Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
23 сентября 2009 г. Дело № А75-6660/2009
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2009 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания судьей Истоминой Л.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть» к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании недействительным письма от 02.04.2009 № 05-08/1105,
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности № ЮС-2950 от 16.12.2008,
от ответчика – не явились,
установил:
открытое акционерное общество «Нефтегазовая компания «Славнефть» (далее – ОАО «НГК «Славнефть», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Ростехнадзора), в котором просило признать недействительным письмо от 02.04.2009 № 05-08/1105 и обязать ответчика установить лимиты на размещение отходов.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не обеспечил явку своих представителей в суд, в нарушение статей 16, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исполнил определение суда и не предоставил в суд доказательства, подтверждающие законность и обоснованность оспариваемого акта.
Арбитражный суд на основании статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика по представленным заявителем доказательствам.
Заслушав представителя заявителя и исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявление общества обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 22.10.2008 ОАО «НГК «Славнефть» обратилось в Управление Ростехнадзора с заявлением о согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и установлении лимитов на размещение отходов.
Управление Ростехнадзора письмом от 02.04.2009 № 05-08/1105 отказало в установлении лимитов для ОАО «НГК «Славнефть», мотивируя отказ тем, что в приложении к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует копия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Считая отказ ответчика незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пунктом 2 данной статьи определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок определения платы) установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка определения платы.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 указанного Закона лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Согласно пункту 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
В соответствии с пунктом 10 Правил территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных заявления и документов, принимают решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.
Как указано выше, в рассматриваемом случае ответчик обосновал свой отказ в согласовании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение тем, что к заявлению ОАО «НГК «Славнефть» в нарушение пункта 7 Правил не приложена копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Вместе с тем арбитражный суд полагает, что данные требования распространяются лишь на тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно осуществляют лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами.
Так, в соответствии с пунктом 74 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензированию подлежит не всякая деятельность по обращению с отходами, а только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Следовательно, представление лицензии при установлении лимитов на размещение отходов является обязанностью тех лиц, которые осуществляют деятельность непосредственно по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, то есть специализированных организаций, получающих от этой деятельности прибыль.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что общество не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, доказательств обратного Управлением Ростехнадзора представлено не было.
Так, из представленных заявителем документов следует, что ОАО «НГК «Славнефть» является владельцем лицензии на разработку Ачимовского лицензионного участка. Во исполнение условий лицензионного соглашения общество заключило договор об оказании операторских услуг от 01.07.2006
№ 64537-06/132, согласно которому обязанность по разработке Ачимовского месторождения полностью возложена на оператора - открытое акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее ОАО «СН-МНГ»).
Пунктом 3.2 договора предусмотрена обязанность подрядчика соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды. В процессе бурения скважин привлеченными оператором субподрядными организациями образуется буровой шлам, который относится к опасным отходам IV степени опасности, что подтверждается паспортом отходов, имеющимся в материалах дела.
В проекте обустройства Ачимовского месторождения нефти, утвержденным ФГУ «Главгосэкспертиза», предусмотрено, и блок-схемой технологических процессов как источников образования отходов (с. 19 Проекта нормативов образования отходов) подтверждается, что буровой шлам размещается в шламовые амбары, которые строятся оператором на лицензионном участке, там же происходит захоронение данных отходов.
Из указанных документов и договора операторских услуг следует, что оператор самостоятельно осуществляет деятельность по сбору бурового шлама, его размещению в шламовых амбарах и захоронению.
При этом ОАО «СН-МНГ», осуществляя вышеуказанные работы, действовало на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору и размещению бурового шлама от 02.04.2004 со сроком действия до 02.04.2009. В настоящее время оператор получил лицензию от 02.04.2009 со сроком действия до 02.04.2014.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ОАО «НГК «Славнефть», являясь недропользователем, привлекало и привлекает для выполнения лицензируемых видов работ специализированные организации, имеющие лицензию.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 10.12.2008 № 13648/08 и 12.12.2008 № 14194/08, деятельность подлежит лицензированию, только если является целенаправленной и самостоятельной деятельностью, направленной на получение дохода.
Поскольку общество не занимается самостоятельной и целенаправленной деятельностью по сбору отходов и их размещению, у него отсутствует обязанность по получению лицензии.
Отсутствие лицензии у ОАО «НГК «Славнефть» по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не может являться основанием отказа в согласовании и установлении лимитов на размещение отходов, поскольку в предоставленном ответчику проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение имелся договор операторских услуг и соответствующая копия лицензии специализированной организации, осуществляющей сбор, размещение и захоронение отходов.
При таких обстоятельствах письмо Управления Ростехнадзора от 02.04.2009 № 05-08/1105 следует признать недействительным.
Удовлетворяя требования ОАО «НГК «Славнефть» в полном объеме, суд на основании статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на ответчика обязанность по установлению обществу лимитов на размещение отходов. Устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя следует в установленные законодательством сроки (в течение 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что к судебным расходам относится государственная пошлина.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 13.11.2008 № 7959/08.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
заявление открытого акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть» удовлетворить.
Признать недействительным письмо Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 02.04.2009 № 05-08/1105 об отказе открытому акционерному обществу «Нефтегазовая компания «Славнефть» в установлении лимитов на размещение отходов.
Обязать Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре установить лимиты на размещение отходов для открытого акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть».
Взыскать с Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу открытого акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Л.С.Истомина