ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-6524/08 от 19.09.2008 АС Ханты-Мансийского АО

_____________________________________________________________________

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-Югры

628012, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск

ул. Ленина 54/1, тел. 3-10-34

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ханты-Мансийск    Дело № А-75-6524/2008

19 сентября 2008 года

Резолютивная часть решения оглашена 19.09.2008

В полном объеме решение изготовлено 19.09.2008

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе: судьи Мингазетдинова М.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мингазетдиновым М.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Государственного предприятия ХМАО-Югры «Тендерресурс»

о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела Управления ФССП по г. Ханты-Мансийску и району об окончании исполнительного производства

при участии: от заявителя: ФИО1 – дов. деле

от ответчика: не явился

третьи лица:

от УФССП по ХМАО-Югре ФИО2 – дов. в деле

от должника: ФИО3

УСТАНОВИЛ:

Государственное предприятие ХМАО-Югры «Тендерресурс» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела Управления ФССП по г. Ханты-Мансийску и району об окончании исполнительного производства N 20/13287/1283/2/2008.

Свои требования мотивировало тем, что фактически решение не исполнено, поскольку им предусмотрено продление действия лицензии для осуществления геологических исследований, однако из-за действий третьего лица данные работы не выполнены.

Ответчик надлежаще извещен в судебное заседание не явился, отзыва не представил.

Представитель от УФССП по ХМАО-Югре, требования не признал по доводам изложенным в отзыве. Представитель должника поддержал данные доводы.

Суд считает возможным по правилам ст.156 АПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

В судебном заседании стороны поддержали свои доводы.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежащими удовлетворению, частично.

Материалами дела установлено, что решением арбитражного суда от 14.03.2008 по делу N А75-815/07 постановлено: Признать незаконным бездействие Территориального агенства по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округ –Югре выразившееся в непринятии решения о продлении срока действия лицензий на геологическое изучение участков недр: Южно-Октябрьское, Малоатлымский, Северо - Рогожниковский (западный), Северо – Рогожниковский (восточный), Верхненазымский, Емангальский, Восточно-Тарховский, Восточно-Юкъяунский, Западно-Вэнгепуровский-2, Восточно-Янчинский, Западно-Новоаганский, Северо-Вирстелорский, Котыгъегансмкий -2, выданных ГП «Тендерресурс».

Территориальному агентству по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округ – Югре продлить срок действия лицензий выданных ГП «Тендерресурс» для завершения геологического изучения участков недр согласно программы геологического изучения: Южно-Октябрьское, Малоатлымский, Северо - Рогожниковский (западный), Северо – Рогожниковский (восточный), Верхненазымский, Емангальский, Восточно-тарховский, Восточно-Юкъяунский, Западно-Вэнгепуровский-2, Восточно-Янчинский, Западно-Новоаганский, Северо-Вирстелорский, Котыгъегансмкий -2.

Во исполнение указанного судебного акта выдан исполнительный лист N АБ 007819-815/2007.

Определением арбитражного суда от 12.05.2008 в порядке процессуального правоприемства произведена замена должника с Территориального агентства по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округ – Югре на Управление по недропользованию по ХМАО-Югре.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.06.2008 на основании указанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство № 20/13287/1283/2/2008

В ходе исполнительных действий, приставом установлено, что во исполнение вышеуказанного судебного акта, должником издан приказ № 139 от 23.06.2008 о продлении срока действия лицензии для завершения геологических работ с 2-х до 5-ти лет

Придя к выводу о том, что решение суда исполнено, приставом исполнителем 30.06.2008 вынесено постановление об окончании исполнительного производства.

08.08.2008 Главным судебным приставом исполнителем ХМАО-Югры, вынесено постановление об отмене вышеуказанного акта по мотиву отсутствия в ней формулировки- согласно программе геологического изучения.

13.08.2008 Управлением по недропользованию по ХМАО-Югре, ранее изданный приказ № 139 от 23.06.2008, был измене приказом от 13.08.2008 № 181 с формулировкой: - в соответствии с заявкой ГП «Тендерресурс» от 07.02.2005 № 34 о продлении срока действия лицензии.

13.08.2008 приставом исполнителем было вынесено оспариваемое постановление об окончании исполнительного производства № 20/13287/1283/2/2008.

В соответствии с ч. 1 ст.36 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи.

Несоблюдение указанного срока является прямым нарушением требований, установленных законодательством об исполнительном производстве, и оценивается в совокупности с другими обстоятельствами, послужившими причиной для неисполнения требований исполнительного документа.

Судебный пристав-исполнитель должен принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего законодателем ему предоставлен широкий круг полномочий, в том числе по принудительному исполнению.

В соответствии с исполнительным документом на пристава-исполнителя была возложена обязанность по понуждению должника совершить действия по продлению срока действия лицензии для завершения геологического изучения по участкам недр: Южно-Октябрьское, Малоатлымский, Северо - Рогожниковский (западный), Северо – Рогожниковский (восточный), Верхненазымский, Емангальский, Восточно-Тарховский, Восточно-Юкъяунский, Западно-Вэнгепуровский-2, Восточно-Янчинский, Западно-Новоаганский, Северо-Вирстелорский, Котыгъегансмкий -2, выданных ГП «Тендерресурс» 03.03.2003.

Названный исполнительный документ не содержит в себе указаний о том, что должник обязан был совершить данные действия за прошедший период. Более того, он возлагает на должника обязанность по продлению срока действия лицензии для завершения геологического изучения участков недр согласно программы геологического изучения, что при подобного рода продлении срока её действия делает невозможным выполнения совершения этих изучений.

Вместе с этим, согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Таким образом, осуществление права пользования недрами без лицензии запрещено.

Сторонами не оспаривается тот факт, что по окончании срока действия лицензии 03.03.2005 заявитель, подав заявку на продление срока действия лицензии, прекратил осуществление геологических работ на приведенных выше лицензионных участках.

Решением арбитражного суда от 14.03.2007 № А75-815/2007, бездействия должника выразившихся в не продлении срока действия лицензий, признано незаконным.

Продлевая срок действия лицензии с 03.03.2005 по 03.03.2008 приказом от 23.06.2008 № 139,с изменениями внесенными приказом от 13.08.2008 № 181, должник, фактически лишает заявителя права осуществлять какую-либо деятельность на названных выше участках недр в целях завершения их геологического изучения.

В следствии этого, действия должника по продлению лицензии за прошедший период, в котором заявитель не имел возможности проводить работы в виду незаконного бездействия должника, выразившегося в неправомерном не продлении срока действия лицензии, не соответствуют возложенным на него исполнительным документом обязанностям.

Кроме того, в силу ст. 10 Закона «О недрах» срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. При этом, законодатель не связывает, начало действия лицензии на новый срок с датой окончания срока действия. При этом, сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Приказом ФИО4 от 8 октября 2007 г. N 261 «Об утверждении административного регламента федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, представленных для добычи полезных ископаемых, а также целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами» (далее Регламент), принят названный акт, которым установлены следующие правила:

п. 3 Исполнение государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (далее - Роснедра) и его территориальными органами.

В соответствии с п. 38 Регламента, государственный реестр работ ведется должностными лицами Роснедр и его территориальных органов в пределах своих полномочий в соответствии с пунктом 26 настоящего Административного регламента.

Согласно п. 39 в случае если после государственной регистрации работ по геологическому изучению недр произошло изменение наименования, видов, сроков работ, площади или района работ, приостановка либо прекращение работ, а также переоформление лицензии на пользование недрами, заявитель в течение 14 дней с даты произошедших изменений представляет сведения на внесение изменений в Государственный реестр работ.

При этом, пунктом 5 ст. 12 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ, в том числе представления геологической информации на государственную экспертизу.

В соответствии с данной нормой условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В тоже время пунктом 42 Регламента установлено, что в срок не более трех рабочих дней со дня регистрации заявки на внесение изменений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр должностное лицо Роснедр или его территориального органа, ответственное за ведение государственного учета и обеспечение ведения Государственного реестра работ, проверяет соответствие заявки требованиям, установленным в пункте 40 настоящего Административного регламента.

Далее пунктом 43 установлено, что принятие решения о внесении изменений в Государственный реестр работ либо принятие решения об отказе во внесении изменений в Государственный реестр работ, информирование заявителя о принятом решении осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 29 - 37 настоящего Административного регламента для государственной регистрации работ по геологическому изучению недр.

Согласно пункта 37 должностное лицо Роснедр или его территориального органа, ответственное за делопроизводство, в течение одного рабочего дня с даты подписания письма о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр либо об отказе в государственной регистрации работ по геологическому изучению недр направляет письмо заявителю.

При этом, в соответствии с пунктом 44 в письме заявителю о принятом решении о внесении изменений в Государственный реестр работ указывается: государственный регистрационный номер и т.д.

В тоже время согласно п. 49 государственный реестр лицензий и участков недр ведется Роснедрами и его территориальными органами в пределах своих полномочий на бумажном носителе и в электронном виде.

Пунктом 50 установлено, что должностное лицо Роснедр или его территориального органа, ответственное за ведение Государственного реестра лицензий и участков недр, одновременно с государственной регистрацией лицензии на пользование недрами вносит сведения в Государственный реестр лицензий и участков недр в соответствии с приложением 10 к настоящему Административному регламенту.

В соответствии с п. 51 Регламента, в случае переоформления лицензии на пользование недрами, прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления или ограничения права пользования недрами, внесения изменений и дополнений в лицензионные соглашения должностное лицо Роснедр или его территориального органа, ответственное за ведение Государственного реестра лицензий и участков недр, одновременно с принятием соответствующего решения вносит в Государственный реестр лицензий и участков недр дополнительные сведения.

В случае переоформления лицензии на пользование недрами в графу "Особые отметки" Государственного реестра лицензий и участков недр вносится отметка о переоформлении лицензии на пользование недрами и указывается причина переоформления, номер и дата письма (постановления), в соответствии с которым происходит переоформление.

Из вышеизложенного следует, что переоформление лицензии осуществляется в установленном порядке. Доказательств того, что вышеизложенные требования должником исполнены, а приставом исполнителем приняты все меры по принуждению должника к их исполнению, ответчиком не представлено.

В связи с этим, у суда нет оснований считать, что приставом исполнителем полно и правильно исполнен исполнительный документ, в силу чего у него отсутствовали основания для прекращения исполнительного производства.

Ссылку ответчика на неправильное указание заявителем процессуального наименования оспариваемого акта как прекращение исполнительного производства в то время как следовало указать об окончании исполнительного производства, судом отклоняется и расценивается как опечатка, поскольку постановления о прекращении исполнительного производства не выносилось, а из текста заявления следует, что оспаривается именно постановление об окончании исполнительного производства.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению, за исключением требований о возмещении расходов по уплаченной госпошлины, а также возложении обязанности по отмене оспариваемому акту, поскольку признание его недействительным влечет прекращение его действия.

Заявителем при обращении с заявлением в суд, была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., однако, в соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается, на основании чего, государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

На основании вышеизложенного руководствуясь ст.ст. 167-178, 201 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Постановление судебного пристава-исполнителя Отдела Управления ФССП по г. Ханты-Мансийску и району об окончании исполнительного производства от 13.08.2008 N 20/13287/1283/2/2008 признать недействительным.

Возвратить Государственному предприятию ХМАО-Югры «Тендерресурс» государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную платежным поручением от 28.08.2008 № 434.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья М. М. Мингазетдинов