Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
10 июля 2009 г.
Дело № А75-6450/2009
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2009 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола заседания судьей Шабановой Г.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 29.05.2008 № 74, вынесенного Ханты-Мансийским отделом Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.03.2009 № 90/09,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 17.06.2008, ФИО3 по доверенности от 14.10.2008,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее – ООО «РН-Юганскнефтегаз», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Департамент, ответчик) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 29.05.2008 № 74, вынесенного Ханты-Мансийским отделом Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В обоснование заявленных требований ООО «РН-Юганскнефтегаз» указывает, что ответчиком при квалификации административного правонарушения, допущенного Обществом, применена ненадлежащая норма права.
Ответчик представил суду отзыв, с заявленными требованиями не согласен, по доводам, изложенным в нем.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, уведомлением от 15.05.2009 № 323 законный представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, выразившемся в непредставлении карты лицензионного участка на топографической основе в Департамент в установленные сроки.
19.05.2009 госинспектором Ханты-Мансийского отдела Департамента ФИО3 без участия представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» составлен протокол об административном правонарушении № 60.
По результатам рассмотрения протокола госинспектором ФИО3 вынесено постановление от 29.05.2009 № 74, согласно которому ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей частью 1 статьи 29.3 Закона ХМАО от 30.04.2003 № 24-оз «Об административных правонарушениях», в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из оспариваемого постановления, Общество в нарушение пунктов 6.2 и 6.2.6 Приложения № 2 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.07.2003 № 302-п «Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» не представило в установленный срок до 01.04.2009 в Департамент Карту лицензионного участка на топографической основе (масштаба не менее 1:50000, в формате MapInfo или форматах, совместимых с ним), на которую наносятся в том числе новые (введенные в эксплуатацию за отчетный год) кусты скважин, трубопроводы, компрессорные и насосные станции, факела (с указанием режима работы) и другие крупные стационарные источники выбросов в атмосферу, нефтезагрязненные участки, ЛЭП, дороги и прочие коммуникации и объекты, являющиеся источниками техногенного воздействия на природную среду, а также пункты наблюдений.
В статье 29.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 30.04.2003 № 24-оз «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований к проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр.
Частью 1 названной статьи установлена ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований к проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 2 этой же статьи установлена ответственность за непредставление в установленные сроки в уполномоченный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информации о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды" и от 23.08.2000 N 622 "Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды", в рамках формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и в целях обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, населения автономного округа информацией о состоянии окружающей среды на территории автономного округа, учитывая заключение Государственной экологической экспертизы от 22.07.2003 N 1568, постановлением Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.07.2003 № 302 утверждены требования к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложения N N 1 - 3).
Требования к проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Требования) содержаться в приложении № 2 указанного постановления.
В силу пункта 1.2 данные Требования обязательны для пользователей недр независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Проектирование и ведение локального экологического мониторинга осуществляется отдельно по каждому лицензионному участку на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (пункт 1.3).
Локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки месторождений нефти и газа (пункт 1.4).
Требования к проектированию локального экологического мониторинга лицензионных участков содержаться в разделе 1 приложения № 2 к постановлением Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.07.2003 № 302-п.
Требования к ведению мониторинга отдельных компонентов окружающей среды определены в разделах 2-5 приложения № 2 к постановлением Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.07.2003 № 302-п
Раздел 6 Требований посвящен порядку и срокам представления недропользователями информации о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка.
Согласно пункту 6.1 Требований сводная информация по техногенной нагрузке на окружающую среду, результаты исследований текущей загрязненности компонентов природной среды в соответствии со сроками и по формам, определенными таблицами 1 - 6 (приложение 3 к настоящему постановлению), в установленном формате представляются на электронных носителях в Департамент для ведения единой базы экологических данных.
В соответствии с пунктами 6.2 и 6.2.6 Требований, нарушение которых вменяется Обществу, пользователь недр ежегодно представляет до 1 апреля, следующего за отчетным года в Департамент на бумажных и электронных носителях информацию о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка, которая должна содержать в том числе, карту лицензионного участка на топографической основе (масштаба не менее 1:50000, в формате MapInfo или форматах, совместимых с ним), на которую наносятся в том числе новые (введенные в эксплуатацию за отчетный год) кусты скважин, трубопроводы, компрессорные и насосные станции, факела (с указанием режима работы) и другие крупные стационарные источники выбросов в атмосферу, нефтезагрязненные участки, ЛЭП, дороги и прочие коммуникации и объекты, являющиеся источниками техногенного воздействия на природную среду, а также пункты наблюдений. Картографический материал представляется в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Из материалов дела следует и не оспаривается ООО «РН-Юганскнефтегаз», что в нарушение пунктов 6.2 и 6.2.6 указанных Требований им не была представлена в установленный срок в Департамент Карта лицензионного участка на топографической основе (масштаба не менее 1:50000, в формате MapInfo или форматах, совместимых с ним), на которую наносятся в том числе новые (введенные в эксплуатацию за отчетный год) кусты скважин, трубопроводы, компрессорные и насосные станции, факела (с указанием режима работы) и другие крупные стационарные источники выбросов в атмосферу, нефтезагрязненные участки, ЛЭП, дороги и прочие коммуникации и объекты, являющиеся источниками техногенного воздействия на природную среду, а также пункты наблюдений.
Таким образом, Обществом не была представление в установленные сроки в уполномоченный орган информации о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр в виде Карты лицензионного участка на топографической основе.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в действиях Общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 29.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 30.04.2003 № 24-оз «Об административных правонарушениях».
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд отклоняет довод заявителя о наличии в деяниях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 29.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 30.04.2003 № 24-оз «Об административных правонарушениях».
Данной нормой предусмотрена ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований к проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр.
Следовательно, основанием для привлечения к административной ответственности должно явиться нарушение заявителем требований к проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр, однако Департаментом не представлено доказательств нарушения заявителем указанных требований.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд, установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
На основании вышеизложенного, постановление от 29.05.2009 № 74 о привлечении ООО «РН - Юганскнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 29.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 30.04.2003 № 24-оз «Об административных правонарушениях», вынесенное Ханты-Мансийским отделом Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
требования общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворить.
Постановление о привлечении к административной ответственности от 29.05.2009 № 74, вынесенное Ханты-Мансийским отделом Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры признать незаконным и отменить полностью
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Г.А. Шабанова