Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
20 июля 2016 года | Дело № А75-5931/2016 |
Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Суриковой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании предписания
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, администрация Советского района,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 22.12.2015, ФИО2 по доверенности от 10.06.2016,
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 08.09.2015,
от третьих лиц: не явились,
у с т а н о в и л:
в арбитражный суд поступило заявление Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – заявитель, Департамент экономразвития, Департамент) к Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – заинтересованное лицо, Служба контроля) об оспаривании предписания от 25.03.2016 № 32-Исх-606.
В судебном заседании, назначенном на 07.07.2016, объявлен перерыв до 13.07.2016.
Представители сторон в полном объеме поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзывах на него.
По мнению заявителя, Службой контроля сделан необоснованный вывод о нарушении бюджетного законодательства, поскольку таковое им не нарушалось. Порядок предоставления субсидии муниципальному образованию Департаментом не был нарушен.
Аналогичные доводы изложены в отзыве Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент финансов), который указал на необоснованность выводов Службы контроля, изложенных в оспариваемом предписании.
Напротив, Служба контроля указала на законность и обоснованность вынесенного предписания и отсутствии оснований для признания его недействительным.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Департаментом экономразвития и администрацией Советского района (далее – администрация) заключены два соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств по реализации программ комплексного социально-экономического развития.
Соглашением от 30.12.2013 № 249 в соответствии с муниципальной программой «Комплексное социально-экономическое развитие Советского района на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации от 27.09.2013 № 3247 администрации предоставляется субсидия в размере 91 000 000 рублей на реализацию следующих мероприятий:
- создание в г. Советский цеха по сортировке и переработке твёрдых бытовых отходов – в размере 11 187 000 рублей;
- строительство в п. Пионерский комплекса сортировки твёрдых бытовых отходов – в размере 9 405 000 рублей;
- организация на территории Советского района добычи и переработки сапропеля – в размере 42 174 000 рублей;
- открытие в г. Советский предприятия комплексной химической переработки торфа и лесотехнических отходов – в размере 2 970 000 рублей;
- реконструкция системы теплоснабжения Советского района – в размере 25 264 000 рублей (т.1 л.д.25-40).
При исполнении соглашения стороны руководствуются Порядком предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на софинансирование расходных обязательств по реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.11.2012 № 437-п (далее – Порядок № 437-п).
Согласно пункту 2.1 субсидия предоставляется по итогам проведенной Департаментом экономразвития оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа за 2012 год.
Пунктом 3.3.4 Соглашения от 30.12.2013 № 249 на администрацию возложена обязанность по достижению определенных показателей результативности предоставления субсидии (количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест, увеличение доли использованных и обезвреженных твёрдых бытовых отходов и пр.).
Срок действия соглашения определен с момента подписания соглашения и до полного исполнения обязательств; обязательство по предоставлению субсидии должно быть исполнено до 01.10.2014 (пункты 8.1 и 8.2).
Дополнительным соглашением № 1 от 23.04.2014 стороны внесли изменения в предмет соглашения, заменив мероприятия, на реализацию которых предоставляется субсидия, на:
- строительство в п. Алябьевский завода по переработке молока мощностью 30 тонн в сутки – в размере 74 250 000 рублей;
- строительство в г. Советский хлебозавода мощностью до 6 тонн в сутки – в размере 16 750 000 рублей.
Также внесены изменения в значения показателей результативности предоставления субсидии, которые определены как количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест, увеличение доли пищевой продукции (молочной и хлебо-булочной) в общем объеме промышленного производства Советского района (т.1 л.д.41-43).
Дополнительным соглашением № 2 от 25.12.2015 продлены сроки действия достижения заданных показателей (т.1 л.д. 44-45).
Дополнительным соглашением № 3 от 08.04.2016 стороны уточнили, что на действие соглашения не распространяется Порядок формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2010 № 373-п (т.1 л.д.46-47).
Кроме того между Департаментом экономразвития и администрацией 30.12.2014 заключено аналогичное соглашение № 189 на предоставление субсидии с целью софинансирования расходных обязательств по реализации программы «Комплексное социально-экономическое развитие Советского района на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации от 29.09.2014 № 3971 в размере 30 000 000 рублей на реализацию мероприятия: строительство в г. Советский завода железобетонных конструкций (т.1 л.д.14-22).
Условия заключенного соглашения аналогичны условиям, содержащимся в соглашении от 30.12.2013 № 249, за исключением индивидуальных показателей, касающихся строительства завода железобетонных конструкций.
Дополнительным соглашением № 1 от 08.04.2016 стороны уточнили, что на действие соглашения не распространяется Порядок формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2010 № 373-п (далее – Адресная инвестиционная программа) (т.1 л.д.23-24).
Службой контроля проведено контрольное мероприятие – внеплановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности в ходе реализации мероприятия «Предоставление субсидий муниципальным образованиям автономного округа, имеющим наименьшие значения уровня социально-экономического развития» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 419-п (далее – Программа развития).
По мнению Службы контроля, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств бюджета автономного округа предоставляются в соответствии с Адресной инвестиционной программой.
По мнению проверяющих, Департаментом экономразвития допущено нарушение условий предоставления субсидий администрации на общую сумму 121 000 000 рублей, выразившиеся в:
- непроведении экспертизы постановления администрации в связи с внесением изменений в перечень инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в 2014 году, которым включены объекты: строительство завода по переработке молока в п. Алябьевский и строительство в г. Советский хлебозавода.
- предоставлении субсидии на строительство объектов завода по переработке молока, хлебозавода и завода железобетонных конструкций без их включения в Адресную инвестиционную программу.
По результатам проверки составлен акт от 12.02.2016 (т.1 л.д.48-60).
Аналогично указанное выше нарушение отражено в справке о результатах внеплановой выездной проверки (т.1 л.д.61-71).
Департаментом представлены возражения на акт проверки (т.1 л.д.72-77), которые во внимание не принято.
25.03.2016 в адрес Департамента экономразвития вынесено предписание об устранении нарушений бюджетного законодательства, которым предложено на основании статей 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) вышеуказанные соглашения № 189 и № 249 привести в соответствие с бюджетным законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (т.1 л.д.78-81).
С целью исполнения предписания в соглашение № 189 внесены дополнения, изложенные в дополнительном соглашении № 3 от 08.04.2016. Аналогичные по содержанию дополнения внесены и в соглашение № 249 дополнительным соглашением от 08.04.2016 № 1.
Вместе с тем, считая изложенные в предписании выводы необоснованными, могущими повлечь для Департамента экономразвития и иных лиц негативные последствия в сфере экономической деятельности, Департамент обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе субсидий местным бюджетам.
По мнению Службы контроля, Департамент экономразвития должен был руководствоваться статьёй 79.1 БК РФ о предоставлении субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.
Как следствие, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств бюджета автономного округа должны осуществляться в соответствии с Адресной инвестиционной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством автономного округа (стр.7, 10 оспариваемого предписания).
Как было указано выше, порядок формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2010 № 373-п.
Суд признает данную позицию основанной на неправильном применении норм права, учитывая при этом следующее.
В соответствии со статьёй 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
социальное обеспечение населения;
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
предоставление межбюджетных трансфертов;
предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
обслуживание государственного (муниципального) долга;
исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Положения, закрепленные в статьях 78 – 79.1 БК РФ, не подлежат применению к правоотношениям, касающимся предоставления межбюджетных трансфертов, поскольку они касаются таких видов расходов (в соответствии со статьёй 69 БК РФ) как:
- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Межбюджетные трансферты, в свою очередь, согласно статье 69 БК РФ вынесены в самостоятельный вид расходов бюджета, на которые выделяются ассигнования. Вопросы, касающиеся предоставления межбюджетных трансфертов вынесены в отдельную главу – глава 16 раздела IV «Сбалансированность бюджета», в отличие от всех расходов, ассигнования на которые перечислены в статье 69 БК РФ.
Таким образом, вывод Службы контроля о необходимости правового регулирования отношений, связанных с предоставлением субсидий в соответствии с Порядком № 437-П, с применением норм, касающихся бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (статья 79.1 БК РФ), не соответствует положениям бюджетного законодательства.
Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения.
Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
Вышеприведенные положения статьи 139 БК РФ указывают, что цели предоставления субсидии определяются нормативными правовыми актами исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таковым является Порядок № 437-П (в настоящее время не действует), в соответствии с которым и были заключены соглашения о предоставлении субсидии № 189 и № 249.
Согласно пункту 1 Порядка № 437-П им установлены правила предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование расходных обязательств по реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов автономного округа (далее - муниципальные образования) по итогам оценки уровня их социально-экономического развития (далее - субсидии).
Целью предоставления субсидий является повышение уровня социально-экономического развития муниципальных образований (пункт 2).
Муниципальные образования, получившие три наименьших значения показателя уровня социально-экономического развития, представляют в Департамент следующие документы (пункт 10):
Заверенную в установленном порядке копию правового акта органа местного самоуправления муниципального образования об утверждении программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования в срок до 20 октября года, следующего за отчетным (пункт 10.1).
Выписку из нормативного правового акта органа местного самоуправления муниципального образования о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, подтверждающую наличие бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, предусмотренных на реализацию программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования по направлениям, указанным в пункте 14 настоящего Порядка, в срок до 20 декабря года, следующего за отчетным (пункт 10.2).
В срок до 1 декабря года, следующего за отчетным, Департамент осуществляет экспертизу документа, установленного подпунктом 10.1 пункта 10 настоящего Порядка, на предмет соответствия требованиям, указанным в пункте 18.2 настоящего Порядка (пункт 11).
Субсидии предоставляются на основании соглашений, заключенных в срок до 30 декабря года, следующего за отчетным, между Департаментом и муниципальными образованиями (пункт 13).
Арбитражный суд признает обоснованной позицию Департамента экономразвития об отсутствии нормативного закрепления обязанности проведения дополнительной правовой экспертизы изменений, вносимых в правовой акт органа местного самоуправления муниципального образования об утверждении программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Более того, Службой контроля не приведено доказательств того, что непроведение экспертизы правового акта, которым были внесены изменения в перечень мероприятий, на реализацию которых предоставляется субсидия (строительство заводов по переработке молока и хлебо-булочного), привело к негативным последствиям, в том числе нецелевому расходованию бюджетных средств.
Согласно подпунктам 13.1-13.6 Порядка № 437-П соглашение о предоставлении субсидии должно содержать: направление использования субсидии; обязательства сторон, сроки предоставления и размер субсидии, порядок ее перечисления; порядок, сроки и формы представления муниципальными образованиями отчетности, подтверждающей выполнение условий Соглашения; право Департамента проводить проверки целевого использования субсидии; порядок возврата субсидии; ответственность за нецелевое использование субсидии .
Все указанные обязательные требования вышеупомянутые соглашения о предоставлении субсидии № 189 и № 249 содержат.
Согласно пункту 14 Порядка № 437-П субсидии, предоставленные муниципальным образованиям, направляются ими на реализацию программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований по следующим направлениям:
- создание новых (сохранение) высокопроизводительных рабочих мест;
- обеспечение самозанятости населения;
- повышение производительности труда;
- поддержка реализации инвестиционных и инновационных проектов;
- создание новых и модернизация действующих производств;
- территориальное планирование, оформление земельных участков в целях передачи потенциальным инвесторам;
- разработка (корректировка) долгосрочных целеполагающих документов муниципального образования.
Как видно из текста соглашений № 189 и № 249 их заключение и было направлено на достижение именно таких целей как: создание новых (сохранение) высокопроизводительных рабочих мест; обеспечение самозанятости населения; повышение производительности труда; поддержка реализации инвестиционных и инновационных проектов.
В пункте 18 Порядка № 437-П определены условия предоставления субсидий муниципальным образованиям:
- муниципальное образование получило одно из трех наименьших значений показателя уровня социально-экономического развития, оценка которого осуществляется в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;
- наличие у муниципального образования утвержденной программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, предусматривающей реализацию одного или нескольких направлений, указанных в пункте 14 настоящего Порядка;
- наличие в бюджетах муниципальных образований на очередной финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, предусмотренных на реализацию программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, указанных в пункте 14 настоящего Порядка.
Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется Департаментом финансов автономного округа в пределах средств, предусмотренных по государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы», на основании заявки, представляемой Департаментом, в срок до 10 февраля очередного финансового года (пункт 19 Порядка № 437-П).
Соглашения не содержат условий о получении в собственность муниципального образования объектов, которые предполагается построить в рамках выделяемых (субсидируемых) средств.
Предоставляемая субсидия не является софинансированием капитальных вложений.
Данное обстоятельство подтверждается и сведениями, изложенными в оспариваемом представлении, согласно которым денежные средства перечислены администрации Департаментом финансов по коду бюджетной классификации: 500 «Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», раздел подраздел 1403 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера», целевая статья 1615423 «Субсидии на реализацию программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа в рамках подпрограммы «Совершенствование системы государственного стратегического управления» государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам Бюджетной системы Российской Федерации».
Таким образом, вывод, содержащийся в оспариваемом предписании о нарушении Департаментом положений бюджетного законодательства, является необоснованным и не соответствующим положениям данного законодательства.
Поскольку на основании приведенного вывода Службой контроля вынесено оспариваемое предписание, таковое подлежит признанию недействительным.
В связи с тем, что лица, участвующие в деле, освобождены от уплаты государственной пошлины в силу закона, ее распределение судом не производится.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
заявление Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворить.
Признать предписание об устранении нарушений бюджетного законодательства от 25.03.2016 исх. № 32-Исх-606, выданное Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, недействительным.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья Дроздов А.Н.