ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-6221/06 от 18.09.2006 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

       ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

 Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Ханты-Мансийск

Дело № А-75-6221/2006

«18» сентября 2006 г.

Резолютивная часть решения оглашена 18.09.2006

Мотивированное решение изготовлено 18.09.2006      

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе:

судьи  Мингазетдинова М.М.

при ведении протокола судебного заседания  судьей Мингазетдиновым М.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации»

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО-Югра

о признании недействительным решения государственного органа

при участии 

от истца: директор бюро Солод С.В. паспорт 6705 645414 от 12.09.2006 и по доверенности Носа С.М.

от ответчика: действующий на основании приказа начальник отдела Газизов В.Р.

                                                                 УСТАНОВИЛ:

            Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО-Югра от 25.07.2006 № 4 «Об отказе в аккредитации организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» и приказа от 26.07.2006 № 153 «Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета технической инвентаризации объектов капитального строительства» и обязании ответчика аккредитовать предприятие.

            Свои требования мотивировали тем, что выводы комиссии о невозможности заявителем ведения архива надуманны и не состоятельны, поскольку не подтверждены соответствующими выводами. Предприятие имеет оборудованное помещение, которое согласно заключения архивного отдела администрации г. Сургута признано пригодным для хранения архивных документов.  В следствии этого у ответчика отсутствовали основания для отказа в аккредитации.

            Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

            Из материалов дела следует, что Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО-Югра с заявление о проведении аккредитации на право осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Решением ответчика от 25.07.2006 № 4 заявителю было отказано в аккредитации предприятия на право осуществления названного выше вида деятельности. Приказом  от 26.07.2006 № 153 названное решение Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО-Югра было утверждено.

            Не согласившись с данным решением и утвердившим его приказом,  Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации»обратилось в суд с требовании о признании их незаконными и отмене, а также возложении на ответчика обязанности о разрешении заявителю осуществлять технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

            Анализ нормативных актов регламентирующих данный вид деятельности указывает на то, что порядок аккредитации организаций технической инвентаризации установлен Положением, разработанным на основании постановления Правительства РФ от 10.09.04 г. N 477.

            Как следует из пункта 2.1 Положения к организациям для ее аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности установлены следующие требования: обеспечение организацией ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, в соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 13.10.97 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; наличие у организации специального оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

            Для получения аккредитации организацией, Положение предполагает представление справки ОТИ о материально-технической обеспеченности, справку о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустаналивающей документации, подтверждавшая ведение архива в соответствии с Постановлением правительства РФ от 13.10.97 г. N 1301 и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

            Данные положения означают, что одним из требований Положения является обеспечение организацией ведения архивного дела, т.е. наличие архива. Согласно имеющегося в деле постановления главы администрации № 898 от 17.05.2006 «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование» заявителю переданы в безвозмездное пользование информационные ресурсы на объекты градостроительной деятельности, правоустанавливающие документы на объекты жилищного фонда города и иные документы.

            Как следует из Положения, одним из условий аккредитации является наличие отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации архива. Согласно справки архивного отдела от 10.07.2006 № 113 помещение используемое заявителем отвечает необходимым техническим требованиям для использования его по данному назначению.

            В соответствии с п. 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.00 г. N 921, технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды.

            В соответствии со статьей 5 ФЗ "Об архивном деле" в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождение, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинником, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

            Согласно статьи 18 ФЗ "Об архивном деле" документы Архивного фонда РФ хранятся в государственных архивах, музеях, библиотеках т организациях Российской академии наук; временно в государственных органах, государственных организациях, создаваемых им архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся в государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.

            Из вышеизложенных норм следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, определен как государственные или муниципальные организации. В организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся в государственной части Архивного фонда РФ и являющихся федеральной собственностью, законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено.

            В соответствии с требованиями статьи 5 Жилищного кодекса РФ (введенного в действие с 1 марта 2005 г.) жилищное законодательство состоит, в том числе, из постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

            Статья 19 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ, который в настоящий момент установлен Постановлением Правительства РФ от 13.10.97 г. N 1301.

            Статья 19 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.

            Таким образом, требования, предъявляемые к организациям технической инвентаризации, соответствие которых устанавливается Роснедвижимостью при проведении аккредитации, направлены на реализацию государственной политике по защите конституционных прав на жилище, права собственности на имущество, в связи с чем вопрос об аккредитации должен рассматриваться не только исходя из норм Положения, но иных законодательных и нормативных актов.

            Одновременно с этим, анализ постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.97 N 1301 и утвержденного им Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации показал, что технический учет жилищного фонда возлагается как на государственные, так и на муниципальные организации технической инвентаризации. Создание единой организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации допускается лишь на базе существующих организаций. При этом указанными актами не предусмотрено принудительного изъятия архивов БТИ у муниципальных организаций.

            Вместе с тем субъектам Российской Федерации предоставлено право пользования архивами БТИ, относящимися к государственному архивному фонду и являющимися федеральной собственностью.  

Данная правовая позиция высказана в постановлении Президиума ВАС РФ № 7931/99 от 17.10.2000 года.

Кроме того, согласно ст. 6 ФЗ РФ «Об архивном деле в РФ» регламентирующее порядок включения архивных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации , указано, что Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов.

            Вышеуказанным актом предусмотрен особый порядок включения архивных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации.

            Документы, переданные муниципальным образованием г. Сургут в пользование заявителю, в установленном названной нормой порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации переданы не были.

            В тоже время основным аргументом ответчика при отказе в аккредитации со ссылкой на пункт 13 «Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, является то обстоятельство, что находящиеся у заявителя документы, в виде технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью и следовательно не подлежат хранению у заявителя.

Указанные доводы не соответствуют ст. 7 ФЗ РФ «Об архивном деле в РФ» устанавливающей исчерпывающий перечень Архивных документов, относящиеся к государственной собственности.

Согласно части первой названной нормы к федеральной собственности относятся архивные документы:

1) хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность);

2) государственных органов и организаций, указанных в подпункте "б" пункта 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;

3) бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о перемещенных культурных ценностях;

1) хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);

            В настоящее время закон предусматривающий, что технические паспорта, оценочные и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и в силу этого являются федеральной собственностью не принят.

            Вместе с этим, согласно п.11 ст.3 ФЗ РФ «Об архивной деятельности РФ» муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

            Из вышеуказанного нормативного акта с учетом положений ст.5 названного закона следует, что архивы муниципальных образований могут осуществлять хранение документов Архивного фонда.

            Поскольку в настоящее время Российской Федерацией не принято решение об изъятии архивных документов Архивного фонда Российской Федерации из архивов муниципальных образований, то осуществление муниципальными образованиями хранения и ведение архивных дел является законным.  

            Принимая во внимание выше указанные обстоятельства, а также позицию Президиума  ВАС РФ, высказанную в названном выше постановлении, согласно которому технический учет жилищного фонда возлагается как на государственные, так и на муниципальные организации технической инвентаризации, а создание единой организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации допускается лишь на базе существующих организаций, то суд, признает отказ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО-Юграв в аккредитации Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» на осуществление организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства незаконным.

            На основании вышеизложенного руководствуясь ст. 168-170 АПК РФ арбитражный суд,

                                                                РЕШИЛ:

            Решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО-Югра от 25.07.2006 № 4 «Об отказе в аккредитации организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» и приказ от 26.07.2006 № 153 «Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета технической инвентаризации объектов капитального строительства» признать незаконными.

            Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО-Югра аккредитовать Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

            Решение может быть обжаловано в установленный законом срок.

Судья                                                                                                          М.М. Мингазетдинов.