием в деле в качестве заинтересованных лиц муниципальное казенное учреждение «Управление капитального  строительства» (ОГРН 1028600584924, ИНН 8602003204, адрес: 628401, г. Сургут. ул. Ивана Захарова, д. 12), общество  с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Сургутский домостроительный комбинат»(ОГРН 1168617068542, ИНН 8602271563,  адрес: 628415, г.Сургут, ул. Чехова, д. 6/2), общество с ограниченной ответственностью «Сибпромстрой-Югория» (ОГРН 1148602007740, ИНН 8602219323, адрес: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,  г. Сургут, ул. Базовая, д. 2),

с участием представителей сторон: от заявителя (посредством веб-конференции) – Кушниренко Е. Н. по доверенности от 20.01.2022; от антимонопольного органа – Карева Е. А. по доверенности от 12.04.2021; от иных лиц – не явились,

установил:

Администрация города Сургута( далее – заявитель, администрация)обратилась в суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, управление, Ханты-Мансийское УФАС) о признании недействительным решения от 17.12.2021
№ 05/01/00-46/2021.

            Требование мотивировано незаконностью и необоснованностью выводов антимонопольного органа о нарушении администрацией пункта  4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении соглашения, целью которого являлось строительство ООО «Сургутский домостроительный комбинат» объекта «Детский сад в микрорайоне 20 А в г. Сургуте» по согласованию с органами местного самоуправления  с последующим выкупом за счет бюджетных средств в целях удовлетворения потребностей муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур, что привело, а так же могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.

            Представитель администрации поддержал заявленные требования в полном объеме.

Антимонопольный орган с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, в дополнении к отзыву на заявление.

Иные лица явку представителей для участия в судебном разбирательстве не обеспечили. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального  строительства» в отзыве на заявление поддержало требование администрации по доводам, аналогичным доводов заявителя.

Общество  с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Сургутский домостроительный комбинат» в отзыве на заявление поддержало доводы антимонопольного органа.

На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей МКУ «Управление капитального  строительства» ООО специализированный застройщик «Сургутский домостроительный комбинат»ООО «Сибпромстрой-Югория».

Выслушав представителей заявителя м управления, изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступило обращение ООО «Сибпромстрой – Югория», направленное Прокуратурой ХМАО-Югры, содержащее сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Сургута, МКУ «Управление капитального строительства» и ООО «Сургутский домостроительный комбинат» при заключении муниципального контракта контракта на приобретение объекта «Детский сад в микрорайоне 20 А в г. Сургуте».

По результатам рассмотрения обращения  возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

15.05.2006 между Администрацией г.Сургута и ООО «Юграпромстрой» заключен договор № 400 аренды земельного участка, расположенного в микрорайоне 20А в г.Сургуте с кадастровым номером 86:10:0101035:0087 площадью 135 227 кв.м сроком до 06.04.2011 для строительства объектов жилья и соцкультбыта: жилые дома № 35, 41 со встроенной общественной частью, выставочный комплекс, две полуподземные автостоянки на 70 машин, общественная школа на 1200 учащихся, ресторан быстрого питания, детский развлекательный комплекс, детский сад-ясли на 240 мест с теплой верандой, инженерные сети.

30.08.2010 между Администрацией г.Сургута и ООО «Юграпромстрой» заключен договор № 827 аренды земельного участка, расположенного в микрорайоне 20А в г.Сургуте с кадастровым номером 86:10:0101035:62 (образован из участка с кадастровым номером 86:10:0101035:0087) площадью 9 896 кв.м сроком до 31.12.2014 для строительства детского сада на 260 мест.

07.02.2014 между Администрацией г.Сургута и ООО «Юграпромстрой» заключен договор № 84 аренды земельного участка, расположенного в микрорайоне 20А в г.Сургуте с кадастровым номером 86:10:0101035:228 (образован из участка с кадастровым номером 86:10:0101035:0087) площадью 11 729 кв.м сроком до 29.01.2015 для строительства детского сада на 300 мест.

26.12.2014 Администрация г.Сургута выдала ООО «Юграпромстрой» разрешение №ru86310000-187 на строительство объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» со сроком действия до 26.05.2016.

30.01.2015 между Администрацией г.Сургута и ООО «Юграпромстрой» заключен договор № 26 аренды земельного участка, расположенного в микрорайоне 20А в г.Сургуте с кадастровым номером 86:10:0101035:228 (образован из участка с кадастровым номером 86:10:0101035:0087) площадью 11 729 кв.м сроком до 31.12.2017 для строительства детского сада на 300 мест.

01.04.2016 срок действия разрешения на строительство №ru86310000-187 продлен до 31.03.2018.

16.12.2016 Администрация г.Сургута согласовала ООО «Юграпромстрой» передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №26 от 30.01.2015 третьему лицу ООО «Меценат» (исх.№01-11-1465/16-0-0 от 16.12.2016).

26.12.2016 между ООО «Юграпромстрой» и ООО «Меценат» (ИНН 8602271563, позднее переименовано в ООО «За ручьем», а затем в ООО «Сургутский домостроительный комбинат») заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №26 от 30.01.2015.

19.04.2017 МКУ «Управление капитального строительства» телефонограммой №43-02-965/17 сообщила ООО «Меценат» (ИНН 8602271563) о необходимости направить ответственных представителей для участия в работе комиссии по обследованию объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» в рамках исполнения договора от 23.03.2017 №02/2017 о распределении обязанностей по строительному контролю при осуществлении строительства, сбор назначен на 21.04.2017.

15.06.2017 МКУ «Управление капитального строительства» телефонограммой №43-02-1549/17 сообщила ООО «Меценат» (ИНН 8602271563) о необходимости направить ответственных представителей для участия в работе комиссии по обследованию объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» в рамках исполнения договора от 23.03.2017 №02/2017 о распределении обязанностей по строительному контролю при осуществлении строительства, сбор назначен на 16.06.2017.

26.07.2017 МКУ «Управление капитального строительства» направило в адрес ООО «Меценат» (ИНН 8602271563) согласованную карточку технических решений с учтенными замечаниями и предложениями касательно строительных материалов, конструкций и инженерного оборудования объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» (исх.№43- 02-2021/17).

07.08.2017 ООО «Меценат» (ИНН 8602271563) направило в адрес МКУ «Управление капитального строительства» направило письмо исх.№36, из содержания которого следует о том, что строительство объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» осуществляется обществом за счет собственных средств с последующим выкупом готового объекта.

25.10.2017 Администрация г.Сургута направила в адрес ООО «Меценат» (ИНН 8602271563) письмо исх.№45-02-3414/17-0, в котором предложила обществу сформировать пакет документов для отправки в Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в ноябре 2017 года и включения объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» в список объектов для финансирования на 2019 год.

31.10.2017 ООО «Меценат» (ИНН 8602271563) направило Администрации г.Сургута письмо исх.№61, которым просило внести в бюджет округа и города финансирование объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» на 2018 год.

21.11.2017 Администрация г.Сургута направила в адрес Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявку на выделение денежных средств из бюджета Ханты- Мансийского автономного округа - Югры на приобретение в муниципальную собственность планируемого к введению в эксплуатацию в 2018 году объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» на 350 мест (исх.№01-11- 11057/17-0).

04.12.2017 МКУ «Управление капитального строительства» направило в адрес Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Сургута направлено письмо исх.№43-02-3205/17 об определении процедуры выкупа объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута», строительство которого осуществляется силами ООО «Меценат» (ИНН 8602271563).

25.01.2018 между Администрацией г.Сургута и ООО «За ручьем» (ИНН 8602271563, позднее переименовано в ООО «Сургутский домостроительный комбинат») заключен договор №5 аренды земельного участка, расположенного в микрорайоне 20А в г.Сургуте с кадастровым номером 86:10:0101035:228 (образован из участка с кадастровым номером 86:10:0101035:0087) площадью 11 729 кв.м сроком до 31.12.2020 для строительства детского сада.

06.07.2018 письмом исх.№01-11-6739/18-0 Администрация г.Сургута сообщила ООО «Сурутский домостроительный комбинат» о том, что подтвердить наличие в бюджете городского округа город Сургу бюджетных ассигнований на приобретение объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» в размере полной выкупной стоимости возможно после доведения до муниципального образования дополнительного объема субсидии из бюджета округа.

25.09.2018 в разрешение №ru86310000-187 на строительство детского сада в микрорайоне 20А г.Сургута внесены изменения в части вместимости (300 мест заменено на 350 мест) и строительного объема (30 215,70 м3 заменено на 26 724,5 м3).

28.09.2018 МКУ «Управление капитального строительства» направило в адрес Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Сургута направлено письмо исх.№43-02-2299/18 о создании комиссии в рамках предстоящего выкупа объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута».

08.10.2018 МКУ «Управление капитального строительства» направило в адрес Департамента образования Администрации г.Сургута письмо исх. №43-02-2403/18 о предоставлении документов с целью подготовки объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута»к процедуре выкупа.

17.10.2018 письмом исх.№12-15-5969/18-0 Департамент образования Администрации г.Ханты-Мансийска направил в адрес МКУ «Управление капитального строительства» копию технического задания объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута».

14.11.2018 МКУ «Управление капитального строительства» направило письмо №43-02-2792/18 в адрес СМПУМ «Горводоканал», в котором учреждение сообщило, что в 2018 году планируется выкуп в муниципальную собственность завершенного строительством объекта недвижимости «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургут» с дальнейшей передачей балансовой стоимости наружных сетей водоснабжения и канализации с баланса МКУ «Управление капитального строительства» на баланс СМПУМ «Горводоканал».

20.11.2018 МКУ «Управление капитального строительства» направило в адрес Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Сургута, Департамента образования Администрации г.Сургута, ООО «Сурутский домостроительный комбинат» телефонограмму №43-02-2885/18, в котором сообщило, что в связи с планируемым выкупом объекта недвижимости «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургут» в декабре 2018 года необходимо направить своего представителя 21.11.2018 года в 11:00 для освидетельствования готовности объекта под выкуп.

13.12.2018 между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Администрацией г.Сургута заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №12/18.0598, из приложения №1 «Перечень мероприятий, в целях которых предоставляется Субсидия» к которому следует, что субсидия предоставляется на приобретение объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута», общий объем бюджетных ассигнований в 2018 году при этом составляет 320 492 271 рублей (пункт 2.1 соглашения).

21.12.2018 Администрация г.Сургута выдала ООО «Сургутский домостроительный комбинат» разрешение №86-ru86310000-65-2018 на ввод в эксплуатацию объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута».

24.12.2018 между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Администрацией г.Сургута заключено дополнительное соглашение №1 к Соглашению о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2018 №12/18.0598, согласно которому общий объем бюджетных ассигнований увеличен до
561 488 060 рублей.

26.12.2018 года, между МКУ «Управление капитального строительства» и ООО «Сурутский домостроительный комбинат» заключен муниципальный контракт №26/2018 на приобретение объекта недвижимости «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургут» (далее - Муниципальный контракт).

В соответствии с предметом муниципального контракта ООО «Сурутский домостроительный комбинат» (продавец) обязуется передать, а МКУ «Управление капитального строительства» (покупатель) принять в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город Сургут и оплатить стоимость объекта недвижимости «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургут» (кадастровый номер 86:10:0101035:1682) со следующими характеристиками: площадь застройки - 7 295, 2 кв.м.; номер кадастрового квартала:86:10:0101035; дата присвоения кадастрового номера: 25.12.2018; количество этажей: 4; год завершения строительства: 2018. Цена Муниципального контракта составила 560 000 000 рублей, включая НДС.

Муниципальный контракт заключен на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно представленным сведениям указанный объект в веден в эксплуатацию в 2018 году на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.12.2018 №86-ru86310000-65-2018.

12.04.2019 Службой жилищного и строительного надзора Ханты- Мансийского автономного округа - Югры ООО «Сургутский домостроительный комбинат» выдано заключение №2019-01-049-14 о соответствии построенного объекта капитального строительства объекта «Детский сад в микрорайоне 20А в г.Сургуте» требованиям проектной документации (утверждено приказом №566 от 22.04.2019).

Перечисленная переписка Администрации г.Сургута (ее структурных подразделений (Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута, Департамент образования администрации г.Сургут) и МКУ «Управление капитального строительства» по вопросам строительства и выкупа объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» (письмо от 04.12.2017 №43-02­3205/17, от 28.09.2018 №43-02-2299/18, от 08.10.2018 №43-02-2403/18, от 17.10.2018 №12-15-5969/18-0), выдача Администрацией г.Сургута разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №86-ru86310000-65-2018 от 21.12.2018 в отсутствие всех обязательных документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 ГрК РФ, а также приобретение объекта в муниципальную собственность в отсутствие заключения Службы жилищного и строительного надзора Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (утверждено приказом №566 от 22.04.2019), из содержания которого к тому же следует, что строительные работы по объекту завершены уже после приобретения объекта в апреле 2019 года, направление Администрацией г.Сургута в Департамент образования и моложенной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявки на выделение денежных средств из бюджета Ханты- Мансийского автономного округа - Югры на приобретение в муниципальную собственность объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» на 350 мест (исх.№01-11-11057/17-0 от 21.11.2017) задолго до завершения строительства объекта, по убеждению антимонопольного органа, свидетельствует о заключении МКУ «Управление капитального строительства», Администрацией г.Сургута и ООО «Сурутский домостроительный комбинат» соглашения, запрет на который установлен статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган указывает, что фактически действия Администрации г. Сургута, МКУ «Управление капитального строительства» и ООО «Сургутский домостроительный комбинат» изначально были направлены на приобретение объекта: «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут» без использования конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

По утверждению антимонопольного органа, итогом всех этих действий явилось строительство объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургуте» в обход проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу, что перечисленные лица заключили соглашение, определение которого содержится в пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а итогом такого соглашения явилось ограничение доступа на товарный рынок и устранение с товарного рынка хозяйствующих субъектов, что запрещено пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольным органом проведен анализ конкурентного рынка строительства нежилых зданий на территории в границах товарного рынка г. Сургут.

Согласно полученной информации (письмо Тюменьстата от 27.07.2021) на территории г. Сургута деятельность по строительству жилых и нежилых зданий (ОКВЭД - 41.20) осуществляло 564 хозяйствующих субъектов.

Антимонопольный орган указывает, что все приведенные хозяйствующие субъекты являются прямыми конкурентами ООО «Сургутский домостроительный комбинат», а значит могли быть потенциальными поставщиками услуг по строительству объекта «Детский сад в микрорайоне 20А в г.Сургуте» в рамках конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом исследуемый в деле о нарушении антимонопольного законодательства перечень хозяйствующих субъектов не является закрытым, поскольку в случае объявления и проведения Администрацией г.Сургута конкурентной процедуры в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на исследуемом товарном рынке на территории другого муниципального образования автономного округа, а также на территории других субъектов Российской Федерации мог стать участником такой процедуры и бороться за право оказания услуг для государственных или муниципальных нужд по строительству объекта недвижимости.

Согласно решению антимонопольного органа, поскольку между МКУ «Управление капитального строительства», Администрацией г.Сургута и ООО «Сурутский домостроительный комбинат»было заключено соглашение, целью которого явилось строительство и дальнейшее приобретение объекта недвижимости в целях удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур, то указанное свидетельствует о недопущении, ограничении, устранении конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.

Решением Управления от 17.12.2021 № 05/01/00-46/2021 в действиях МКУ «Управление капитального строительства», Администрацией г.Сургута и ООО «Сурутский домостроительный комбинат» признано наличие нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, целью которого явилось строительство объекта «Детский сад в микрорайоне 20А в г.Сургуте» с последующим выкупом указанного объекта за счет бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, что привело, а также могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.

Не согласившись с указанным решением, Администрация г.Сургута оспорила ненормативный акт в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом на орган, осуществляющий публичные полномочия и принявший оспариваемое решение (совершивший действие (бездействие)), возлагается обязанность по доказыванию законности такого решения (акта, действия, бездействия), а на заявителя, как правильно отметил суд первой инстанции, возлагается обязанность по доказыванию факта нарушения оспариваемым решением (актом, действием, бездействием) его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции урегулированы нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 1 названного Закона предусмотрено, что одной из задач законодательного регулирования является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов
в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Установленный нормой статьи 16 Закона о защите конкуренции запрет ориентирован на органы публичной власти и организации, осуществляющие их публичные функции, и распространяется на акты и действия указанных органов и организаций в публично-властной сфере.

По существу данный запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти и указанных организаций на конкурентную среду с помощью административных, властный полномочий, в том числе путем соглашений
с хозяйствующими субъектами.

Антимонопольный орган, квалифицируя действия заявителей по делу и третьего лица по статье 16 Федерального закона № 135-ФЗ, пришел к выводу, что в данном случае достигнуто соглашение, связанное со строительством и приобретением здания: объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г.Сургута» для удовлетворения муниципальных нужд минуя конкурентный порядок определения застройщика по строительству объекта, предусмотренный Федеральным законом № 44-ФЗ.

При этом, по мнению антимонопольного органа, такое соглашение привело и (или) могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства зданий (код ОКВЭД 2 41.20) в границах товарного рынка города Сургута.

Данный вывод антимонопольного органа является ошибочным, основанным
на неверной оценке обстоятельств и без учета действующих в данной сфере правоотношений норм градостроительного и земельного законодательства.

Антимонопольный орган полагает, что Администрация г. Сургута, будучи заинтересованной в строительстве объекта «Детский сад в микрорайоне 20А г. Сургута» в качестве заказчика по строительству объекта должна была на условиях конкурентного отбора определить подрядчика в целях строительства объекта за бюджетные средства.

Так, согласно доводов антимонопольного органа, положениями частей 1, 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом
он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Из совокупности приведенных выше норм права следует, что размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона
№ 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений
в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Закона о контрактной системе).

В целях реализации полномочий в рамках пункта 31 части 1 статьи 93 Закона
о контрактной системе соответствующий объект должен существовать как таковой,
то есть заказчик не имеет права заключать контракты с единственным поставщиком
в случае, если предметом такого контракта является приобретение строящегося (незавершенного) либо несуществующего нежилого здания, строения, сооружения (письма Минэкономразвития России от 21.11.2016 № Д28и-3029, от 14.10.2016 № ОГ-Д28-12301).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу нужно установить одновременно следующие обстоятельства: наличие непредусмотренных законом соглашений между указанными лицами, или их согласованных действий; доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие указанных соглашений или согласованных действий.

О наличии договоренности в устной форме могут свидетельствовать скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения друг друга, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Поскольку Законом о защите конкуренции понятие согласованных действий хозяйствующих субъектов и органов публичной власти не раскрывается, является возможным применение по аналогии нормы статьи 8 Закона о защите конкуренции, определяющей согласованные действия хозяйствующих субъектов как действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Как верно указывает антимонопольный орган в своем решении, на основании распоряжения Администрации города Сургута от 06.04.2006 № 734 ООО «Юграпромстрой» предоставлен в аренду, сроком на 5 лет, земельный участок площадью 135 227 кв.м, относящийся к категории земель поселений, расположенный в микрорайоне 20 А. На основании указанного распоряжения 15.05.2006 между ООО «Юграпромстрой» и Администрацией муниципального образования городской округ Сургут заключён договор аренды земельного участка № 400 от 15.05.2006 (далее - договор № 40р).

Согласно пункту 1.1 договора № 400 ООО «Юграпромстрой» приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101035:0087, площадью 135 227 кв.м, расположенный по адресу: Тюменская область, город Сургут, в микрорайоне 20 А. Земельный участок предоставлен для строительства объектов жилья и соцкультбыта: жилые дома № 35, 41 со встроенной общественной частью, выставочный комплекс, две полуподземные автостоянки на 70 машин, общественная школа на 1200 учащихся, ресторан быстрого питания, детский развлекательный комплекс, детский сад-ясли на 240 мест с теплой верандой, инженерные сети. Срок аренды установлен с 06.04.2006 по 06.04.2011 (пункты 1.4 - 1.5 договора № 400).

Предоставление земельного участка осуществлялось в порядке статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавший в период заключения договора), регулировавших процедуру предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

На основании распоряжения Администрации города от 12.01.2010 № 5 осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101035:87. В результате раздела образован в том числе земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101035:62 площадью 9896 кв. метров с видом разрешенного использования - для строительства детского сада на 260 мест и предоставлен в аренду ООО «Юграпромстрой» по договору
№ 827 сроком с 07.05.2010 по 31.12.2014.

Земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101035:62 был образован при разделе ранее сформированного в результате проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта в целях строительства объектов жилья и соцкультбыта земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101035:87, в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент проведения процедуры предварительного согласования).

Ввиду неосуществления своевременной государственной регистрации указанного договора аренды, в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101035:62 был снят с государственного кадастрового учёта 29.03.2012.

В последующем, с учётом заявления ООО «Юграпромстрой» распоряжением Администрации города от 27.08.2013 №3018 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании которого образован земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101035:228 площадью 11729 кв. метров с видом разрешенного использования - Для строительства детского сада на 300 мест.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101035:228 были заключены договоры аренды от 07.02.2014 № 84 с ООО «Юграпромстрой» на основании распоряжения Администрации города Сургута от 31.01.2014 № 205 сроком с 31.01.2014 по 29.01.2015, и от 30.01.2015 № 26 с ООО «Юграпромстрой» на основании распоряжения Администрации города Сургута от 28.01.2015 № 181 сроком с 30.01.2015 по 31.12.2017 (в период действия данного договора аренды между ООО «Юграпромстрой» и ООО «Меценат» (ИНН 8602271563) был заключён договор о передаче (уступке) прав и обязанностей от 26.12.2016 в соответствии с разрешением на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу выданным Администрацией города письмом от 12.12.2016 №941/16-003), от  25.01.2018 № 5 с ООО «За ручьем» (ИНН 8602271563) на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» сроком с 01.01.2018 по 31.12.2020 (действие данного договора аренды прекратилось 26.12.2018 в силу статьи 552 и статьи 413 Гражданского кодекса РФ в момент перехода прав на объект недвижимости с кадастровым номером 86:10:0101035:1682, расположенный на земельном участке).

Условия заключения и порядок реализации договоров о комплексном освоении территории предусматривались Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ и действовавшим в период спорных отношений по предоставлению земельных участков.

В частности, статьёй 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации в действовавшей в спорный период редакции, комплексное освоение территории включает
в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.

Условиями договора о комплексном освоении территории являются (в числе прочих): обязательство лица, заключившего договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (далее в настоящей статье - лицо, заключившее договор), подготовить и представить в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления проект планировки территории и проект межевания территории, в отношении которой заключается договор, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки и представления этих документов;  обязательство лица, заключившего договор, осуществить на земельном участке, в отношении которого заключен договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, предусмотренные договором мероприятия по благоустройству, в том числе озеленению, и сроки их осуществления; обязательство лица, заключившего договор, осуществить образование земельных участков из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления обеспечить рассмотрение и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории и максимальные сроки выполнения данного обязательства, если это входит в их компетенцию; обязательство сторон договора осуществить на земельном участке, в отношении которого заключен договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории; максимальные сроки выполнения данного обязательства; обязательство сторон договора обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории, включая ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, в соответствии с графиками осуществления каждого мероприятия в предусмотренные указанными графиками сроки.

Прекращение существования земельного участка, в отношении которого был заключён договор, в связи с его разделом или возникновение у третьих лиц прав на земельные участки, образованные из такого земельного участка, не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определённых договором.

Таким образом, вопреки доводам Антимонопольного органа, у ООО «Юграпромстрой» имелась обязанность по разработке в установленный срок проекта планировки территории, предусматривающее не только строительство объектов жилья, но и объектов социальной сферы. Постановлением Администрации города от 24.03.2009 № 1009 № 1009 (с изменениями от 16.08.2016 № 6125, от 06.08.2019 № 5792) утверждён проект планировки: «Застройка микрорайона 20 А город Сургут (1 и 2 очередь).

Вопреки доводам антимонопольного органа, у Администрации г. Сургута не было оснований и полномочий по проведению конкурентных процедур в целях определения иного застройщика либо подрядчика по строительству детского дошкольного учреждения на 300 мест на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101035:228.

При этом анализ конкурентной среды рынка строительства нежилых зданий
на территории г. Сургута, проведенный антимонопольным органом, не имеет в данном случае правового значения, поскольку общество получило право застройки земельного участка в соответствии с требованиями закона и имело преимущественное право
на заключение договора аренды без проведения торгов с администрацией г. Сургута.

Строительство объекта осуществлялось на основании разрешения от 26.12.2014 № 86-ru86310000-187. Разрешение на ввод в эксплуатацию № 86-ru86310000-65-2018 получено ООО «Сургутский домостроительный комбинат» 22.12.2018.

Дальнейшее оформление документов, в том числе получение разрешения
на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию регламентируется градостроительным кодексом и не зависит от волеизъявления органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или органов местного самоуправления городского округа города Сургута.

Приобретение объекта недвижимости «Детский сад в микрорайоне 20 А г. Сургута» под размещение детского сада осуществлялось в рамках реализации Государственной программы «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», утверждённой постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 413-п (постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 338-п данное постановление признано утратившим силу с 01.01.2019) (далее - Государственная программа развития образования}), а также муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2030 годы», утверждённой постановлением Администрации города Сургута от 13.12.2013 № 8993 (в редакции от 06.11.2018, действовавшей на конец 2018 годц) (далее - муниципальная программа развития образования).

Предоставление субсидии из бюджета автономного округа на софинансирование мероприятий по приобретению объекта образования был предусмотрено в 2018 году в рамках основного мероприятия 5.4.2 «Приобретение создание в соответствии с концессионными соглашениями объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных образовательных организаций и (или общеобразовательных организаций» государственной программы развития образования и в рамках основного мероприятия «Приобретение объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных и (или) общеобразовательных организаций» муниципальной программы развития образования.

Согласно разделу V «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» реализация муниципальной программы развития образования осуществляется, в том числе, путём реализации бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в форме приобретения объектов общего образования, предназначенных для размещения дошкольных, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Приобретение объектов недвижимого имущества для размещения образовательных учреждений осуществляется департаментом архитектуры и градостроительства, муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» за счёт средств муниципального бюджета и субсидий автономного округа в соответствии с условиями Государственной программы развития образования с рассрочкой платежа до трех лет. При доведении лимитов бюджетных обязательств автономного округа в размере 100 % от уровня софинансирования оплата по муниципальному контракту осуществляется единовременно в текущем финансовом году.

Как верно указывает антимонопольный орган, согласно условиям реализации государственной программы и предоставления субсидии в рамках данной программы предполагалось, что контракт может быть заключен на приобретение уже готового
к реализации имущества.

В рассматриваемом случае по муниципальному контракту был приобретен готовый объект.

Проверка инвестиционных проектов на предмет эффективности использования бюджетных средств предусмотрена требованиями постановления Правительства ХМАО-Югры от 02.04.2011 № 93-п  «О Порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направляемых на капитальные вложения», что объясняет переписку застройщика с уполномоченными органами о технических характеристиках и состоянии объекта.

Контроль со стороны органа местного самоуправления, в том числе выдача разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проверка соответствия объекта требованиям проектной документации при выдаче разрешения
на ввод в эксплуатацию определяются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 51, 55 ГрК РФ).

Заинтересованность Администрации г. Сургута в создании объекта социальной инфраструктуры, завершении строительства и ввода в эксплуатацию объекта, на что указывает антимонопольный орган, не свидетельствует о сговоре в целях ограничения конкуренции иных заинтересованных субъектов, а направлена на реализацию возложенных на эти органы задач и функций по обеспечению населения муниципального образования достаточным количеством мест в детских дошкольных учреждениях.

Фактически позиция антимонопольного органа сводится к подмене перечисленных обстоятельств сведениями о наличии нужды муниципального образования в указанном объекте и наличии у общества возможности его построить, в совокупности с целью осуществления обществом, как и любой иной коммерческой организацией, предпринимательской деятельности, обеспечивающей извлечение прибыли или недопущение убытков.

Суд отмечает, что согласованные действия хозяйствующих субъектов предполагают предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.

Антиконкурентное соглашение, не имеющие какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей, предполагает скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Вместе с тем, исходя из анализа обстоятельств, на которые указано в решении антимонопольного органа - действия лиц не были скоординированы, а стороны не использовали возможности друг друга в целях ограничения или недопущения конкуренции.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение антимонопольного органа является незаконным, в основу решения положены выводы, которые не согласуются с действующими нормами законов и подзаконных актов в сфере регулирования земельных и градостроительных правоотношений.

Отчеты об оценке конкурентной среды, представленные антимонопольным органом и участниками процесса, не имеют правового значения, поскольку стороны действовали вне оцениваемого антимонопольным органом конкурентного рынка по строительству нежилых объектов.

На основании вышеизложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

            заявление удовлетворить.

            Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре от 17.12.2021 № 05/01/00-46/2021 признать незаконным.

            Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

            Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  А. Н. Заболотин