ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-682/2018 от 27.03.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

02 апреля 2018 г.

Дело № А75-682/2018

Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Тихоненко Т.В., при ведении протокола судебного секретарем Пищугиным Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «База авиационной и наземной охраны лесов» (628007, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, ОГРН <***> от 01.02.2007, ИНН <***>) к Краевому государственному учреждению «Читинская база авиационной охраны лесов» (672038, <...>, ОГРН <***> от 02.02.2007, ИНН <***>) о взыскании 57 219 976 рублей 80 копеек,

третьи лица: министерство природных ресурсов Забайкальского края, Забайкальский край в лице министерства финансов Забайкальского края, департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края,

с участием представителей:

от истца: ФИО1 по доверенности от 01.06.2017 № 2,

от ответчика, третьих лиц: не явились,

установил:

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «База авиационной и наземной охраны лесов» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Краевому государственному учреждению «Читинская база авиационной охраны лесов» (далее – ответчик) с иском о взыскании 57 219 976 рублей 80 копеек - задолженности по государственному контракту на выполнение работ по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории Забайкальского края в 2017 году от 05.07.2017 № 56-2017 ЧС (далее – контракт).

Определением от 28.02.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика министерство природных ресурсов Забайкальского края, Забайкальский край в лице министерства финансов Забайкальского края, департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - третьи лица), судебное разбирательство назначено на 14.00 час. 27.03.2018.

Представитель истца для участия в судебное заседание явился, на иске настаивал по письменно изложенным доводам, полагает, что ответчик обязан оплатить оказанные услуги, сослался на вступившие в силу судебные акты, принятые судом по обстоятельствам, которые истец полагает аналогичными.

Представители ответчика, третьих лиц для участия в судебное заседание не явились, извещения имеются.

Ранее ответчиком представлен в дело отзыв, по мотивам которого иск полагает не подлежащим удовлетворению, надлежащим плательщиком истцу полагает Забайкальский край в лице министерства финансов Забайкальского края (л.д. 104-106), 27.03.3018 ответчиком заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края 27.03.2018 представлены письменные пояснения о том, что министерство природных ресурсов Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных ему учреждений, в том числе, ответчика в данном деле, заявлено о рассмотрении в отсутствие представителя.

Иными третьими лицами отзывы не представлены, ходатайства не заявлены.

В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится судом в отсутствие представителей надлежаще извещенных ответчика, третьих лиц, по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, в рамках заключенного контракта (л.д. 36-61) в связи с введением постановлением Губернатора Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров с 04.04.2017, ответчик (заказчик) поручил истцу (исполнителю) выполнить работы по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, обязался работы принять и оплатить

Сторонами согласованы условия о предмете контракта (раздел 1), о стоимости в размере 79 516 188 рублей 51 копейки и порядке расчетов (раздел 3), порядок приемки работ (раздел 7), иные условия исполнения сторонами контракта.

Истцом представлены доказательства выполнения работ на сумму 57 219 976 рублей 80 копеек - акт об оказанных услугах от 26.09.2017 № 00000017 на указанную сумму, акт приемки выполненных работ от 26.09.2017, сводные ведомости на оказанные услуги, подписанные сторонами без возражений, на оплату выставлены надлежащие документы (л.д. 62-80).

Дополнительно долг подтверждается актом сверки (л.д. 81).

Истец обращался к ответчику с претензией (л.д. 86-88), на которую был получен ответ об ожидании поступления денежных средств из бюджета и переносе оплаты (л.д. 89).

Впоследствии истец обратился в суд с настоящими исками.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Рассматриваемые в рамках исполнения контракта отношения являются отношениями по возмездному оказанию услуг и регламентируются соответствующими нормами раздела III, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации,
условиями заключенного контракта, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы ответчика, изложенные в отзыве, подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (в соответствии с которой сторонами заключен контракт) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Понятие "заказчик" закреплено в пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которому заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Исходя из имеющегося в деле устава ответчика (л.д. 121-129), последний является юридическим лицом, некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления государственной лесной службой Забайкальского края функций по оказанию государственных услуг в сфере лесных отношений. Учреждение является специализированным государственным бюджетным учреждением, выполняющим работы по тушению лесных пожаров и осуществляющим отдельные меры пожарной безопасности в лесах (пункт 1.6).

В разделе 2 устава определены цели и виды деятельности ответчика.

Наличие учредителя и собственника имущества ответчика от имени Забайкальского края, а также его изменение, не являются основаниями для освобождения ответчика от исполнения обязательств перед истцом. Ответчик имеет специальный статус, заключил контракт с истцом и является ответственным перед ним за исполнение принятых обязательств.

В силу пункта 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.

В рассматриваемом случае между надлежащими сторонами заключен соответствующий контракт, услуги оказаны истцом и приняты ответчиком, подлежат оплате им в полном объеме.

По вышеизложенным основаниям поданный иск подлежит удовлетворению.

В порядке статей 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине относятся на ответчика в общем порядке (л.д. 12).

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 174, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

исковые требования бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «База авиационной и наземной охраны лесов» удовлетворить.

Взыскать с Краевого государственного учреждения «Читинская база авиационной охраны лесов» в пользу бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «База авиационной и наземной охраны лесов» 57 219 976 рублей 80 копеек - задолженности, а также 200 000 рублей - расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Т.В. Тихоненко