ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-7119/08 от 05.11.2008 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34, сайт http://hmao.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Ханты-Мансийск

Дело № А75-7119/2008

« 05 » ноября 2008.

Резолютивная часть решения объявлена 5 ноября 2008.

В полном объёме текст решения изготовлен 5 ноября 2008.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ

в составе:   судьи Загоруйко Н.Б.

при ведении протокола судебного заседания:   секретарём судебного заседания

Семиной Л.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:   Открытого акционерного общества «Варьеганнефть»

к:   Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре

об   оспаривании постановления о назначении административного наказания № 57-ЗК/22 от 15.09.2008

при участии

от заявителя:   Верхов А.П – доверенность в деле, Исмагулов К.А. – доверенность в деле.

от ответчика:   Казьмина Т.А. – доверенность в деле, Слободскова А.Ш. - доверенность в деле.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Варьеганнефть» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты - Мансийскому автономному округу -Югре (далее - Управление) № 57-ЗК/22 о назначении административного наказания от 15.09.2008.

Свои требования Общество мотивировало тем, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства РФ и подлежит отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Определением арбитражного суда от 24.10.2008 судебное заседание по делу назначено на 05.11.2008.

Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание явились их представители.

Ответчик представил суду отзыв на заявление, заявленные требования не признаёт по мотивам, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 22.05.2008 по 27.06.2008 Управлением Росприроднадзора по Ханты – Мансийскому автономному округу - Югре проведена комплексная, плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, лицензионных соглашений на право пользования недрами и законодательства РФ «О недрах» в отношении ОАО «Варьеганнефть» по Варьеганскому лицензионному участку.

Проверкой выявлены нарушения требований, предусмотренных статьёй 42 Земельного кодекса РФ, статьёй 38 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые зафиксированы в акте проверки №26 от 27.06.2008.

Определением №17-ЗК-9 от 27.06.2008 начальника отдела государственного земельного, экологического контроля и разрешительной деятельности Управления возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.1. КоАП РФ.

Определением Управления от 25.07.2008 срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении Общества продлён до 22.08.2008, определение Обществом получено 04.08.2008. Повод для вынесения данного определения - ходатайство государственного инспектора Управления Росприроднадзора Киселёвой Е.Н. о продлении срока проведения административного расследования, (в связи с чем - в определении не указано).

Определением от 19.08.2008 срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении Общества продлён до 27.08.2008. Повод для вынесения определения тот же.

Государственным инспектором Управления Казьминой Т.А. 19.08.2008 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 21.08.2008 на 15 -00 часов по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д.2,. каб.305, которое направлено Обществу заказным письмом от 19.08.2008 исх. №03-1/1869, получено - 26.08.2008.

По факту выявленного Обществом нарушениядолжностным лицом Управления в присутствии исполняющего обязанности начальника отдела ООС УПБ ОАО «Варьеганнефть» Фединой Л.А., действующей на основании доверенности №247/08-Д от 20.08.2008, составлен протокол об административном правонарушении от 21.08.2008

На протокол об административном правонарушении Обществом 22.08.2008 Управлению направлены Возражения №12-265, которые Управлением не приняты.

Определением от 25.08.2008 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 15.09.2008 на 15-00часов, которое получено Обществом 16.09.2008.

На основании протокола об административном правонарушении 15.09.2008 Управлением принято Постановление № 57-ЗК/22 о назначении ОАО «Варьеганнефть» административного наказания, предусмотренного статьёй 8.1. КоАП РФ, и наложения административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Полагая, что оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (далее - Закон №89-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ).

Статьёй 10 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу статьи 38 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащённых средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования приведённых норм, несоблюдение, в том числе, юридическими лицами, оказывающими воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, вышеперечисленных требований законодательства в области охраны окружающей среды, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП РФ.

Согласно оспариваемому постановлению нарушения выразились в следующем: в шламовый амбар кустовой площадки № 212 Варьеганского месторождения, расположенного за обваловкой кустовой площадки, складируются нефтезагрязненные отходы. Объект не имеет ни одного согласованного в установленном порядке документа на размещение и эксплуатацию данного объекта (шламового амбара, используемого как шламонакопитель или шламохраншище).

Указанное нарушение выявлено в ходе проведения натурного обследования состояния объектов Варьеганского месторождения - шламового амбара кустовой площадки №212 и отражено в протоколе натурного осмотра от 11.06.2008, составленного государственным инспектором Управления в присутствии начальника отдела охраны окружающей среды Верхова А.П., действующего по доверенности №155/08-Д от 29.12.2007.

Вместе с тем, вывод Управления об отсутствии согласованного в установленном порядке документа на размещение и эксплуатацию данного объекта (шламового амбара, используемого как шламонакопитель или шламохраншище), судом отклоняется как несостоятельный.

Как следует из материалов дела, Общество в 1984 году при разработке и обустройстве Варьеганского месторождения обратилось за заключением по Проекту расширения обустройства данного месторождения в Центральное Управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспроизводству рыбных запасов (далее – ЦУРЭН). ЦУРЭН проект расширения обустройства месторождения согласовало при соблюдении, в том числе условия размещения шламовых амбаров за пределами водоохранных зон.

В результате - на кустовой площадке № 212 Варьеганского месторождения был построен шламовый амбар.

Поскольку в городе Радужный отсутствуют специализированные полигоны для размещения и утилизации нефтесодержащих отходов, с целью оценки воздействия на окружающую природную среду, между Обществом и Российской Академией естественных наук Ханты-Мансийского регионального отделения межотраслевых эколого-экономических исследований 23.05.2000 заключен договор №78/2000-ЭА на проведение экологического аудита шламового амбара куста скважин №212 Варьеганского месторождения нефти.

Из раздела 10 Аудиторского отчёта (далее по тексту - Отчёт) от 20.06.2008 № 75 следует, что шламовый амбар кустовой площадки №212 Варьеганского месторождения имеет прямоугольную форму размерами 150х20 метров, обвалованный по периметру дамбой средней высотой около 2,5 метра от уровня естественного рельефа, к которой с южной стороны примыкает кустовая площадка с расположенным на ней оборудованием, с западной - участок леса площадью около 1 га, ограждённый грунтовой дорогой и дамбой амбара, с северной и восточной - примыкающей грунтовой автодорогой, отсыпанный на уровень кустовой площадки и имеющей ширину от 6 до 15 метров.

Согласно пункту 3 раздела 13 Отчёта, данные лабораторных исследований отобранных за пределами дамб амбара, в непосредственной близости к объекту, проб грунта и грунтовой воды позволяют утверждать об отсутствии заметного влияния содержимого амбара на окружающие природные объекты - почву и грунтовую воду, а также в соответствии с пунктом 2 раздела 13 Отчёта, состояние амбара кустовой площадки 212 Варьеганского месторождения при натурном обследовании характеризуется как удовлетворительное (л.д.79).

Указанным Отчётом Обществу рекомендованы корректирующие мероприятия.

В этой связи для ОАО «Варьеганнефть» ООО «СибНИПИРП» разработаны Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованный в Управлении по технологическому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра, что подтверждается уведомлением от 18.08.2006 № 1084; Проект системы локального экологического мониторинга Варьеганского лицензионного участка», согласованный в Управлении по охране окружающей природной среды по ХМАО-Югре и в филиале ФГУ ЦЛАТИ по Уральскому Федеральному округу по ХМАО - Югре.

Кроме того, согласно договора подряда №558/06-ю, заключенного между ОАО «Варьеганнефть» и ООО «Транспортно Экспедиционная Компания» 13.06.2006, на выполнение работ по строительству полигона промышленных и твердых бытовых отходов, Общество ведёт строительство полигона для утилизации нефтесодержащих отходов, срок окончания строительства - декабрь 2008. После ввода полигона шламовый амбар, расположенный на кустовой площадке № 212 Варьеганского месторождения, будет рекультивирован и представлен комиссии по приемке рекультивированных участков.

Однако, как следует из Аудиторского отчёта, раздел 11, правовой статус объекта экоаудитором констатирован вне правового поля, очерченного рамками существующего природоохранительного законодательства. Использование шламового амбара куста скважин для размещения нефтяного шлама изменяет статус объекта, переводя его из шламонакопителя в хранилище производственных отходов, которое согласно Методическим рекомендациям по оценке технического состояния и безопасности хранилищ производственных отходов и стоков предприятий химического комплекса» РД 09-255-99 характеризуется по функциональному назначению как шламохранилище.

Статьёй 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В нарушение данных требований, Управлением в суд не представлено доказательств несоблюдения Обществом экологических требований на кустовой площадке №212 Варьеганского месторождения.

В рассматриваемом случае Управление вменило Обществу в вину нарушение требований статьи 42 Земельного кодекса РФ, статьи 38 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в отсутствии всех необходимых документов для эксплуатации шламового амбара для целей размещения и хранения нефтесодержащих отходов, что приводит к несоблюдению экологических требований РФ и к загрязнению окружающей среды.

Однако несоблюдение требований указанных норм не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП РФ.

Из представленных материалов дела, в частности, из Проекта системы локального экологического мониторинга Варьеганского лицензионного участка ООО «СибНИИПИРП» следует, что на кустовой площадке №212 находится нерекультивированный шламовый амбар площадью 0,338 га, образованный в 1992 году, на который имеется заключение ГЭЭ, планируемая дата ликвидации -2010 год, при этом категория потенциальной экологической опасности отсутствует.

Из постановления №57-ЗК/22 от 15.09.2008 Управления о назначении административного наказания следует, что использование шламового амбара для размещения нефтесодержащих отходов: золосажевые отложения от обслуживания и ремонта котельных, нефтешлама при работе бригад ПРС, КРС, шлам от очистки трубопроводов и ёмкостей - оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду в части загрязнения земель.

Согласно протокола КХА почв №458,459,460 по месторождению - Варьеганский, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 16.07.2008 взяты пробы по кусту №212 за обваловкой шламонакопителя, однако доказательств того, что данные пробы были взяты именно на кустовой площадке №212 Варьеганского месторождения, какое именно негативное воздействие они оказывают на окружающую среду и о том, какие лица участвовали при составлении данного протокола Управление Росприроднадзора суду не представило.

Не представлено Управлением доказательств того, что Общество использует земельный участок вразрез с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, и этим использованием нанесён вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также, что эксплуатируемый объект не имеет ни одного согласованного в установленном законом порядке документа на размещение и эксплуатацию шламового амбара, используемого как шламонакопитель.

Вопреки положениям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности Управление не указало, какие именно экологические требования нарушены Обществом. Доказательств того, что ОАО «Варьеганнефть» осуществляет планирование, технико-экономического обоснование проектов, проектирование, размещение, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов с нарушением экологических требований, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.1 КоАП РФ.

Более того, представленными в материалы дела документами подтверждается, что ОАО «Варьеганнефть» принимает все необходимые и обязательные меры для утилизации нефтесодержащих отходов, что подтверждается также и строительством полигона промышленных и твёрдых отходов.

Кроме того, ответчиком нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный статьёй 28.5 КоАП РФ, что является существенным процессуальным нарушением.

Учитывая указанные обстоятельства, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты - Мансийскому автономному округу -Югре о назначении административного наказания № 57-ЗК/22 от 15.09.2008 признаётся судом незаконным и подлежащим полной отмене.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 168-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить Постановление № 57-ЗК/22 от 15.09.2008 Государственного инспектора Казьминой Т.А. отдела государственного земельного, экологического контроля и разрешительной деятельности Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре о назначении административного наказания ОАО «Варьеганнефть» за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении на него административного штрафа - в сумме 60 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа.

Судья: Н.Б. Загоруйко