ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5671/08 от 16.09.2008 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (34671) 3-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

23 сентября 2008 г.

Дело № А75-5671/2008

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2008 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Южакова Ю.А., при ведении протокола заседания секретарем Брясловой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к открытому акционерному обществу «Тюменская энергосбытовая компания», к государственному учреждению «Отряд государственной противопожарной службы № 21» Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании сделки недействительной в части,

с участием представителей сторон:

от прокурора – старший помощник прокурора Белоножкина О.И. по доверенности от 05.02.2008 № 13, от ГУ ОГПС № 21- Любовцева Т.М. по доверенности от 12.02.2008 № 21/6/23-5, от ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» - Степанюк А.А. по доверенности от 04.08.2008 № 08/87,

установил:

заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу «Тюменская энергосбытовая компания» (далее – ОАО «Тюменская энергосбытовая компания»), к государственному учреждению «Отряд государственной противопожарной службы № 21» Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – ГУ ОГПС № 21) о признании недействительным пункта 7.3. контракта энергоснабжения № 542, заключенного 19.10.2007 между ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» и ГУ ОГПС № 21 (далее – Контракт).

В обоснование заявленного искового требования прокурор ссылается на следующие обстоятельства и доводы.

19 января 2007 года между ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» и ГУ ОГПС № 21 заключен контракт энергоснабжения № 542 для государственных нужд.

Предметом контракта энергоснабжения является продажа электрической энергии, обеспечение передачи электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.

В соответствии с пунктом 7.3 контракта энергоснабжения предусмотрено право поставщика ввести ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения покупателем обязательств по оплате электрической энергии в течение двух расчетных периодов.

По мнению прокурора, пункт 7.3 контракта энергоснабжения № 542 противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации контракт энергоснабжения является публичным, цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173
 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, в которых предусмотрена военная служба, постановлено считать действиями, нарушающими безопасность государства.

Пункт 2 Указа содержит указание Правительству Российской Федерации принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) учреждениям, в которых предусмотрена военная служба.

Кроме того, пунктом 4 статьи 426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке подлежат включению в договоры с организациями-потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающих безопасность государства (в том числе организациями государственной противопожарной службы).

В соответствии с приложением № 3 к указанному Постановлению энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю, относящемуся к организациям, обеспечивающими безопасность государства в случае несвоевременного поступления платежей на его счет.

Таким образом, по мнению прокурора, введение ограничения режима потребления электрической энергии ГУ ОГПС № 21 является незаконным.

В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожны.

В материалы дела от ГУ ОГПС № 21 поступил отзыв на исковое заявление (том 2, л.д. 1-2), согласно которому данный ответчик исковое требование прокурора признает в полном объеме.

ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» также представило отзыв на исковое заявление (том 1, л.д. 93-97). По мнению ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» заявленное исковое требование не подлежит удовлетворению в силу нижеследующего.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере производства и обращения электрической энергии, является Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ.

В соответствии со статьями 21, 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике, в частности, отнесено:

- утверждение правил и порядка деятельности гарантирующих поставщиков;

- утверждение правил заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках;

- утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 во исполнение вышеуказанного Закона были утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Правила розничных рынков), устанавливающие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяющие условия взаимодействия субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией, в том числе порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Таким образом, Правила розничных рынков являются нормативным правовым актом, изданным Правительством Российской Федерации в рамках представленных ему законом полномочий, который устанавливает порядок заключения и исполнения публичных договоров энергоснабжения на розничных рынках, а также порядок введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, в связи с чем стороны договора энергоснабжения обязаны при их заключении и исполнении руководствоваться указанными правилами.

В соответствии с пунктом 78 Правил розничных рынков гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII данных Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода, а если покупателем выступает энергосбытовая организация - в случае нарушения ею двух и более сроков платежа подряд, если соответствующим договором не установлено иное.

Раздел XIII Правил розничных рынков устанавливает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.

В соответствии с пунктом 168 Правил розничных рынков в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 данных Правил.

Пунктом 189 Правил розничных рынков предусмотрено, что в случаях когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, по требованию потребителя устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

Согласно пункту 3 Приложения № 6 к Правилам розничных рынков, к перечню потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, относятся: Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Таким образом, в отношении вышеуказанных потребителей, в том числе и в отношении ГУ ОГПС № 21, пунктом 168 Правил розничных рынков установлен специальный порядок введения частичного ограничения режима энергопотребления, не допуская полного его ограничения.

На основании вышеизложенного, оспариваемый пункт 7.3. контракта энергоснабжения, содержащий условие о введение режима ограничения поставки электрической энергии, в случае не оплаты потребителем потребленной электрической энергии в порядке, предусмотренном разделом XIII Правил розничных рынков (пункт 168 Правил розничных рынков), в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Данная позиция подтверждается арбитражной практикой.

Относительно ссылки прокурора на Указ Президента Российской Федерации
 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» от 23.11.1995 № 1173 и на Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» от 29.05.2002 № 364 ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» обращает внимание на следующее.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, которым утверждены Правила розничных рынков электрической энергии, принято позднее вышеуказанных нормативных актов, на которые ссылается истец. Поэтому, в данном случае, учитывая правила применения коллизионных норм права, сложившиеся в правоприменительной практике, следует руководствоваться принципом приоритетности, который выражается в следующем: если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний, по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится («lex posterior derogate priori»).

Указанная позиция также находит свое отражение в судебной практике:

В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.06.2004 №13-П указано: «Уголовно-процессуальный кодекс РФ, будучи обычным федеральным законом не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной Конституцией РФ иерархии нормативных актов. В отношении федеральных законов, как актов одинаковой юридической силы, применяется правило «lex posterior derogate priori» («последующий закон отменяет предыдущие»), означающие, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон...»

В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 21.04.2005 №242-О указано: «…в случае коллизии между принятыми в разное время нормативными актами равной юридической силы действует последующий закон, даже если в нем отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений».

Более того, в соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

В связи с изложенным, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по осуществлению устойчивого санкционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» от 23.11.1995 № 1173 не подлежит применению сторонами при заключении и исполнении договора энергоснабжения, поскольку такие отношения могут и регулируются в настоящее время лишь основными положениями Правил функционирования розничных рынков (часть 4 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

Таким образом, при определении условий договора энергоснабжения о порядке введения режима ограничения в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода, стороны обязаны руководствоваться пунктом 78 и разделом XIII Правил розничных рынков, в соответствии с которыми гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) вправе вводить в отношении потребителей - обеспечивающих безопасность государства, частичное ограничение режима энергопотребления в порядке, предусмотренном пунктом 168 Правил розничных рынков.

Изучив материалы дела и доводы сторон суд признает рассматриваемое исковое требование прокурора не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 36-ФЗ и статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее – Правила).

Согласно пункту 78 Правил гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII данных Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода, а если покупателем выступает энергосбытовая организация - в случае нарушения ею двух и более сроков платежа подряд, если соответствующим договором не установлено иное. Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ суд рассматривает ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии.

В рамках раздела XIII Правил («Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий») пунктом 168 Правил установлено, что в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 данных Правил.

Пункт 3 вышеуказанного Перечня (приложение № 6 к Правилам) относит к потребителям, указанным в пункте 168 Правил, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Следовательно, для ГУ ОГПС № 21 действующим законодательством Российской Федерации установлен к применению специальный порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии. Как указано выше, такой специальный порядок приведен в разделе XIII Правил.

Таким образом, ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» как гарантирующий поставщик в силу прямого законодательного установления вправе в порядке, установленном разделом XIII Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с ГУ ОГПС № 21 в случае неисполнения ГУ ОГПС № 21 обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода, если соответствующим договором не установлено иное.

Как установлено оспариваемым пунктом 7.3. Контракта в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения Покупателем (ГУ ОГПС № 21) обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в течение двух расчетных периодов Поставщик (ОАО «Тюменская энергосбытовая компания») вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии в порядке, предусмотренном разделом XIII Правил розничных рынков.

Редакция пункта 7.3. Контракта не вводит какого-либо самостоятельного регулирования отношений сторон Контракта, ограничиваясь лишь воспроизведением соответствующих положений пункта 78 Правил, отсылающих к специальному порядку, предусмотренному разделом XIII Правил.

В данной ситуации суд не усматривает, что пункт 7.3. Контракта нарушает действующее законодательство Российской Федерации и является ничтожным. Напротив, оспариваемый прокурором пункт 7.3. Контракта буквально соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а именно утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

Вышеуказанный подход соответствует складывающейся судебной практике, в частности постановлению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.08.2008 № Ф04-4561/2008(8721-А45-39).

При подаче искового заявления государственная пошлина не уплачена. Прокурор, обращающийся с исками в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Принимая во внимание отказ в удовлетворении искового требования прокурора, государственная пошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового требования заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказать.Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья Южаков Ю.А.