Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
14 сентября 2021 г. Дело № А75-7236/2021
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Неугодникова И.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старухиной М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВИП-ТРАНС»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.07.2010, место нахождения: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, панель 20)
к Администрации городского поселения Советский (ОГРН <***>,
ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.01.2006, место нахождения: 628242, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...> Пионерии, д. 11 Б), индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании торгов недействительными,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ханты-Мансийский автономный округ – Югре, Администрация Советского района,
при участии представителей:
от истца: ФИО2 (удостоверение адвоката, доверенность от 03.03.2021 № 1),
от ИП ФИО1: лично ФИО1 (паспорт),
от Администрации городского поселения Советский: не явились,
от третьих лиц: не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ВИП-ТРАНС» (далее – истец, ООО «ВИП-ТРАНС») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского округа – Югры с исковым заявлением к Администрации городского поселения Советский, индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее при совместном упоминании – ответчики), в котором просит признать недействительными торги, проведенные 31.07.2020 Администрацией городского поселения Советский в форме открытого по составу участников и по форме подачи предложений на право заключения договоров аренды в отношении земельного участка государственная собственность
на который не разграничена с кадастровым номером 86:09:0101014:717, площадью
11 811 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район, г. Советский, Северная промышленная зона, вид разрешенного строительства: склады (номер извещения о проведении торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru № 260620/1097502/01).
Исковые требования мотивированы нарушением при проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 86:09:0101014:717 прав арендатора смежного земельного участка с кадастровым номером 86:09:0101014:93 – ООО «ВИП-ТРАНС».
Определением от 27.07.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Администрацию Советского района.
Администрация городского поселения Советский предоставила отзыв, иск
не признала (направлен в электронном виде 06.07.2021, л.д. 38-46). Указала,
что не согласна с предположением истца о необходимости отнесения указанного в иске земельного участка к территориям общего пользования. Пояснила, что к земельным участкам с кадастровыми номерами 86:09:0101014:73 и 86:09:0101014:33 предусмотрены проезды со стороны улицы Промышленной и земельного участка с кадастровым номером 86:09:0101014:412; разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером 86:09:0101014:717 «Склады» не противоречит Правилам землепользования
и застройки городского поселения Советский. Приводит доводы об ошибочности толкований истцом норм, связанных с ограничением передвижения в связи с принятиями органами исполнительной власти мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, поэтому истец имел возможность подать заявку на участие
в аукционе. Администрацией приведены и другие подробные возражения на каждый
из доводов искового заявления.
ИП ФИО1 представил отзыв, считает иск не подлежащим удовлетворению (направлен в электронном виде 05.07.2021, л.д. 25-28, 31-33). Пояснил,
что проезд к участкам с кадастровыми номерами 86:09:101014:73 и 86:09:101014:33 обустроен между участками 86:09:101014:93 и 86:09:101014:37. Арендованный ответчиком земельный участок 86:9:101014:717 ранее не был сформирован и поставлен
на кадастровый учет, что позволяло истцу незаконно и безвозмездно его использовать
в качестве автостоянки и автозаправки. ФИО1 привел и другие возражения. Предприниматель не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку действия по определению границ земельного участка и организации торгов совершались Администрацией городского поселения Советский.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ханты-Мансийский автономный округ – Югре предоставило отзыв, просит принять решение на усмотрение суда, рассмотреть дело без участия представителя
(направлен в электронном виде 25.06.2021, л.д. 16-18).
Администрация Советского района предоставила отзыв (направлен в электронном виде 09.07.2021, л.д. 47-49). Сообщила, что указанный в иске земельный участок относится к категории земельных участков, государственная собственность на которые
не разграничена, расположен на территории городского поселения Советский, соответственно полномочиями по распоряжению земельным участком обладает Администрация городского поселения Советский, поэтому принятие решения по делу
не может повлиять на права или обязанности Администрации Советского района, в связи с чем просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, заслушав представителей, исследовав материалы дела, считает иск
не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ООО «ВИП-ТРАНС» с 01.02.2020 на праве собственности принадлежит здание - гараж на 20 а/машин, назначение: нежилое, общей площадью 1 726 кв.м., кадастровый номер 86:09:0101014:297, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район, г. Советский, Северная промзона, промбаза 2, строение 17, гараж на 20 а/м (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на указанный объект л.д. 62-67).
Вышеуказанное здание располагается на земельных участках с кадастровыми номерами 86:09:0101014:93, 86:09:0101014:726, которые по договорам аренды
от 27.02.2020 № 4-С/Ю, от 17.06.2021 № 12-С/Ю предоставлены Администрацией городского поселения Советский (арендодатель) в аренду ООО «ВИП-ТРАНС»
на 49 лет (л.д. 68-73, 74-77).
Арендуемые ООО «ВИП-ТРАНС» земельные участки с кадастровыми номерами 86:09:0101014:93, 86:09:0101014:726, является смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером 86:09:0101014:717 (взаимное расположение земельных участков запечатлено на Публичной кадастровой карте л.д. 78, 79, 80).
Земельный участок, с кадастровым номером 86:09:0101014:717, площадью
11 811+/-32 кв.м. поставлен на кадастровый учет 19.05.2020.
Администрацией городского поселения Советский выступило организатором проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка
с кадастровым номером 86:09:0101014:717 сроком на 5 лет (извещение
№ 260620/1097502/01 приложено к иску в электронном виде).
По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, составлен протокол от 31.07.2020 (приложен к иску в электронном виде), победителем признан ИП ФИО1, с которым заключен договор аренды от 11.08.2020
№ 10-а, сведения об обременении земельного участка внесены в ЕГРН, что указано
в отзыве Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (л.д. 18).
Полагая, что при образовании земельного участка с кадастровым номером 86:09:0101014:717, а так же при организации и проведении оспариваемых торгов допущены существенные нарушения, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Исходя из разъяснений пункта 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике
при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
По общему правилу, закрепленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается
на торгах, проводимых в форме аукциона …
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В этом же пункте 1 статьи 449 ГК РФ установлены основания для признания торгов недействительными, а именно: кто-либо необоснованно был отстранен от участия
в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли
на результат торгов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых
в рамках исполнительного производства»).
В качестве одного из оснований для удовлетворения исковых требований истец сослался на нарушение Правил землепользования и застройки городского поселения Советский, допущенное при образовании земельного участка с кадастровым номером 86:09:0101014:717, поскольку он должен быть отнесен к землям общего пользования,
так как используется неограниченным кругом лиц для проезда.
Названый довод не нашел своего подтверждения.
Суд соглашается с приведенными ответчиками возражениями.
Согласно Правил землепользования и застройки городского поселения Советский, утверждённых решением Совета депутатов городского поселения Советский от 22.09.2011 № 240 (с изменениями от 19.12.2014 № 191-III, от 26.11.2015 № 254-III, от 26.09.2017
№ 76-IV), земельный участок с кадастровым номером 86:09:0101014:717 находится
в Зоне КП. Зоне коммунальных и производственных объектов. Одним из основных видов разрешённого использования в этой зоне является: «Складские объекты».
В связи с этим разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером 86:09:0101014:717 «Склады» не противоречит Правилам землепользования
и застройки городского поселения Советский и свидетельствует о возможности строительства на нём складов.
Спорный земельный участок не относится к территориям общего пользования
и не предназначен для организации проезда к каким-либо земельным участкам.
К земельным участкам с кадастровыми номерами 86:09:0101014:73 и 86:09:0101014:33 предусмотрены проезды со стороны улицы Промышленной и земельного участка
с кадастровым номером 86:09:0101014:412, что можно увидеть при исследовании Публичной кадастровой карты.
Кроме того, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные
на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) автомобильные дороги являются линейными объектами.
Соответственно, если бы по земельному участку с кадастровым номером 86:09:0101014:717 проходила автомобильная дорога сведения об этом были бы отражены в ЕГРН.
Между тем подобных сведений в ЕГРН не содержится, имеются сведения об одном обременении в виде аренды с ИП ФИО1
Так же истец указывает, что является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на смежном земельном участке и имеет интерес
в использовании части земельного участка с кадастровым номером 86:09:0101014:717,
для эксплуатации объекта капитального строительства гаража, в том числе для доступа
к устроенной в нем котельной.
Между тем, ООО «ВИП-ТРАНС» предоставлено в аренду два занимаемых гаражом земельных участка с кадастровыми номерами 86:09:0101014:93, 86:09:0101014:726, соответственно при заключении договоров аренды истец не инициировал вопроса перед арендодателем об изменении границ земельных участков.
Более подробные возражения по этому доводу приведены в отзыве Администрации городского поселения Советский, с которыми суд соглашается.
Кроме того, само по себе наличие заинтересованности в проходе или проезде
по части земельного участка может быть достигнуто путем установления сервитута
и не указано в статье 449 ГК РФ как основание для признания торгов недействительными.
Предполагаемое истцом возможное нарушение требований пожарной безопасности отсутствует, строительство на земельном участке с кадастровым номером 86:09:0101014:717 не ведется, а проверка на соответствие требованиям законодательства будет осуществляться на стадии получения разрешения на строительство
(статья 51 ГрК РФ).
Доводы ООО «ВИП-ТРАНС» о размещении на земельном участке с кадастровым номером 86:09:0101014:717 металлической эстакады и маслоприемника так же не служат самодостаточным основанием для удовлетворения иска.
Действительно занятый объектом недвижимости земельный участок предоставляется собственнику без проведения торгов (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6,
пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Соответственно, истец должен доказать наличие на земельном участке
с кадастровым номером 86:09:0101014:717 принадлежащих ему объектов недвижимости.
В силу положений статей 130, 131 ГК РФ здания, строения, сооружения представляют собой недвижимые объекты, созданные в результате строительной деятельности, право собственности на которые и другие вещные права, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности
на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).
В материалы дела не представлено доказательств как принадлежности истцу
на каком-либо праве металлической эстакады и маслоприемника, так и наличия
у объектов признаков недвижимости, а размещение движимых вещей на «чужом» земельном участке не порождает права на получения права его аренды без проведения торгов.
Не соответствует действительности и приведенный истцом довод об ограничении представителей ООО «ВИП-ТРАНС» в праве на участие в аукционе в связи с введением режима повышенной готовности как на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, так соседнего субъекта РФ – Свердловской области, где проживает руководитель истца.
Как следует из протокола аукциона от 31.07.2020, введение режима повышенной готовности не явилось препятствием для соблюдения необходимых процедур двумя участниками, один из которых проживает на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, другой на территории Свердловской области.
Несостоятельна ссылка в исковом заявлении на запрет передвижения граждан (пункт 2 постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 09.04.2020 № 29 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре») поскольку деятельности организации посвящен другой пункт названного нормативного акта (пункт 5, который не содержит запрета на осуществление организациями своей деятельности).
Введение режима повышенной готовности не подразумевало тотального запрета
на передвижение, пользование услугами почтовой связи или банковскими услугами.
По мнению истца Администрация городского поселения Советский,
как организатор аукциона предоставила неполную и недостоверную информацию
о предмете аукциона, в частности извещение не содержит сведений, установленных пунктом 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.
Сведения о технических условиях подключения объекта к сетям инженернотехнического обеспечения содержатся в пункте 1 извещения № 260620/1097502/01.
Данное извещение размещено Администрацией городского поселения Советский
в открытом доступе на официальном сайте Российской Федерации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» torgi.gov.ru в разделе «Аренда и продажа земельных участков, заключение договора о комплексном развитии территории» (https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=44017368&lotId =44017693&prevPageN=5) во вкладке «Документы».
Кроме того, извещение № 260620/1097502/01 размещено на официальном сайте Администрации городского поселения Советский sovinet.ru в разделе «Продажа муниципального имущества в т.ч. и земельных участков» ('http://sovinet.ru/administratsiva/prodazha-munitsipalnogo-imushchestva/).
Также истец указал на отсутствие в платежных реквизитах для внесения задатка кода бюджетной классификации (КБК) Администрации городского поселения Советский как организатора торгов.
В соответствии с пунктом 2 Приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой
для ведения бюджетного (бухгалтерского) учёта, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчётности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Денежные средства, полученные учреждением в обеспечение заявки на участие
в аукционе, относятся к средствам во временном распоряжении.
По своей экономической сущности данные денежные средства не являются доходами учреждения, поэтому код бюджетной классификации для них не предусмотрен.
Судом не установлено ни одного из предусмотренных законодательством оснований для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Статьёй 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела
по существу.
При предъявлении искового заявления истец уплатил государственную пошлину
в размере 6 000 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением от 19.05.2021
№ 1311.
Учитывая отказ в удовлетворении исковых требований, по правилам статей 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью «ВИП-ТРАНС» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья И.С. Неугодников