Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
27 марта 2009 г.
Дело № А75-569/2009
Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2009 года.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой А. Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию в решении задач в области экологии «Эконадзор» к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югры
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Строймонтажналадка»
с участием представителей сторон:
от истца – Слюсарь Е.В. директор, приказ № 1-ПК от 08.10.2008
от ответчика – Фалько А.В. – по доверенности от 16.02.2009, Галансков С.В. по доверенности от 16.03.2009,
от третьего лица: Мкрчян М.В. директор, приказ № 15/к от 10.11.2005,
у с т а н о в и л:
общественная организация Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию в решении задач в области экологии «Эконадзор» (далее заявитель, организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Уведомление Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югры (далее Управление, ответчик) от 21.11.2008 об отказе в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтажналадка».
Обязать управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югры выдать обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтажналадка» лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Свои требования заявитель обосновал тем, что Управление требует больше документов, чем предусмотрено действующим законодательством.
Ответчик с предъявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Кроме того, представителем ответчика заявлено ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения, так как с заявлением обратилось неуполномоченное лицо, которое вправе заявлять указанные требования.
Указанное ходатайство судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 53 Арбитражного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии со статьей 16 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" организации независимо от организационно-правовых форм имеют право в соответствии с уставными документами осуществлять защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации вправе обращаться в суд в защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Из анализа указанных норм следует, что в арбитражный суд может обратиться общественная организация, которая с уставными документами вправе осуществить в защиту.
Подпунктом 6 пункта 2.3 Устава организации предусмотрено, для достижения уставных целей Организация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вправе обращаться в судебные и правоохранительные органы в защиту прав, свобод и законных интересов в области экологии неопределенного круга лиц и своих членов в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что организация вправе обратиться с заявлением в суд о защите прав обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтажналадка».
Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, установил.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Строймонтажналадка» предоставило в Управление пакет документов для решения вопроса о предоставлении лицензии ( т. 2 л.д.18-138). Распоряжением заместителя руководителя Управления № 955 -РП 10 октября 2008 года назначена проверка возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий, срок окончания проверки – 10 ноября 2008 года (т. 2 л.д.13) в ходе, которой сделано заключение, что ООО «Строймонтажналадка» не имеет возможности обеспечить выполнение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, транспортировке опасных отходов 4.5 класса (т. 2 л.д.15-16).
Уведомлением № 1385 от 21.11.2008 ООО «Строймонтажналадка» отказано в предоставлен6ии лицензии, так как в ходе проверки не представлен регламент осуществления производственного контроля в области обращения с опасными отходами об организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ №88-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»; проведенная и утвержденная руководителем предприятия инвентаризация отходов и объектов их размещения, проект нормативов образования отходов и лимит их размещения; план-график повышения квалификации работников. Кроме того, ООО «Строймонтажналадка» не состоит на учете в Управлении Ростехнадзора, как плательщик за негативное воздействие на окружающую среду, не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Организация, не согласившись с указанным уведомлением, обратилась с заявлением в суд.
Статьей 9 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" определил, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезжириванию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524 для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
б) перечень опасных отходов, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности для окружающей среды и здоровья человека, а также сведений о составе отходов);
в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, представленных для обоснования лицензии;
г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, не допускается.
Поскольку указанный перечень является закрытым, то у Управления отсутствовали основания для отказа в выдаче лицензии по вышеперечисленным основаниям.
Судом отклоняется довод заявителя, что уведомление может быть признано недействительным по основанию, что ответчиком нарушен срок проведения проверки, так как в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлены доказательства какие права и законные интересы нарушены.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
требования общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию в решении задач в области экологии «Эконадзор» удовлетворить.
Уведомление Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югры от 21.11.2008 об отказе в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов общество с ограниченной ответственностью «Строймонтажналадка признать недействительным.
Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югры выдать обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтажналадка лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию в решении задач в области экологии «Эконадзор» возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 4 от 29.12.2008.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Т.П. Кущева