Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
23 сентября 2011 г.
Дело № А75-5841/2011
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2011 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ярковой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Гаражного кооператива «Строитель» (ОГРН <***>, адрес места нахождения – 628403, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к открытому акционерному обществу «Тюменьэнергосбыт» (ОГРН <***>, адрес места нахождения – 625000, Тюменская область,
<...>) о понуждении выполнить условия договора энергоснабжения от 01.09.2008 № 268,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа,
при участии представителей сторон:
от истца – ФИО1, доверенность от 17.05.2011,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 31.12.2010 № 5/141-10,
от третьего лица – не явился.
установил:
Гаражный кооператива «Строитель» (далее – гаражный кооператив, кооператив) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Тюменьэнергосбыт» об обязании исполнить обязательства по заключенному договору энергоснабжения от 01.09.2008 № 268 и дополнительному соглашению от 01.08.2009, поставлять электроэнергию по регулируемым ценам (тарифам) по категории потребителей, которые приравнены к населению.
Требования основаны на неправомерном начислении истцу тарифа для тарификационной группы «прочие потребители». Полагает, что должен оплачивать энергию по тарифу для потребителей, приравненных к категории «Население».
Нормативно требования обоснованы ссылками на статьи 11, 12, 309, 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик возразил против удовлетворения требований, озвучив доводы отзыва на иск.
Третье лицо в отзыве фактически поддерживает позицию ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и ответчика, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (поставщик) и истцом (покупатель) в редакции дополнительного соглашения от 01.08.2009 № 1 (л.д. 25-27) подписан договор энергоснабжения от 01.09.2008 № 268 (л.д. 12-22), согласно которому поставщик обязался осуществить продажу электрической энергии, оказывать услуги по передачи электрической энергии и представление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжение электрической энергией покупателя, а покупатель обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги в порядке предусмотренном договором.
Наличие, местонахождение, технические характеристики и эксплуатационная ответственность в отношении приборов учета, необходимых для исполнения договора определены в приложении № 1, № 2.
Приложением № 1 в редакции указанного дополнительного соглашения, определено, что покупатель рассчитывается по регулируемому тарифу – тарификационной группы (Потребители, приравненные к населению, СН-2) по тарифу 1,5100.
Письмом от 27.04.2011 (л.д. 38) поставщик уведомил покупателя, о том, что согласно решению РЭК Тюменской области № 21 от 25.03.2011 «О внесении изменений в решение РЭК от 02.12.2010 № 494 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям, на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа» с 01.03.2011 утратило силу решении РЭК от 02.12.2010 № 495 «О тарифах на электрическую энергию, поставляемую гаражно-строительным, гаражным кооперативам, автостоянкам на территории Тюменской области. Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа». В соответствии с данным решением РЭК и на основании приказа ФСТ от 31.12.2010 № 655-э гаражный кооператив не относится к категории потребителей, приравненных к населению.
В связи с чем поставщик указал, что с 01.04.2011 расчеты за электроэнергию, потребленную покупателем, будут производиться по тарифу для тарификационной группы «Прочие потребители, одноставочный тариф».
Ответчик с 01.04.2011 начал производить начисление за электроэнергию, потребленную истцом, по тарифу для тарификации группы «Прочие потребители, одноставочный тариф», о чем свидетельствуют выставленные за апрель 2011 года счет-фактура, счет и акт (л.д. 35-37).
Истец, ссылаясь на незаконность указанных действий по изменению тарификационной группы, полагая, что расчеты по договору необходимо производить по тарифам, установленным договором и дополнительным соглашением, обратился с настоящими требованиями в суд.
Согласно пункту 5.1 договора исполнение договора оплачивается по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующим на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов и (или) договора, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
До 01.04.2011 актом уполномоченного органа власти в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, а именно решением РЭК Тюменской области. Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-ненецкого автономного округа от 02.12.2010 № 495 (л.д. 44) некоммерческие объединения граждан: гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки отнесены к группе потребителей, приравненных к категории населения потребителей. При этом расчеты за электрическую энергию производятся по тарифам, установленным решением РЭК для группы потребителей «Население».
Согласно пункту 5.1 договора в случае если в ходе исполнения договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны с момента введения его (ее) в действие при осуществлении расчетов по договору обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену без оформления дополнительного соглашения.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 № 655-э «Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)» утвержден перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). Гаражные кооперативы не вошли в указанный перечень.
Решением РЭК от 25.03.2011 № 21, в том числе на основании указанного приказа от 31.12.2010 № 655-э, внесены изменения в решение РЭК от 02.12.2010 № 494 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа», в соответствии с которым с 01.04.2011 гаражные кооперативы обязаны оплачивать потребленную электрическую энергию по тарифам, установленным для группы «прочие потребители».
Таким образом, ответчик правомерно с 01.04.2011 осуществил расчет за электроэнергию, потребленную покупателем, по тарифу для тарификационной группы «Прочие потребители, одноставочный тариф» является законными.
Доводы истца о неверном толковании Приказа от 31.12.2010 № 655-э и о необоснованности расчета за электроэнергию по тарифу тарификация группы «Прочие потребители, одноставочный тариф» отклоняются ввиду следующего.
Согласно утвержденного Приказом от 31.12.2010 № 655-э перечня, потребителями приравненные к категории населения являются, в том числе: исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда: жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности (абзац 1 указанного Перечня).
Из указанной категории, следует, что потребительские кооперативы принимаются категорией потребителей, имеющих право производить расчеты за потребленную электрическую энергию по регулируемому тарифу «население» только в том случае, если указанные кооперативы являются исполнителями коммунальных услуг.
В свою очередь, гаражные кооперативы исполнителями коммунальных услуг не являются, согласно указанной в уставе деятельности (л.д. 49-56). Материалы дела не содержат иных доказательств, подтверждающих наличие обязательства и права на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию коммунальных услуг (лицензии).
В соответствии со статьей 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (абзац 3 пункта 3 Правил № 307).
Таким образом, в силу действия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в соответствии с приказом ФСТ от 31.12.2010 № 655-э, а также решением РЭК от 02.12.2010 № 495, с 01.04.2011 гаражные кооперативы перестали относиться к категории потребителей, приравненных к населению.
Согласно положениям статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из договоров, а также актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве возникновения прав и обязанностей.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. При наличии у заявителя права на самостоятельный выбор способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации либо иными предусмотренными законом способами, выбранный способ защиты должен соответствовать нарушенному праву.
Учитывая, что требования истца по делу связаны с исполнением договора энергоснабжения, однако фактически истец не согласен с действиями ответчика по перерасчету электроэнергии, в связи с увеличением стоимости оказываемых услуг после принятия уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов нормативного правового акта, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления. Истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Так в случае, если истец считает, что производил переплату по оказанным услугам энергоснабжения по завышенному тарифу, истец может обратиться в защиту нарушенных прав с иском по правилам главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации либо оспорить нормативно-правовой акт, устанавливающий тарифы, по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Исходя из установленных судом обстоятельств дела, положений вышеназванных норм права, избранного способа защиты, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца, как на лицо, не в пользу которого принят судебный акт.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Зубакина