Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
01 октября 2021 года | Дело № А75-6423/2021 |
Резолютивная часть решения вынесена 14 сентября 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Чудиновой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании 252 890 рублей 16 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
при участии представителя истца ФИО1, доверенность от 07.09.2021 № 40,
установил:
акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - ответчик, Департамент) о взыскании убытков в размере 252 890 рублей 16 копеек.
Определением суда от 07.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
По мнению общества, указанная сумма убытков возникла в результате исполнения государственного контракта по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы".
Возражая против заявленных требований, Департаментом представлен отзыв с возражениями против удовлетворения иска в связи с предоставлением обществом документов за пределами срока действия соглашения и по причине возникновения убытков в результате действий самого общества, а не Департамента (л.д.107-110).
Третьим лицом представлен отзыв, в котором поддержана позиция ответчика и указано на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска (л.д.115-116).
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 346-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», срок реализации которой установлен с 2019 по 2025 годы и на период до 2030 (далее, также и Государственная программа).
Департамент определен ответственным исполнителем программы.
Согласно Положению о Департаменте строительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2012 года № 163, Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент функций.
20.12.2019 между истцом (исполнитель) и Департаментом (заказчик) заключен государственный контракт по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» № 01872000017190011980001 (далее - контракт).
В соответствии с условиями контракта, исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях контракта услуги по организации и исполнению отдельных мероприятий Государственной программы путем:
прием и регистрация заявлений граждан на участие в программе;
формирование списков граждан, предусмотренных мероприятиями программы;
рассмотрение документов и формирование учетных дел заявителей;
принятие решений, предусмотренных мероприятиями программы;
оказание мер государственной поддержки участникам программы;
контроля подтверждения целевого использования мер государственной поддержки, полученной участниками программы;
ведения претензионно-исковой работы в случае выявления неправомерного получения мер государственной поддержки в соответствии с условиями программы;
ведения реестра по учету граждан, получивших государственную поддержку;
информирования о реализации мероприятий государственной программы, о формах и порядке предоставления мер государственной поддержки, о преимуществах и положительных результатах в целях формирования позитивной общественной оценки;
представления отчетности о ходе исполнения услуги и итогах её реализации;
расчета и перечисления мер государственной поддержки в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами;
расчета и перечисления по ранее заключенным трехсторонним соглашениям и принятым решениям о компенсации части процентной ставки за счет средств бюджета автономного округа.
Заказчик обязался принять выполненные работы и оплатить их.
Источник финансирования – Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».
Срок оказания услуг установлен не ранее января 2020 года по 31.12.2020 года (пункт 4.1 контракта). С 31.12.2020 обязательства сторон по контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплату услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (п. 11.1. Контракта).
В период действия контракта Нижневартовским городским судом 22.09.2020 принято решение о взыскании с общества в пользу граждан А. денежных средств (субсидии) в размере 247 216 руб. 16 коп. для погашения задолженности по кредитному договору и взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 674 руб.
Апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.01.2021 решение оставлено без изменений.
Письмом от 14.01.2021 истец уведомил ответчика о вступлении вышеуказанного решения в законную силу.
Решение суда обществом исполнено в полном объеме: в рамках исполнительного производства с расчетного счета общества 26.02.2021 списаны денежные средства в сумме 247 216 руб. 16 коп.
Платежными поручениями № 361 и № 362 от 10.02.2021 гражданам А. перечислены расходы по оплате государственной пошлины по 2837 руб. каждому.
По мнению общества, списанные денежные средства являлись собственными средствами общества, в связи с чем, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 22.03.2021 № 430 об уплате денежных средств в размере 252 890 руб. 16 коп., взысканных с общества в связи с исполнением обязательство по заключенному контракту (л.д.77-78).
Получив отказ, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьёй 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Статьёй 393 ГК РФ установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьёй 15 ГК РФ. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявления истца указал, что пунктом 2.3 контракта определено, что в общую цену контракта включены все расходы исполнителя, т.е. истца, необходимые для осуществления им своих обязательств по контракту в полном объеме и надлежащего качества, в том числе, все подлежащие уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи и иные расходы, связанные с оказанием услуг. Цена контракта определена как стоимость услуг по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы, в том числе, услуг по юридическому сопровождению. Поскольку Департаментом контракт оплачен в полном объеме в соответствии с ценой, установленной контрактом, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Изложенный довод ответчика подлежит отклонению, как необоснованный и не соответствующий существу требований.
В соответствии с заявленным предметом иска требования общества касаются взыскания убытков, возникших в результате выплаты истцом гражданам А. сумм субсидии. Общество указывает, что им были выплачены гражданам денежные средства, являющиеся по своей правовой природе субсидией, подлежащей предоставлению из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры гражданам в соответствии с реализацией государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы». Данные выплаты произведены гражданам хоть и на основании решения суда, но в связи с оказанием обществом Департаменту услуг по организации и исполнению мероприятий Государственной программы.
Государственной программой определен План мероприятий, направленный на достижение значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, на 2019 - 2024 годы, которым предусмотрены такие мероприятия как:
Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям и молодым специалистам, подавшим до 31.12.2010 года заявления на получение мер государственной поддержки,
Порядок реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации",
Порядок предоставления семьям, имеющим 3 и более детей, семьям, имеющим детей-инвалидов, семьям, в которых дети остались без родителей (единственного родителя), гражданам из числа молодых семей, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, субсидии на погашение задолженности по полученным ипотечным кредитам,
Порядок предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре,
иные мероприятия, предоставление услуг по организации и исполнению которых определены техническим заданием к контракту.
Государственной программой предусмотрено финансовое обеспечение мероприятий (раздел 2 таблица 2 Государственной программы).
Среди механизмов исполнения государственной программы в соответствии с разделом 2 государственной программы предусмотрено заключение государственными (муниципальными) заказчиками государственных (муниципальных) контрактов на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Департаментом в соответствии с условиями Государственной программы заключен Контракт с обществом, которому переданы полномочия по реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой, при этом финансирование осуществления полномочий в соответствии с условиями контракта возложено на Департамент.
Согласно решению Нижневартовского городского суда от 22.09.2020 по делу № 2-4184/2020 с общества в пользу граждан А. взысканы денежные средства в размере 247 216 руб. 16 коп., являющиеся частью субсидии, предоставляемой в рамках «Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31.12.2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе, на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств», в перечислении которой обществом было отказано. Отказ в перечислении субсидии был признан незаконным и с общества взыскана недостающая часть субсидии (л.д.66-69).
Как следует из мотивировочной части названного решения Нижневартовского городского суда, граждане А. были восстановлены в Едином списке участников мероприятий «Предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31.12.2010 года заявления на получение мер государственной поддержки». В связи с восстановлением в списке у граждан возникло право на получение субсидии.
Таким образом, в соответствии с условиями контракта и решением Нижневартовского городского суда общество было обязано выплатить гражданам А. сумму субсидии, каковая является мерой государственной поддержки, финансирование которых в соответствии с условиями контракта относится к обязательствам Департамента.
В ходе судебного разбирательства определением суда Департаменту было предложено представить сведения об определении цены контракта в сумме 98 201 100 руб. (указать как рассчитана цена контракта) с целью установления, были ли выплаты субсидии по семье А. предусмотрены (определены) при расчете цены контракта.
Департаментом представлено пояснение с приложением обоснования начальной (максимальной) цены контракта, из которого следует, что оплате подлежат определенные услуги (консультирование, прием и регистрация заявлений, формирование списков, расчет и перечисление мер поддержки и иные), при этом сведения о включении в цену контракта сумм субсидий (мер государственной поддержки) не имеется.
Следовательно, стоимость контракта включается в себя стоимость определенных услуг (действий), совершаемых обществом (консультирование, прием и регистрация заявлений, формирование списков, расчет и перечисление мер поддержки и иные), при этом сами суммы мер государственной поддержки (субсидий) в цену контракта не входят. Данный вывод также подтверждается сопоставлением стоимости услуг, приведенных в обосновании (стоимость расчета и перечисления мер государственной поддержки практически в два раза меньше стоимости консультирования граждан и в три раза меньше стоимости приема и регистрации заявлений).
Таким образом, вопреки позиции Департамента, обществу денежные средства в качестве субсидий (мер государственной поддержки) не перечислялись.
Учитывая данное обстоятельство, уплаченные обществом во исполнение решения суда общей юрисдикции денежные средства, являющиеся суммой субсидии, являются убытком, полученным обществом в связи с исполнением обязательств (расчет и перечисление мер государственной поддержки) по заключенному с Департаментом контракту при том, что обязанность по финансированию и выплате субсидии в соответствии условиями контракта на общество не возлагалась. Таковая обязанность возложена на Департамент в соответствии с условиями Государственной программы, в связи с чем Департамент обязан компенсировать обществу убытки, связанные с выплатой гражданам субсидии.
Относительно требования об уплате убытков в виде стоимости судебных расходов, возложенных на общество в соответствии с решением Нижневартовского городского суда, арбитражный суд пришел к следующему заключению.
Как указало общество, отказ в предоставлении субсидии в заявленном гражданами А. размере был основан на рекомендациях по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы 2 «Доступное жильё молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года», изложенных в протоколе совместного совещания Департамента и общества от 14.09.2018 (л.д.62-65).
Возражая против данного довода, Департамент указал, что общество не было обязано исполнять решения совместного совещания, кроме того, данное совещание проведено в 2018 году, в то время как рассматриваемые правоотношения касаются 2020 года.
Возражение ответчика представляется необоснованным, поскольку при исполнении обществом условий контракта предполагается добросовестность действий стороны, в данном случае добросовестность предоставления услуг в интересах Департамента. Основания для обратного отсутствуют.
Кроме того, поведение истца (отказ в предоставлении субсидии в заявленном гражданами размере) действительно соотносится с решениями, изложенными в протоколе совместного совещания, что лишь подтверждает вывод о добросовестности истца при исполнении обязательств по контракту.
При таких обстоятельствах, убытки, связанные с возмещением гражданам А. судебных расходов по уплате государственной пошлины, возникли в связи с исполнением контракта и подлежат возмещению Департаментом.
Включение в состав услуги «юридическое и кадровое сопровождение» в соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта расходов по уплате государственной пошлины, а также её размер, ответчиком не доказано.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для выплаты обществу заявленных денежных средств в связи с вступлением в законную силу решения Нижневартовского городского суда в 2021 году, т.е. за пределами срока действия контракта, подлежат отклонению, поскольку обязанность по выплате субсидии возникла в период действия контракта (заявление на выплату гражданами подано в апреле 2020 года).
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и изложенные выводы, арбитражный суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме с отнесением расходов по уплате государственной пошлины на Департамент.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» убытки в размере 252 890 руб. 16 коп., а также судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 8058 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.