ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5687/2022 от 24.06.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

01 июля 2022 г.

Дело № А75-5687/2022

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 01 июля 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Штогрин В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Управляющая компания тепло-водоснабжения и канализации» (628661, ХМАО-Югра, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 25.12.2002, ИНН: <***>, КПП: 862101001) к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным решения
об отказе подписать акты категорирования и обследования объекта ТЭК - котельная
АО «УТВиК», изложенного в письме № 643/9-4321 от 23.12.2021,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.04.2022 № 273
(посредством веб-конференции) до перерыва,

от заинтересованного лица – ФИО2  по доверенности № 64 от 06.04.2022,

установил:

акционерное общество «Управляющая компания тепло-водоснабжения и канализации» (далее - заявитель, общество, АО «УТВиК») обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Управление Росгвардии, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе подписать акты категорирования и обследования объекта ТЭК - котельная АО «УТВиК», выраженное в письме № 643/9-4321 от 23.12.2021.

Заявитель просит суд возложить обязанность на Управление Росгвардии подписать акты категорирования объектов.

Лица, участвующие в деле, о назначении времени и места судебного разбирательства извещены надлежащим образом, заявитель явку своих представителей в судебное заседание после перерыва, объявленного в связи с возникшими техническими неполадками в работе системы веб-конференции не обеспечил. В момент проведения заседания работа системы обеспечена, о невозможности подключения к онлайн-заседанию заявитель не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

При таких обстоятельствах, суд посчитал возможным завершить после перерыва рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя заявителя.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 05.06.2019 в перечень объектов
топливно-энергетического комплекса, утвержденный распоряжением Губернатора
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2011 № 771-рг «О Перечне объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащих категорированию»
(далее - Перечень объектов ТЭК), включен объект ТЭК - котельная АО «УТВиК», который принадлежит заявителю на праве собственности.

Решением антитеррористической комиссии Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры (далее - АТК) (пункт 5.4 протокола АТК № 97/80) на заявителя возложена обязанность до 01.07.2020 (с учетом изменений срока до 09.08.2021) осуществить категорирование и паспортизацию объекта топливно-энергетического комплекса, вновь включенного в «Перечень объектов ТЭК, расположенных на территории
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащих категорированию» (котельная АО «УТВиК»), обеспечить предварительное согласование паспорта безопасности указанного объекта ТЭК с руководством Службы по ХМАО РУФСБ России по Тюменской области, УФСВНГ по ХМАО - Югре и ГУ МЧС России по ХМАО - Югре.

29.04.2021 сотрудники Управления Росгвардии приняли участие в работе комиссии по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса - Котельная АО «УТВиК». В ходе комиссионного обследования принято решение о присвоении объекту ТЭК «низкой» категории по степени потенциальной опасности.

29.06.2021 обществом в адрес Управления Росгвардии направлены на согласование проекты актов категорирования и обследования объекта ТЭК, в ходе изучения которых Управлением установлены недостатки и нарушения, не позволившие их согласовать
и подписать в представленной редакции, в связи с чем письмом Управления Росгвардии № 643/9-2133 от 13.07.2021 отказано в согласовании и подписании акта обследования
и акта категорирования объекта ТЭК.

16.11.2021 обществом в адрес Управления Росгвардии повторно направлены на согласование проекты актов категорирования и обследования объекта ТЭК.

Письмом Управления Росгвардии № 643/9-4321 от 23.12.2021 отказано
в согласовании и подписании акта обследования и акта категорирования объекта ТЭК.

Полагая, что указанный отказ Управления Росгвардии № 643/9-4321 от 23.12.2021
не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ) установлено, что антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического
комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта, а пунктом 3 указанной статьи, что безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - это состояние защищенности объектов
топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона № 256 ФЗ, требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно - энергетического
комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно - энергетического комплекса
и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 256-ФЗ прямо предусмотрено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса
в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, пунктом 3 статьи 12 Федерального закона № 256-ФЗ в том числе установлено, что соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно- энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп утверждены «Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»4 (далее - Правила, том 2 л. д. 32-108).

Пунктом 3 раздела II Правил установлено, что обеспечение безопасности
и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства
и предупреждения таких угроз, категорирования объектов, разработки и реализации мер по созданию системы Физической защиты.

Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется
на основании статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ, согласно которой, для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

При проведении категорирования учитываются: информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса; критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса; масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса; наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса; наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса; наличие на объекте уязвимых мест.

С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: объекты высокой категории опасности; объекты средней категории опасности; объекты низкой категории опасности.

Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе установить перечень видов объектов топливно-энергетического комплекса, не подлежащих категорированию.

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 утверждено Положение
об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях II категорирования (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 18 Положения по результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 (далее – Правила № 460).

Исходя их пункта 19 Положения решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса
в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.

В рамках статьи 8 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно - энергетического комплекса по форме согласно приложению к указанному Федеральному закону.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 256-ФЗ.

В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической зашиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 256-ФЗ, совместно
с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

В свою очередь исходя из пункта 4 раздела II Правил система физической защиты включает в себя: персонал Физической защиты: комплекс организационных, административных и правовых мероприятий; инженерно- технические средства охраны.

На основании подпункта «в» пункта 17 Правил именно субъект
топливно-энергетического комплекса обеспечивает создание и функционирование системы физической защиты объекта.

Исходя пункта 52 Правил инженерно-технические средства охраны согласно приложению № 1 определяется категорией опасности объекта (высокая, средняя, низкая) и включают в себя необходимые системы (система охранной сигнализации, система контроля управления доступом и др.) для его защиты.

Пунктом 2 Примечаний к Приложению № 1 Правил предусмотрено, что знак «+» показывает обязательность (при наличии технической возможности) применения инженерно-технических средств охраны. В соответствии с пунктом 4 указанных Примечаний независимо от категории объекта при отсутствии возможности, обусловленной объективными Факторами, допускается не применять отдельные инженерно-технические средства охраны, при этом обеспечение заданной защищенности объекта достигается созданием дополнительных рубежей охраны, организуемых
с помощью технических средств Охраны. К таким объективным Факторам относятся: расположения зданий и сооружений объекта в непосредственной близости от транспортных магистралей (фактическое отсутствует территория перед фасадом здания); строительство (реконструкция) объекта в особых климатических зонах (вечная мерзлота, пустыни, лесные массивы, удаленность от мест проживания людей и др.); значительная протяженность территории объекта (десятки километров); несоответствие инженерно-технических средств защиты нормативно-правовым актам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части архитектурно-планировочных решений развития соответствующей территории.

С учетом того, что АО «УТВиК» не оспаривается позиция Управления Росгвардии об отнесении объекта Котельная АО «УТВиК» к категории объектов ТЭК, подлежащих категорированию, требования вышеуказанных нормативно-правовых актов предполагаются к распространению на объект и субъект ТЭК в полном объеме, объем требований определен с учетом установления применительно к объекту «низкой» категории опасности.

Управлением Росгвардии в ходе комиссионного обследования и изучения исходных данных объекта 29.04.2021 осуществлен детальный анализ применения к объекту ТЭК имеющейся нормативно-правовой базы регламентирующей сферу антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

При проведении комиссионного обследования и изучения исходных данных 29.04.2021 в присутствии остальных членов комиссии было достоверно установлено,
что при условии присвоения объекту категории по степени потенциальной опасности «Низкая» объект не оборудован составом инженерно-технические средства охраны согласно приложению № 1 к Правилами, в соответствии с установленными для них характеристиками, а именно:

- в соответствии с пунктами 81, 83 Правил, подпунктом «б» пункта 1 Приложения
№ 1 к Правилам нижним дополнительным ограждением; КПП объекта для прохода людей в соответствии с пунктами 109-122, 126-127 Правил, подпунктом «а» пункта 3 Приложения № 1 к Правилам; в соответствии с пунктами 128-145 Правил, подпунктами «б» пункта 3 Приложения № 1 к Правилам - КПП для автомобильного транспорта
с составом: досмотровая площадка для автомобильного транспорта; техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ для автомобильного транспорта; противотаранными устройствами специальной конструкции; основным и резервным освещением (переносные светильники); указательными знаками; в соответствии
с пунктами 170-185 Правил - системой охранной сигнализации; в соответствии с пунктами 204-211 Правил - системой контроля и управления доступом; в соответствии с пунктами 228-240 Правил - системой охранной телевизионной; в соответствии с пунктами 265-277 Правил, пунктом 11 приложения № 1 к Правилам системой электропитания.

Так же зафиксировано отсутствие предусмотренного пунктом 5 Правил подразделения охраны объекта, входящего в состав персонала физической защиты объекта в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил. В соответствии с пунктом 2 раздела № 1 общих положений Правил подразделение охраны - вооруженное подразделение, предназначенное для физической защиты объекта.

Отсутствие технической возможности не применять отдельные инженерно-технические средства охраны обусловленной объективными факторами в соответствии
с пунктами 2 и 4 указанных Примечаний к Правилам в ходе обследования не установлено, АО «УТВиК» не заявлялись.

Поскольку требование Правил не соблюдено в полной мере, соответственно по верному утверждению Управления Росгвардии, не обеспечивается безопасность
и антитеррористическая защищенность объектов топливно-энергетического комплекса, что нарушает требования статьи 2 Федерального закона № 256 ФЗ.

Кроме того, при условии присвоения объекту категории по степени потенциальной опасности «Низкая» объект подлежит включению в реестр объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1107 «О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса».

На основании пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 256 ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, осуществляется
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными
в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 20.10.2016 № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Постановление Правительства РФ № 1067) федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, возложен на Росгвардию.

На основании пункта 53 Постановления Правительства РФ № 1067, в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; составить протокол об административном правонарушении за нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливно- энергетического комплекса в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, их предупреждению и предотвращению.

Приказом Росгвардии от 26.11.2020 № 466 утвержден «Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2021 № 62322) на основании пункта 12 которого результатом осуществления государственного контроля (надзора) являются: установление соответствия (несоответствия) состояния объектов ТЭК требованиям обеспечения безопасности, выполнение (невыполнение) субъектами ТЭК предписаний об устранении нарушений. То есть в случае фиксации даже одного нарушения Правил результатом функции государственного контроля будет установление несоответствия состояния объекта ТЭК требованиям обеспечения безопасности, и наступят правовые последствия
в отношении субъекта ТЭК в виде выдачи предписания об устранении нарушений, составление протокола об административном правонарушении в отношении должностного либо юридического лица.

На основании статьи 13 Федерального закона № 256-ФЗ нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 8 Положения, для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются: представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию); руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса; работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной)
и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации; представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия); представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач
в области гражданской обороны.

Соответственно все члены комиссии несут равнозначную ответственность за соблюдение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса при проведении процедуры категорирования.

С учетом изложенного доводы заявителя о том, что существующая система физической защиты при условии присвоения объекту категории по степени потенциальной опасности «Низкая» позволяет обеспечить частичную физическую защиту и антитеррористическую защищенность объекта, а замечания Управления Росреестра являются необоснованными, основаны на неверном толковании норм закона.

Доводы АО «УТВиК» о том, что заключение договора на охрану объекта путем реагирования полиции вневедомственной охраны является надлежащей организацией охраной объекта подразделениями охраны не состоятельны.

В соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона № 256-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; непрерывность: интеграция в международные системы безопасности; взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечение антитеррооистической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 256-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Согласно пункта 2 статьи 9 Федерального закона № 256-ФЗ обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на: предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона №256-ФЗ для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекс».

В соответствии с пунктом 11 Правил защита объекта осуществляется подразделением охраны с помощью стационарных и подвижных постов, а так же мобильных групп.

В пункте 12 Правил определено, что стационарные посты выставляются на контрольно-пропускных пунктах объекта и на постах охраны по его периметру.

На основании пункта 13 Правил подвижные посты и мобильные группы могут использоваться для контроля за обстановкой внутри и вокруг охраняемого объекта. Кроме того мобильные группы в соответствии с пунктом 14 Правил могут использоваться для усиления охраны наиболее критических элементов объекта.

С учетом указанных положений, как утверждает Управление Росгвардии, предлагаемое заявителем оборудование объекта стационарной кнопкой для извещения
о тревоге с выводом на пульт дежурного органа внутренних дел и заключение договора
на оперативное реагирование полиции вневедомственной охраны на период низких температур наружного воздуха (ноябрь - март) до 2024 года, не отвечает требованию Федерального закона № 256-ФЗ о непрерывности обеспечения охраны объектов ТЭК,
в связи с тем, что предполагается только определенный период охраны, а не постоянный.

Обеспечение на объекте пропускного и внутриобъектового режимов, а так же контроль за соблюдением противопожарного режима предусмотренного пункта 8 Правил реализованы группой задержания, которая выезжает только по срабатыванию сигнала,
на постоянной основе быть не могут.

Сам факт наличия КПП на объекте прямо предусматривает обязательное выставление на нем стационарного поста охраны (пункт 12 Правил), так как на основании пункта 114 Правил контрольно-пропускные пункты для прохода людей предназначены для осуществления пропускного режима при входе (выходе). Только в случае наличия
на нем стационарного поста будет обеспечено полное соблюдение требований пункта
8 Правил. Кроме того, подпунктом «г» пункта 7 Приложения № 1 к Правилам прямо предусмотрено оборудование объекта стационарной кнопкой для подачи извещения
о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел, вне зависимости от требования о наличии КПП.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 69 Правил, к основному ограждению предъявляются следующие требования: высота и заглубленность в грунт должны затруднять преодоление путем перелаза и подкопа (глубиной не менее 0.5 метра), а также удовлетворять режимным условиям объекта.

Согласно пункта 81 Правил, дополнительное ограждение устанавливается вверху (должно быть просматриваемым) и (или) внизу основного ограждения для увеличения его задерживающих свойств и размещения дополнительных периметральных средств обнаружения, усиливающих сигнализационное блокирование соответственно перелаза
и (или) подкопа.

Как утверждает Управление Росгвардии, на объекте ТЭК - Котельная АО «УТВиК» установлено основное ограждение из железобетонных плит, которое не заглублено
в грунт на глубину не менее 0,5 метра и не затрудняет его преодоление путем подкопа.

То есть в целях соблюдения требований Правил для увеличения задерживающих свойств имеющегося основного ограждения его необходимо оборудовать нижним дополнительным ограждением, для затруднения преодоления путем подкопа.

Судом установлено, что Управление Росгвардии, отказывая в согласовании Акта категорирования объекта, действовало в соответствии со своими полномочиями, установив, что объект и выполненные на нем меры обеспечения безопасности являются недостаточными и не отвечают требованиям Федерального закона № 256-ФЗ и Правил.

Нормы закона Управлением Росгвардии не нарушены, а возложение
на уполномоченный орган обязанности подписать Акт категорирования объекта,
не отвечающего требованиям обеспечения безопасности, предъявляемым к нему, повлекло бы переложение ответственности за последствия такого решения с собственника объекта на орган контроля.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 17, 167-170, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                           О.Г. Чешкова