ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-6386/07 от 27.11.2007 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ханты-Мансийск   Дело № А75-6386/2007

« 30 » ноября 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2007 года

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2007 года

Арбитражный суд в составе:   судьи Загоруйко Н.Б.,

при ведении протокола судебного заседания   судьей Загоруйко Н.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Военного комиссариата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

к   Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

о  признании недействительным пункта 1.1 Предписания № 86-03-01/675 от 28.09.2007г.

при участии представителей:

от заявителя:    не явились

от ответчика:   не явились

УСТАНОВИЛ

Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1.1 Предписания № 86-03-01/675 от 28.09.2007г. (далее – Предписание), вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – ответчик).

В судебное заседание представители заявителя и ответчика не явились.

Ответчик отзыв на заявление суду не представил.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о дне и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Арбитражный суд, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что ответчиком проведена проверка целевого использования средств федерального бюджета и федерального имущества в Военном комиссариате ХМАО – Югры за 2006 год. По результатам проверки Военному комиссару ХМАО – Югры 28.09.2007г. направлено Предписание о принятии мер к устранению нарушений, выявленных проверкой целевого использования средств федерального бюджета и федерального имущества в Военном комиссариате ХМАО – Югры. Пунктом 1.1 заявителю предложено возместить в добровольном порядке в доход федерального бюджета средства федерального бюджета в сумме 1 450 011,58 рублей, израсходованные незаконно, в том числе: на выплату районного коэффициента в завышенном размере (1,7 вместо 1.5) на сумму 1 435 817,08 рублей.

Заявителю также было предписано принять меры по пресечению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц, указаны платежные реквизиты для перечисления в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств.

Не согласившись с пунктом 1.1 Предписания, заявитель обратился с заявлением в суд.

Арбитражный суд считает доводы ответчика в обоснование Представления в оспариваемой части несоответствующими нормам международного права, а также Конституции РФ, законодательству РФ и субъекта РФ– Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам, относящимся к установлению прав и свобод человека и гражданина, их соблюдению и защите.

В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Политика РФ согласно пункту 1 статьи 7 Конституции РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституцией РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1 статьи 17) .

Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая данную норму права, а также положение части 1 статьи 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Конституционными положениями, содержащимися в статье 19 Конституции РФ, закреплен основополагающий принцип равенства всех перед законом и судом и государственная гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Нормами международного права, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией № 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.), также закреплен принцип равенства прав и недопустимости дискриминации их и, в частности, трудовых прав в какой-либо форме.

Так, согласно положениям статьи 2 Всеобщей декларации прав человека каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. В силу положений статьи 23 указанной Декларации каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (часть 1), каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (часть 2) и каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (часть 3).

Аналогичные положения содержатся во вводной части и статьях 2, 26 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), а также во вводной части и статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).

Статьей 15 установлено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (часть 2 статьи 15). Законы подлежат официальному опубликованию. Не опубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15).

Трудовое законодательство в силу части 1 статьи 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с частями 2 и 5 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи (часть 5). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Статьей 3 Трудового кодекса РФ установлено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Статьей 148 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В силу положений статьи 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса РФ). Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляют собой показатель относительно увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ устанавливаются Правительством РФ, при этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 4520-1 от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

С момента введения в действие Трудового кодекса РФ и указанного федерального закона и по настоящее время Правительством РФ не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Между тем, в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В данном случае суд считает подлежащими применению следующие нормативные акты РФ и субъекта РФ – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а именно:

- пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера»
 (с изменениями от 29 октября 1992 г.), согласно которого предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются в соответствии с указанным постановлением за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов;

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа», согласно которого лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7.

- Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», согласно которого установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством

РФ применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

При этом следует отметить, что в период с 1 марта 1991 года на основании принятого в соответствии с пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 года № 33 «Об установлении единого районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих на территории округа» на территории округа по согласованию с Тюменским областным Советом профсоюзов был также установлен единый районный коэффициент в размере 1,7. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2004 г. N 489-П «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33» указанное решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области признано утратившим силу с 1 января 2005 г.

Поскольку на 31 декабря 2004 года действовал порядок определения районного коэффициента, установленный решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 года № 33, то в силу требований постановления Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 216 с 1 января 2005 года подлежит применению на территории округа единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,7, установленный как решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 года № 33, так и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» в виду отсутствия правового регулирования на федеральном уровне и ввиду соответствия указанных актов конституционным нормам и нормам международного права.

Применение на территории округа вышеуказанных нормативных актов, принятых субъектом РФ заявителем также, по мнению арбитражного суда, возможно и правомерно в соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей применение норм права по аналогии закона и аналогии права.

Доводы ответчика, изложенные в пункте 2 Представления №86-03-01/676 от 28.09.2007, о необходимости руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 апреля 1967 года № 174/10 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Тюменской области» арбитражным судом признаются необоснованными, поскольку применение указанных актов Союза ССР не соответствует требованиям части 3 статьи 15, статьи 19 Конституции РФ, а также нормам международного права, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), ввиду того, что они не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а также ввиду того, что применение указанных актов Союза ССР приведет к нарушению основополагающего принцип равенства всех перед законом и судом, не обеспечению государственной гарантии равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства и места работы на территории одного округа и допущению дискриминации трудовых прав работников заявителя и других органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, проживающих и работающих в одинаковых климатических условиях и которым будет выплачиваться районный коэффициент в меньшем размере, чем установлено вышеуказанными нормативными актами субъекта РФ.

О необходимости обязательного опубликования законов и других нормативных актов Союза ССР, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан также указано в Заключении Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 года № 12 (2-12)
 «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан». Согласно указанному заключению, данному в соответствии со статьей 124 Конституции СССР, статьями 12, 18 и 21 Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР», Комитет конституционного надзора СССР установил, что предоставление должностным лицам права определять, имеют ли правовые акты "общее значение" или не имеют, а также засекречивать информацию и в зависимости от своего решения публиковать или не публиковать нормативные акты открывает возможность для произвольного, неправомерного и не контролируемого обществом ограничения прав и свобод, для возложения на граждан дополнительных, нередко обременительных обязанностей, а также предоставления неоправданных льгот отдельным категориям граждан.

Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению о том, что опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, то есть доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов. Статья 4 Закона СССР "О порядке опубликования и вступления в силу законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и их органами", пункты 1, 2, 5 постановления Совета Министров СССР от 20 марта 1959 года N 293 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Правительства СССР" и другие нормативные положения в той их части, в которой они прямо или косвенно допускают вступление в силу неопубликованных нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, не соответствуют Конституции СССР и международным актам о правах человека и в этой части утрачивают силу с момента принятия настоящего Заключения.

В пункте 2 указанного заключения, отражено, что согласно статьи 22 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат опубликованию соответствующими государственными органами в трехмесячный срок со дня принятия настоящего Заключения. Акты, которые не будут опубликованы, по истечении этого срока утрачивают силу.

Таким образом, постановление Секретариата ВЦСПС от 8 апреля 1967г. № 174/10 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Тюменской области», носящие нормативный характер и не опубликованные, с 1 марта 1991г., то есть по истечении трехмесячного срока, утратили силу.

Применение вышеуказанных и других аналогичных актов Союза ССР, допускавших применение районных коэффициентов на одних и тех же территориях в различных размерах (но не более 1,5) в зависимости от места работы (организации) и принятых в 60-тые, 70-тые годы прошлого столетия, то есть в период действия на территории РСФСР (ныне Российской Федерации) Конституции СССР от 5 декабря 1936г., согласно статьи 12 которой труд в СССР являлся не правом, а обязанностью каждого способного к труду гражданина, по мнению арбитражного суда, аморально и свидетельствовало бы о подтверждении со стороны государства – Российской Федерации факта дискриминации указанных трудовых прав работников, проживающих и работающих на территории округа.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что Предписание в оспариваемой части не соответствует вышеуказанным нормам международного права, а также Конституции РФ, законодательства РФ и субъекта РФ – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нарушает трудовые права сотрудников заявителя, незаконно возлагает на заявителя обязанности: необоснованно начисленный районный коэффициент в сумме 1 435 817,08 рубля возместить в доход федерального бюджета арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Государственная пошлина в сумме 2000 рублей взысканию в доход федерального бюджета не подлежит, в связи с тем, что заявитель и ответчик освобождены от ее уплаты в соответствии с положениями главы 25.3 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 и главой 24 АПК РФ, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л

Пункт 1.1 Предписания № 86-03-01/675 от 28 сентября 2007г. о принятии мер к устранению нарушений, выявленных проверкой целевого использования средств федерального бюджета, в Военном комиссариате Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2006 год, выданное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, признать недействительным, как не соответствующий положениям законодательства Российской Федерации,.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы.

Судья: Н.Б. Загоруйко