Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
15 октября 2014 г.
Дело № А75-5603/2014
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 15 октября 2014 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Каксиной Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Поплавок» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628408, <...>) о признании незаконным бездействия Администрации города Сургута, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута,
заинтересованные лица: Администрация города Сургута, Департамент имущественных
и земельных отношений Администрации города Сургута, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.08.2014.
от заинтересованных лиц - от Администрации г. Сургута - ФИО2 по доверенности от 09.12.2011, от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Сургута - ФИО2 по доверенности от 06.02.2012, от Департамента градостроительства и архитектуры г. Сургута - ФИО2 по доверенности
от 06.02.2012,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество «Поплавок» (далее - СНТ «Поплавок», Товарищество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным
в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Администрации города Сургута, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению граждан садовыми земельными участками по месту жительства.
Заявитель просит обязать заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованных лиц не согласился с заявленными требованиями
по доводам, изложенным в отзывах на заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, СНТ «Поплавок» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.03.2013, что подтверждается выпиской их Единого государственного реестра юридических лиц и свидетельством о государственной регистрации юридического лица (т. 1 л. д. 12).
12.03.2013 СНТ «Поплавок» обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута с заявлением о выборе земельного участка для размещения садоводческого товарищества, приложив к заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка (т. 1 л. д. 26).
Письмом от 04.04.2013 № 07-01-14-5311/13-0 Департамент имущественных
и земельных отношений Администрации города Сургута отказал в предоставлении земельного участка, указал, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц. Кроме того, Департамент в указанном письме со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» разъяснил заявителю, что предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков осуществляется с учетом пожеланий граждан, из которых впоследствии формируется персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Орган местного самоуправления разрабатывает с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, варианты предоставления земельных участков. Граждане, желающие получить садовый (дачный) участок, учитываются в органах местного самоуправления (т. 1 л. д. 30).
Товариществом отказ был обжалован в арбитражный суд.
Решением арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.10.2013 по делу № А75-5564/2013, оставленным без изменения Постановлением апелляционного суда от 28.11.2013 и Постановлением кассационного суда от 06.02.2014 в удовлетворении отказано. При этом суд указал на нарушение Товариществом последовательности действий по реализации своего права на получение земельного участка.
16.01.2014 граждане, являющиеся членами СНТ «Поплавок» самостоятельно (лично) обратились в Администрацию города Сургута с заявлением о предоставлении садовых участков и включении в перечень нуждающихся в получении садовых участков (л. д. 42).
Согласно ответов от 29.01.2014 на самостоятельные (личные) обращения членов Товарищества, они были приняты на учет по предоставлению земельных участков для садоводства, указаны регистрационные номера (л. д. 44-45).
11.02.2014 СНТ «Поплавок», письменно обратилось в Администрацию города Сургута и в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута с заявлением о выборе земельного участка для размещения Товарищества.
Департамент имущественных и земельных отношений письмом
№ 07-01-14-2517/14-0 от 28.02.2014 отказал в предоставлении земельного участка для ведения садоводства, разъяснив порядок предоставления садоводческих земельных участков, предусмотренный законом, указав на отсутствие свободных участков для садоводства и сообщив о направлении в Департамент архитектуры и градостроительства информации о количестве заявлений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, зарегистрированных по состоянию на 28.01.2014 для рассмотрения возможности корректировки генерального плана города в 2013-2014 годах.
Полагая, что Администрация города Сургута, а так же её структурные подразделения - Департамент имущественных и земельных отношений и Департамент архитектуры и градостроительства, проявляют бездействие в вопросе обеспечения нуждающихся граждан садовыми участками и не исполняют требования Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», чем нарушают права и законные интересы членов СНТ «Поплавок», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 7 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан вправе обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно части 1 статьи 6 указанного Закона, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
С учетом изложенного, суд считает данный спор подведомственным арбитражному суду (аналогичные выводы содержатся в постановлении АС Уральского округа
от 19.05.2014 № Ф09-3025/14).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд определениями от 09.06.2014, 09.07.2014, 31.07.2014 предлагал заинтересованным лицам представить в суд мотивированные отзывы с обоснованием своих возражений по всем доводам, изложенным в заявлении Товарищества, однако заинтересованными лицами представлены идентичные отзывы, не содержащие конкретных доводов и обоснования своей позиции по заявленным требованиям,
без приложения документов и доказательств, сведений о совершения ими конкретных действий по реализации положений Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»,
на которые в том числе Департамент имущественных и земельных отношений ссылался
в письме от 28.02.2014 № 07-01-14-2517/14-0.
Как следует статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд, руководствуясь принципом состязательности сторон в арбитражном процессе, а так же положениями части 5 статьи 200, статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает доводы сторон на основании представленных ими доказательств.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Закон № 66-ФЗ) предполагает проведение ряда процедур, предшествующих непосредственному рассмотрению и принятию решения по вопросу о предоставлении земельного участка.
В силу статьи 13 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Непосредственно порядок предоставления земельных участков установлен статьей 14 Закона № 66-ФЗ.
Так, в силу пункта 1 статьи 14 Закона № 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 названного закона).
Как следует из пункта 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ, после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из системного толкования вышеприведенных положений закона следует, что предоставление земельных участков гражданам, являющимся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, носит персонифицированный характер. Данное обстоятельство связано с установленным законом правом граждан на приобретение земельных участков в собственность после предоставления единого земельного участка садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению. Кроме того, персонификация при предоставлении земельных участков и утверждении соответствующих списков связана с наличием очередности граждан, изъявивших желание получить земельные участки для ведения садоводческого и огороднического хозяйства. Очередность определяется в связи с наличием льготных категорий граждан, имеющих преимущественное право предоставления земельных участков для указанных целей.
Таким образом, обязанностью органов местного самоуправления является не только удовлетворение потребностей граждан в получении земельных участков, но и обеспечение интересов граждан в части учета всех нуждающихся и соблюдения очередности предоставления участков.
Предусмотренный Законом № 66-ФЗ порядок осуществления органом местного самоуправления деятельности, направленной на обеспечение нуждающихся граждан, садовыми участками, конкретизирован применительно к муниципальному образованию - городской округ город Сургут в Постановлении Администрации города Сургута
от 27.06.2005 № 84 «Об утверждении порядка подготовки и оформления документов
при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав
на них на территории города» (далее – Постановление № 84).
Из статьи 17 Постановления № 84 следует, что гражданин, заинтересованный в получении земельного участка для ведения садоводства или огородничества, обращается в департамент имущественных и земельных отношений с соответствующим заявлением.
Очередность предоставления садовых или огородных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Департамент имущественных и земельных отношений в течение двадцати рабочих дней осуществляет регистрацию заявления гражданина; включает гражданина в список очередности предоставления садового или огородного земельного участка и направляет заявителю соответствующее уведомление либо, при установлении невозможности предоставления заявителю земельного участка, направляет ему мотивированный отказ.
Глава администрации города не реже одного раза в год утверждает список граждан, подавших заявления о предоставлении садовых или огородных земельных участков.
Департамент земельных и имущественных отношений в течение семи дней со дня утверждения списка граждан доводит информацию об утверждении списка до сведения указанных граждан путем направления каждому соответствующего уведомления.
На основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садовых или огородных земельных участков, департамент имущественных и земельных отношений направляет в департамент архитектуры и градостроительства сообщение о проведении зонирования территории для размещения нового садово-огороднического некоммерческого объединения.
Департамент архитектуры и градостроительства предлагает варианты земельных участков для размещения некоммерческого объединения или дает заключение о невозможности в департамент имущественных и земельных отношений.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров департамент имущественных и земельных отношений предлагает гражданам объединиться в садово-огородническое некоммерческое объединение.
Земельный участок для садоводства либо огородничества предоставляется некоммерческому объединению, созданному гражданами, после государственной регистрации такого объединения на основании заявления, поданного в департамент имущественных и земельных отношений.
Департамент имущественных и земельных отношений в течение двадцати рабочих дней осуществляет подготовку проекта решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
После совершения указанных действий структурных подразделений Администрации города Сургута некоммерческое объединение разрабатывает и представляет в департамент архитектуры и градостроительства проект организации и застройки территории садово-огороднического некоммерческого объединения для его утверждения главой администрации города, осуществляется вынос границ земельного участка на местность.
После утверждения проекта организации и застройки территории осуществляются мероприятия по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок.
Таким образом, Постановление № 84 предусматривает необходимые и обязательные действия, которые должны быть совершены Администрацией города Сургута, департаментом имущественных и земельных отношений, департаментом градостроительства и архитектуры при наличии на территории муниципального образования граждан, нуждающихся в обеспечении садовыми участками. Постановление содержит конкретные сроки совершения определенных действий.
Заинтересованные лица, мотивируя свою позицию несоблюдением заявителем порядка обращения за предоставлением земельного участка, а так же отсутствием свободных земель, пригодных для предоставления в испрашиваемых целях,
не представили ни одного доказательства, свидетельствующего о совершении ими, либо кем-то из заинтересованных лиц, действий, указанных в Законе № 66-ФЗ
и статье 17 Постановления № 84, либо об отсутствии возможности совершения таких действий.
Суд установил, что гражданами, являющимися членами Товарищества, и самим Товариществом соблюдена последовательность действий при обращении
за предоставлением земельного участка для ведения садоводства. Дальнейшие действия зависят непосредственно от органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 66-ФЗ обеспечение граждан
садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью
органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Не совершение Администрацией города Сургута, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута, Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута действий, которые однозначно определены для каждого из указанных органов статьёй 17 Постановления
№ 84, а так же Законом № 66-ФЗ, свидетельствует о незаконном бездействии заинтересованных лиц.
Доказательств обратного заинтересованные лица в суд не представили.
Незаконное бездействие заинтересованных лиц препятствует реализации прав
и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности Товарищества и его членов.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 16, 67, 68, 71, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Поплавок» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Сургута, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута, выразившееся в невыполнении мероприятий, направленных на обеспечение граждан садовыми участками, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ
«О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Обязать Администрацию города Сургута, Департамент имущественных
и земельных отношений Администрации города Сургута, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута устранить допущенные нарушения в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Постановлением Администрации города Сургута от 27.06.2005 № 84 «Об утверждении Порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города».
Взыскать с Администрации города Сургута в пользу садоводческого некоммерческого товарищества «Поплавок» 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.Г. Чешкова