Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
28 марта 2022 г.
Дело № А75-697/2022
Резолютивная часть решения подписана 15 марта 2022 г.
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Лисянского Д.П., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН <***> от 30.12.2002, ИНН <***>, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
<...>) к обществу с ограниченной ответственностью "ДРСУ № 4"(ОГРН: <***> от 15.01.2018, ИНН: <***>, адрес: 628327, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) о взыскании 32 000 руб. за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений по форме СЗВ-Стаж (доп.) за 2020 год по решению
от 15.07.2021 № 027S19210005832,
установил:
государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Отделение) обратилось
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
с заявлением о взыскании штрафных санкций в размере 32 000 рублей с общества
с ограниченной ответственностью "ДРСУ № 4"за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2020 год по решению от 15.07.2021 № 027S19210005832.
Требование мотивировано нарушением ответчиком положений Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).
Определением суда от 18.01.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании пункта 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны извещены о принятии заявления в порядке упрощенного производства, в том числе публично путем опубликования определения арбитражного суда в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Возражая против заявленного требования ответчик в отзыве на заявление указал,
что своевременно направил сведения по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2020 год. Согласно пояснений отчет направлен 11.02.2021 в отношении одного застрахованного лица и получен органом пенсионного фонда. 22.04.2021 должником дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы – исходная) в отношении
64-х застрахованных лиц за 2020 год. Органом пенсионного фонда отчетность не принята, в адрес должника направлено уведомление об устранении ошибок в течении 5-ти рабочих дней. Впоследствии 25.05.2021 должником представлены сведения за указанный период
по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы – дополняющая) в отношении 64-х застрахованных лиц.
В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело в порядке упрощенного производства рассматривается без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
15.03.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынесена резолютивная часть решения, принятого в порядке упрощенного производства.
22.03.2022 Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре обратилось в суд с заявлением
о составлении мотивированного решения по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Органом пенсионного фонда в отношении ответчика проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон
№ 27-ФЗ).
По мнению органа пенсионного фонда представление сведений 25.05.2021
на застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год с типом отчета «дополняющая» свидетельствует о нарушении срока, в связи с чем должностными лицами Отделения вынесено решение от 15.07.2021 № 027S19210005832 о привлечении ООО «ДРСУ № 4»
к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ,
за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в размере 32 000 рублей.
Требованием от 03.08.2021 № 027S01210005314 страхователю предложено уплатить штраф в срок до 23.08.2021 добровольно.
Поскольку требования исполнены не были, Отделение во исполнение статьи
17 Закона № 27-ФЗ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии
с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера,
на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж
на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со 4 статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции
в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя
за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица: - непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, - представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 19 Закона № 27-ФЗ установлено, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти утверждается инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Сведения СЗВ-СТАЖ подаются по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 6.12.2018 №507П "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения
по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений….».
Согласно пункту 2.1.5. постановления Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507П,
в поле "Тип сведений" знаком "X" отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.
Код «исх» (исходная форма) используется при первичной подаче формы
СЗВ- СТАЖ за отчетный период.
Если страхователем направляется форма СЗВ-СТАЖ в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период,
то в рассматриваемом поле приводится код «доп» (дополняющая форма).
Формы с типом "дополняющая" представляются на застрахованных лиц, данные
по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся
в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ срок сдачи ежегодного отчета по форме СЗВ- СТАЖ за 2020 год установлен с 01.01.2021
по 01.03.2021.
Установлено, что должник 11.02.2021 представил в Отделение сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы – исходная) в отношении одного застрахованного лица своевременно, далее 22.04.2021 дополнительно представил корректирующие сведения
в отношении 64-х застрахованных лиц, вновь используя тип формы «исходная».
Указанный отчет не принят органом Пенсионного фонда в связи с имевшим место ранее предоставлением 11.02.2021 обществом сведений, которым уже был присвоен статус формы СЗВ-СТАЖ («исходная») за 2020 год.
В связи с чем, 22.04.2021 в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении в течении пяти рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями
и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации с приложением протокола ошибок. Уведомление получено страхователем 22.04.2021.
Согласно пункту 38 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах», утвержденной приказом № 211 н от 22.04.2020 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю необходимо представить уточненные данные в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом «дополняющая» за 2020 год
в отношении застрахованных лиц страхователем представлены 25.05.2021.
В связи с указанными обстоятельствами органом Пенсионного фонда зарегистрировано правонарушение за несвоевременное предоставление полных
и достоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 64-х застрахованных лиц.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон и обстоятельства дела, приходит к выводу об отсутствии
в действиях страхователя нарушений положений пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае, в качестве объективной стороны состава правонарушения заинтересованному лицу вменено непредоставление в определенные Федеральным законом № 27-ФЗ сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах
по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 19 Закона № 27-ФЗ установлено, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти утверждается инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Представление корректирующих сведений предусмотрено Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н, запрета
на самостоятельное предоставление корректирующих сведений также не содержит.
Согласно нормам Инструкции № 766н, предусматривающим случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения
и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются:
-случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены
в Управление;
-выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях
в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице
за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона № 27-ФЗ, положений Инструкций и Постановления № 83п следует признать, что исправления
и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-СТАЖ в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях
в отношении застрахованных лиц.
Статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как следует из материалов дела, страхователь 11.02.2021 своевременно направил сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 год.
Далее 22.04.2021, до момента обнаружения Пенсионным фондом несоответствия между представленными сведениями о количестве застрахованных лиц и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решения, переданы необходимые корректирующие сведения в отношении 64-х застрахованных лиц.
Органом пенсионного фонда отчетность не принята, так как страхователем указан тип формы «исходный» вместо«дополняющий». В связи с чем, в адрес должника направлено уведомление об устранении ошибок в течении 5-ти рабочих дней
и необходимости предоставления дополняющих сведений, которые по своей сути уже были предоставлены.
Впоследствии 25.05.2021 должником представлены сведения
за указанный период по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» в отношении 64-х застрахованных лиц.
При этом суд обращает внимание на то, что заявителем обозначенный выше факт изначального предоставления обществом неполных сведений за спорный период по форме СЗВ-СТАЖ выявлен только после повторного направления обществом формы СЗВ-СТАЖ с типом «исходная», что свидетельствует о том, что в данном случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения до выявления такой ошибки Пенсионным фондом.
Данные обстоятельства органом Пенсионного фонда по существу не оспорены
и документально не опровергнуты.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов
к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку в части количества застрахованных лиц до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных ранее сведений за указанный период, откорректировав
их путем представления в пенсионный фонд корректирующих сведений за спорный период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Позиция об этом изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017 и включена в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Исходя из анализа имеющихся материалов дела, страхователь 11.02.2021 своевременно направил сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 год.
Далее общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом и приняло меры к ее устранению путем предоставления 22.04.2021 необходимых корректирующих сведений в отношении 64-х застрахованных лиц.
С учетом изложенного, в настоящем случае общество самостоятельно выявило ошибку в части количества застрахованных лиц до ее обнаружения Пенсионным фондом и устранило её путем дополнительного предоставления индивидуальных сведений
по форме СЗВ-СТАЖ, что влечет вывод суда о неправомерности применения
к заинтересованному лицу финансовых санкций, предусмотренных статьей
17 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период).
Несоответствие представленных сведений установленным формам и форматам Пенсионного фонда Российской Федерации (тип формы «исходный» вместо необходимого «дополняющий»), повлекшее необходимость направления уведомления
об устранении имеющихся ошибок и несоответствий действительно имело место.
Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусматривает ответственность за несоблюдение страхователем порядка представления сведений
в форме электронных документов в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Вместе с тем органом Пенсионного фонда подобное нарушение обществу
не вменено. Ссылка на возможное нарушение обществом порядка представления сведений в форме электронных документов отсутствует в составленных Отделением акте
от 17.06.2021 № 027S18210005018 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете, решении от 15.07.2021 № 027S19210005832 о привлечении страхователя
к ответственности, требовании от 03.08.2021 № 027S01210005314 об уплате финансовых санкций.
Кроме того, суд принимает во внимание факт отсутствия со стороны страхователя иных нарушений, наличия какой-либо задолженности по страховым взносам.
При указанных обстоятельствах привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, не может является обоснованным и правомерным. Состав вменяемого обществу правонарушения
в указанной ситуации отсутствует.
Управление согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 9, 48, 67, 68, 71, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.hmao.arbitr.ru.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела
в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия,
а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Д.П. Лисянский