Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск 17 августа 2021 г. | Дело № А75-6909/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 17 августа 2021 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>)
к администрации города Сургута об оспаривании решения, с привлечением к участию
в деле в качестве заинтересованного лица - заместителя Главы администрации г. Сургута ФИО1,
с участием представителей лиц, участвующих в деле:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 № 02/21, диплом рег. № 18 от 21.06.2001,
от заинтересованных лиц – не явились,
установил:
акционерное общество «Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети» (далее - заявитель, АО «ЮТЭК - Региональные сети», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просит:
1. Признать не соответствующим закону отказ заместителя Главы администрации
г. Сургута в выдаче разрешения на размещение линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции,
для размещения которых не требуется разрешения на строительство «строительство 2 КЛ - 1 ОкВ от ячейки №11 РП 10 кВ 143 до опоры № BJI - 10 кВ фидер № 11 «Виктория»
г. Сургут» на части земельного участка с условным номером 86:10:0101000:6782/чзу, площадью 33 кв.м.
2. Обязать заместителя Главы администрации г. Сургута устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, а именно выдать АО «ЮТЭК - Региональные сети» разрешение на размещение 2 KЛ - ЮкВ от ячейки № 11 РП 10 кВ 143 до опоры № ВЛ - 10 кВ фидер №11 «Виктория» г Сургут» на части земельного участка
с условным номером 86:10:0101000:6782/чзу, площадью 33 кв.м.
3. Взыскать с администрации в пользу общества расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 руб.
Определением суда от 25.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель Главы администрации г. Сургута ФИО1.
Администрация в отзыве на заявление заявила возражения относительно предъявленных требований, в их удовлетворении просила отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в заседание не явились, явку своих представителей в суд
не обеспечили. Администрация заявила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено без участия представителей заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя подержал заявленные требования
в полном объеме.
Заслушав представителя заявителя, суд, исследовав материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.02.2021 в рамках реализации технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на территории ПСК № 26 «Виктория» к электрическим сетям АО «ЮТЭК - Региональные сети», АО «ЮТЭК - Региональные сети» направило в адрес и.о. главы города Сургута заявление № 01-04/0751 о выдаче разрешения на размещение линий электропередач, классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, с наименованием объекта «Строительство 2KJI- 10 кВ от ячейки № 11 РП-10 кВ № 134 до опоры №1 BJI-10 кВ фидер №11 «Виктория» г. Сургут», расположенного по адресу: г. Сургут, Западный промрайон, ул. Автомобилистов, сроком на 15 лет, с условными номерами 86:10:0000000:ЗУ, площадь. 416 кв.м; 86:10:0101000:6782/чзу, площадью 33 кв.м.
В ответ на указанное заявление администрации направила в адрес заявителя уведомление от 17.02.2021 № 01-02-1216/1 об отказе в выдаче разрешения на размещение упомянутого объекта на землях площадью 33 кв.м. При этом администрация указала,
что испрашиваемые земли находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования, установленный утвержденным документом территориального планирования муниципального образования, а именно в пределах границы объекта «Дорога автомобильная от улицы Автомобилистов до СОТ «Виктория» и Дорога автомобильная по улице Автомобилистов» в связи с чем предоставление земельного участка невозможно (л.д. 19-21).
АО «ЮТЭК - Региональные сети» считая, что указанный отказ администрации
не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решений и действий (бездействия) может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого акта, решения или действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом, решением или действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу
о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания
и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных
в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (часть 3 статьи 39.33 ЗК РФ).
Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок
и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться
на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов
(далее – Перечень № 1300).
В Перечень № 1300 в том числе включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Спорный объект, о размещении которого Обществом были заявлены требования
о выдаче разрешения, соответствует указанным критериям, что ответчиком
не оспаривается.
Порядок размещения объектов, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.33 ЗК РФ, определен в статье 39.36 ЗК РФ, согласно которой предусмотренные Перечнем № 1300 объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, к полномочиям которых относятся, в том числе установление платы за размещение указанных объектов.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры такой порядок определен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.06.2015 № 174-п (далее – Порядок № 174-п).
Размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт
2 Порядка № 174-п).
Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо
либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения
в свободной форме. Пунктами 5 и 6 Порядка № 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению.
Пунктом 10 Порядка № 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка № 174-п;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении него (испрашиваемых земель) заключено соглашение об установлении сервитута, принято решение об установлении публичного сервитута;
- на земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, ранее выдано разрешение другому физическому или юридическому лицу;
- размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
В силу пункта 11 Порядка № 174-п в решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка № 174-п.
Из содержания оспариваемого по настоящему делу отказа усматривается,
что основанием для него послужил вывод администрации о том, что размещение испрашиваемого объекта не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования. Отказ основан на выводе о том, что испрашиваемые земли находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования.
Суд соглашается с доводам заявителя об ошибочности указанного вывода заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ в Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории
и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами
и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется
на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков Указанный классификатор в спорный период времени утвержден приказом Росреестра
от 10.11.2020 № П/0412 (далее – Классификатор).
Согласно кодам 12.0.1 и 12.0.2 Классификатора содержание видов разрешенного использования земельных участков общего пользования включает в себя, размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Примечанием № 2 к Классификатору установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе,допускает
без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных
и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Примечание № 2 к Классификатору следует понимать как дополнение к любому
из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо
не запрещено федеральным законом.
В силу подпункта 10.1 пункта 1 ГрК РФ линия электропередач, классом напряжения до 35 кВ является линейным объектом.
Таким образом, размещение линейных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Порядок № 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений
в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, в том числе и к землям общего пользования,
за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий (пункт 7 статьи 95 ЗК РФ).
Вопреки доводам администрации действующее законодательство не препятствует использованию земель или земельных участков общего пользования в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ, в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Порядке № 1300, в том числе линий электропередачи классом напряжения
до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ город Сургут, а также постановлением администрации города от 20.03.2020
№ 1865 «Об утверждении корректировки проекта межевания и проекта планировки
(в части красных линий) территории улично-дорожной сети города Сургута» испрашиваемые Обществом земли расположены на территории ограниченной красными линиями и предназначенной для размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги «улица Автомобилистов» и автомобильной дороги «Дорога автомобильная от улицы Автомобилистов до СОТ «Виктория».
Учитывая особенности генерального плана муниципального образования городской округ город Сургут, АО «ЮТЭК - Региональные сети» направило в муниципальное казенной учреждение «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» запрос № 01-04/7108 от 09.10.2020 о получении разрешения на производство работ в районе расположения автомобильной дороги улица Автомобилистов, в ответ
на которое получило согласование № 50-02-4247/0 от 16.10.2020 на производство строительно-монтажных работ по технологическому присоединению ПСК «Виктория» (л.д. 26). Таким образом, АО «ЮТЭК - Региональные сети» было получено согласие
на размещение объектов электросетевого хозяйства со стороны дорожной службы,
в ведении которой находятся вопросы содержания и использования дорог на территории
г. Сургута.
С учетом отказ администрации от 17.02.2021 в выдаче разрешения на размещение линейного объекта противоречит вышеупомянутым нормам права и нарушает права
и законные интересы заявителя поскольку препятствуют ему в исполнении своих обязательств по технологическому присоединению объекта ПСК № 26 «Виктория».
Доводы администрации о необходимости в рассматриваемом случае обратиться
в департамент архитектуры и строительства администрации для получения разрешения
на производство земляных работ на спорных земельных участках не основаны
на положениях федерального и регионального законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Доводы администрации о возможности размещения линейного объекта на иных смежных земельных участках также не могут быть приняты во внимание судом.
Порядок № 174-п не предусматривает необходимость обосновывать способ и место размещения линий электропередач классом напряжения до 35 Кв за исключением случаев, когда такое размещение прямо запрещено законом. Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в рассматриваемом случае имеются какие-либо ограничения или запреты, препятствующие размещению конкретного линейного объекта на испрашиваемом земельном участке.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки территорий призваны обеспечивать не только права и законные интересы землепользователей, но и защищаемые законом права и интересы иных физических
и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать
в объективное противоречие с интересами собственников.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил и порядка землепользования состоит не в обеспечении приоритета прав администрации муниципального образования, как собственника земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Довод администрации о том, что заявителем испрашиваются земли, фактически находящиеся в «теле» автомобильной дороги не подтверждены доказательствами;
не содержит ссылок на такие обстоятельства и оспариваемый отказ администрации.
Таким образом, суд соглашается с доводами заявителя о том, что отказ администрации в выдаче разрешения на размещение линии электропередач на землях или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не основан на нормах закона, а также нарушает права и законные интересы АО «ЮТЭК - Региональные сети»
в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении заявлений об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц суд в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части
5 статьи 201 АПК РФ при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными обязан отразить в резолютивной части судебного акта указание
на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта
3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд полагает необходимым обязать администрацию повторно рассмотреть заявление акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети» № Исх. 01-04/0751 от 03.02.2021
о выдаче разрешения на размещение линий электропередач.
Заявителем при обращении в арбитражный суд уплачена государственная пошлина
в размере 3 000 рублей по платежному поручению № 2915 от 13.05.2021 (л.д. 17).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат возмещению за счет администрации.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в выдаче разрешения на размещение линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство «строительство 2 KЛ - 10кВ от ячейки № 11 РП 10кВ 143
до опоры № BЛ - 10кВ фидер № 11 «Виктория» г. Сургут» на части земельного участка
с условным номером 86:10:0101000:6782/чзу, площадью 33 кв.м, выраженном в письме
от 03.02.2021.
Обязать Администрацию муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры восстановить нарушенные права
и законные интересы акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети» путем повторного рассмотрения заявления № Исх. 01-04/0751 от 03.02.2021 о выдаче разрешения на размещение линий электропередач.
Взыскать с Администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Л.С. Истомина