ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-7190/19 от 15.05.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

15 мая 2019 г.

Дело № А75-7190/2019

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола судебного секретарем Долговой О.В., рассмотрев заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу к публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» (ОГРН 1027700149124, дата регистрации:  22.08.2002, ИНН 7740000076, адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
,

при участии представителей сторон: от административного органа – Верхозин Е. М. по доверенности от 26.02.2019 года, от общества – Бреслер Р. Р. по доверенности от 10.11.2017,

установил:

Управление Федеральной службы по  надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Мобильные ТелеСистемы» (далее – общество, ООО «МТС») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Требование мотивировано нарушением лицензионных требований в результате не обеспечения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассылки экстренной информации по заявке ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре».

            Представитель административного органа в судебном заседании поддержал просьбу о привлечении общества к административной ответственности по основаниям, изложенным в заявлении.

            Представитель общества в судебном заседании возражал относительно привлечения к ответственности по мотивам, изложенным в отзыве. В обоснование возражений указал об отсутствии события административного правонарушения, так как факт возникновения угрозы или факт возникновения чрезвычайной ситуации не подтвержден.

            Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

            Из материалов дела следует, что ПАО «МТС» осуществляет деятельность по оказанию услуг радиотелефонной связи на территории ХМАО-Югры на основании лицензией №№ 142343, 165418, 167215, 171610.

07.03.2019 ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре» в адрес ПАО «МТС» направлена экстренная информация об опасностях, возникающих при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, для ориентации поведения населения в данных условиях.  Обращение оформлено в виде заявки, учетный номер 1-17, АРМ № 12 ОДС № №4 для передачи информации способом SMS оповещения по сети радиотелефонной связи.

            Сообщением от 07.03.2019 ПАО «МТС» уведомило о необходимости представления документов, свидетельствующих о введении режима повышенной готовности  или чрезвычайной ситуации.

            Названное обстоятельство квалифицировано административным органом как нарушение п. 4 пп. ж) и п. 5 лицензии № 142343, п.4 пп. з) и п. 5 лицензии № 165418, п.4 пп. ж) и п.5 лицензии № 167215, п.4 пп. з) и п. 5 лицензии № 167215, п. 4, пп. е) и п. 5 раздела XII постановления Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий", п.9 «Правил оказания услуг телефонной связи» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 г. № 1342), п. 1 ст.46 Федерального Закона от 07. 07. 2003 г. 126 ФЗ «О связи».

            По выявленному факту нарушения должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.04.2019 № АП-72/8/635.

            Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае,  если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

            Согласно пункту 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

            Частью 2 статьи 8 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.  

Пунктом 1 статьи 29 Закона № 126-ФЗ предусмотрено, что юридические лица
и индивидуальные предприниматели могут оказывать услуги связи только при наличии у них соответствующей лицензии. Согласно пункту 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

            В силу пункта 3 статьи 66 Закона № 126-ФЗ «О связи» операторы связи в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать передачу пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания - передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

            Кроме того, пунктом 9 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342, определено, что оператор связи в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, должен обеспечивать в зоне экстренного оповещения населения передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее соответственно - оповещение, сообщение экстренного оповещения).

            Согласно статьи 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» к экстренной информации относится незамедлительно передаваемые штормовые предупреждения и (или) штормовые оповещения, а также незамедлительно передаваемая информация о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан и наносить ущерб окружающей среде;

            Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

            Материалами дела подтверждается факт направления ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» в адрес ПАО «МТС» заявки на оповещение посредством SMS об ожидании 08.03.2019 на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сильного ветра порывами 15-20 м/с. Достоверность информации подтверждена данными Ханты – Мансийского ЦГСМ – филиала ФГБУ «Обь – Иртышское УГМС» прогнозах погоды.

            Согласно шкалы Бофорта, принятой Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море, ветер со скоростью 15-20 м/сек. определяется как предштормовой, очень крепкий, при котором ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно.

            При изложенных обстоятельствах суд пришел к убеждению, что информирование об изменении погодных условий и ожидании ветра скоростью 15-20 м/сек является экстренной информацией об угрозе возникновения ситуации, способной повлечь ущерб здоровью граждан, в связи с чем у ПАО «МТС» имелась обязанность обеспечить передачу такой экстренной информации до абонентов.

            Следует отметить, что законодательными и иными нормативными правовыми актами обязанность оператора связи об оповещении не поставлена в зависимость от принятия каких – либо распорядительных актов органами государственной власти или органами местного самоуправления. Равным образом обязанность оповещения не зависит от решений и действий таких органов о введении каких-либо режимов функционирования таких органов, а так же не зависит от мероприятий, проводимых органами власти.

            Пунктами 1,2 Положения «О Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

            Поскольку в спорном правоотношении экстренная информация исходила от уполномоченного органа и была подтверждена сведениями о прогнозах погоды ПАО «МТС» обязан был обеспечить оповещение абонентов, в связи с чем отказ в оповещении правомерно квалифицирован административным органом как правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

            Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

            При изложенных обстоятельствах административный орган постановил правомерный вывод о наличии в действиях ПАО «МТС» состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

            Срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

            Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность общества, судом не установлены. Обстоятельства, исключающие производство по делу, отсутствуют.

            Основания для признания правонарушения малозначительным не установлены.

            При указанных обстоятельствах заявленные требования о привлечении к административной ответственности подлежат удовлетворению.

            В целях определения вида наказания суд полагает обоснованным руководствоваться следующим.

            В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

            Поскольку в спорном правоотношении действия ПАО «МТС» повлекли несвоевременное доведение до абонентов экстренной информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, суд пришел к выводу, что имелась реальная угроза причинения вреда здоровью граждан в связи с возможным нарушением последними правил поведения в соответствующих ситуациях в результате неосведомленности об угрозе возникновения ситуации.

            Данное обстоятельство является препятствием для назначения наказания в виде предупреждения.

            Применение наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - 30 000 рублей будет соответствовать принципам справедливости и соразмерности административной ответственности.

            В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

            Руководствуясь статьями 168-170, 176, 206  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Привлечь публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы»  к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим платёжным   реквизитам: УФК по Тюменской области (Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре  и Ямало – Ненецкому автономному округу, л. счет 04671А18470), ИНН 7202127274, КПП 720301001, банк получателя – отделение Тюмень г. Тюмень, БИК 047102001, расчетный счет 401 018 109 657 705 100 05, ОКТМО 71701000, КБК 096 116 900 400 460 001 40, УИН 096 000 000 000 174 055 16.

Документ об уплате должна представить в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не позднее 60 дней  со дня вступления настоящего решения  в законную  силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                   А. Н. Заболотин