ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5921/09 от 06.07.2009 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

06 июля 2009 г. Дело № А75-6084/2009

Дело № А75-5921/2009

Резолютивная часть решения объявлена 6 июля 2009 г.

В полном объеме решение изготовлено 6 июля 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Членовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сариповой Л.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ханты-Мансийского линейного отдела Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора к муниципальному унитарному предприятию «Березовонефтепродукт» о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: Скрицкий Ю.Ю.- по доверенности от 22.06.2009 № 13,

от ответчика: Маммаев Т.М.- по доверенности от 17.06.2009 № 28,

у с т а н о в и л:

Ханты-Мансийский линейный отдел Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности муниципального унитарного предприятия «Березовонефтепродукт» за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не согласно с заявленными требованиями по мотивам, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, усматривает в действиях муниципального унитарного предприятия «Березовонефтепродукт» состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 08-09 июня 2009 г. главным государственным инспектором Ханты-Мансийского линейного отдела Обь - Иртышского управления государственного морского и речного надзора на основании распоряжения начальника Обь - Иртышского управления государственного морского и речного надзора от 02.06.2009 № 22 проведена плановая проверка муниципального унитарного предприятия «Березовонефтепродукт» на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующих деятельность на внутреннем водном транспорте (л.д.14).

В ходе проверки установлено, что предприятие имеет склад ГСМ, плавучую перекачивающую станцию, запитанную силовым кабелем с берега и соединенную гибким шлангом с береговыми трубопроводами для перекачки нефтепродуктов, трубопроводы, соединяющие перекачивающую станцию и склад ГСМ (л.д. 27-31), что, по мнению проверяющих, является свидетельством осуществления предприятием погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте. Лицензия на данный вид деятельности у предприятия отсутствует. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 08.06.2009 № 3-У (л.д.11-13) и протоколе об административном правонарушении от 09.06.2009 № 3-У (л.д.10). В объяснении к протоколу директор общества пояснил, что хозяйственной деятельностью, подлежащей лицензированию, предприятие не занимается.

Материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте применительно к опасным грузам. Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 № 490.

Согласно пункту 2 данного Положения под погрузочно-разгрузочной деятельностью понимается перемещение грузов из одного транспортного средства в другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно или через склад.

Как следует из материалов дела, предприятие осуществляет отпуск нефтепродуктов для нужд организаций, учреждений и населения и имеет свой склад ГСМ для хранения нефтепродуктов. Нефтепродукты поставляются предприятию внутренним водным транспортом на основании договоров поставки продукции для государственных нужд (л.д. 62-123). Факт приемки нефтепродуктов подтверждается накладными на перевозку нефтегрузов наливом (л.д. 23-26; 42-51).

Прием топлива с нефтеналивных судов осуществляется путем слива нефтепродуктов из грузовых танкеров в систему принадлежащих предприятию трубопроводов, проходящих вдоль береговой полосы и служащих для дальнейшей транспортировки нефтепродуктов от судна к береговому складу ГСМ (л.д. 27-31).

Кроме того, в пос. Сосьва предприятие осуществляет бункеровку топливом пассажирских речных судов, принадлежащих открытому акционерному обществу «Северречфлот», что подтверждается материалами дела: Договором № 78/09юр от 27.05.2009 о приеме, хранении и отпуске нефтепродуктов, согласно которому МУП «Березовонефтепродукт» принимает на ответственное хранение нефтепродукты с водного или автомобильного транспорта, переданные ему обществом «Северречфлот» на хранение в пос. Сосьва и оказывает услуги по заправке водного, автомобильного транспорта общества «Северречфлот» (л.д. 139); письмом генерального директора ОАО «Северречфлот» от 01.07.2009, из которого следует, что МУП «Березовонефтепродукт» осуществляет заправку пассажирских теплоходов на нефтебазе в пос. Сосьва, заправка осуществляется через электрический топливный насос и шланги, принадлежащие МУП «Березовонефтепродукт» (л.д. 137); пояснительной запиской капитана теплохода «Линда», из которой следует, что теплоход «Линда-1» 1, 4, 6, 8 июня 2009 г. производил бункеровку со склада ГСМ в п. Сосьва (л.д. 138).

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие осуществляло погрузочно-разгрузочные работы по перемещению нефтепродуктов (опасных грузов) с нефтеналивного судна (одно транспортное средство) в систему трубопроводов (другое транспортное средство) для дальнейшего хранения на складе ГСМ. Кроме того, в пос. Сосьва предприятием осуществлялась бункеровка пассажирского речного транспорта, т.е. погрузочно-разгрузочные работы по перемещению нефтепродуктов со склада ГСМ по системе шлангов с применением электрического топливного насоса (одно транспортное средство) в бункер речного судна (другое транспортное средство).

Таким образом, указанная деятельность предприятия подпадает под определение вида деятельности «погрузочно-разгрузочная», подлежащего лицензированию. То обстоятельство, что в уставе предприятия такой вид деятельности, как погрузочно-разгрузочная деятельность, отсутствует, не имеет правового значения, поскольку в силу пункта 3.4 Устава МУП «Березовонефтепродукт» предприятие вправе осуществлять иные, помимо перечисленных в пункте 3.3 Устава, виды деятельности, не запрещенные законодательством, способствующие достижению целей его деятельности. А согласно пункту 3.1 Устава целью создания предприятие является обеспечение муниципальных учреждений и предприятий района нефтепродуктами, централизация управлением завоза, приемки, хранения и реализации ГСМ в районе. Таким образом, погрузочно-разгрузочная деятельность предприятия по перемещению нефтепродуктов не противоречит его уставным целям.

Также не принимается довод предприятия о нецелесообразности получения им лицензии на данный вид деятельности, поскольку в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). При этом законодательство не связывает необходимость получения лицензии с целесообразностью либо нецелесообразностью такого действия, и не относит решение этого вопроса на усмотрение субъектов экономической деятельности. Критерии, по которым законодатель установил виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, закреплены в статье 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно данной норме к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В данном случае деятельность предприятия связана с перемещением опасного груза (нефтепродукты) на внутреннем водном транспорте, в связи с чем получение соответствующей лицензии является обязательным. То обстоятельство, что предприятие имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, не освобождает его от получения лицензии на иные виды деятельности в предусмотренных законом случаях, поскольку в силу пункта 1 статьи 7 Закона № 128-ФЗ на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ, должна быть лицензия.

Ссылка предприятия на письмо начальника Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора несостоятельна, поскольку в данном письме разъяснена обязанность иметь соответствующие лицензии организациям, осуществляющим перемещение опасных грузов из одного транспортного средства в другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно или через склад. При этом указания на то, что МУП «Березовонефтепродукт» не должно получать лицензию на погрузочно-разгрузочные работы, данное письмо не содержит. Кроме того, как усматривается из текста запроса от 15.03.2007 № 142, предприятие указало, что отпуск нефтепродуктов на водный транспорт не производит, между тем в проверяемом периоде был установлен факт бункеровки предприятием пассажирских судов.

То обстоятельство, что в хозяйственном введении предприятия отсутствуют гидротехнические сооружения, крытые и открытые грузовые склады, бункеровочные базы, подъемно-транспортное оборудование, плавучие краны, суда-бункеровщики и иные плавучие объекты, используемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, не исключает возможность осуществления предприятием погрузочно-разгрузочной деятельности и само по себе при подтверждении факта такой деятельности не освобождает лицо от административной ответственности.

Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае МУП «Березовонефтепродукт» не представило доказательств, свидетельствующих, что предприятием были приняты все меры по соблюдению законодательства о лицензировании.

Факт совершения предприятием административного правонарушения подтверждается материалами дела. Наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, наличие смягчающих, а также отягчающих ответственность обстоятельств не установлено. То обстоятельство, что перекачивающая станция приказом от 11.06.2009 списана в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации (л.д. 36) и что прием нефтепродуктов осуществлялся с помощью перекачивающих устройств судов поставщика, не является основанием для освобождения предприятия от административной ответственности, поскольку материалы дела содержат доказательства осуществления предприятием погрузочно-разгрузочной деятельности при бункеровке пассажирского водного транспорта со склада ГСМ в пос. Сосьва.

В связи с указанными обстоятельствами судом налагается административный штраф в размере, соответствующем низшему пределу, предусмотренному частью 2 статьи 14.1 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 168-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

р е ш и л :

привлечь муниципальное унитарное предприятие «Березовонефтепродукт» (р.п. Березово, ул. Шмидта, 1) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей без назначения дополнительного вида наказания.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Жалоба подается в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: получатель УФК по Омской области (Обь-Иртышское УГМРН Ространснадзора), ИНН 5501084709, КПП 550501001, р/с 40101810100000010000 ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г. Омск, БИК 045209001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 52401000000.

Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Судья Членова Л.А.