ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-7260/16 от 31.05.2017 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

02 июня 2017 г.

                        Дело № А75-7260/2016

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 июня 2017 года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Сизиковой Л.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ишемгуловой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление участника общества
с ограниченной ответственностью «Югра-Констракшн» (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина-Горкавича, д. 10, кв. 33
ОГРН 1148601002549, ИНН 8601053643) Питухина Романа Владимировича
к Змановскому Александру Николаевичу (г. Ханты-Мансийск) об истребовании имущества (документов) из чужого незаконного владения, без участия представителей сторон, без участия представителей сторон,

                                                 у с т а н о в и л:

участник общества с ограниченной ответственностью «Югра-Констракшн» (далее - ООО «Югра-Констракшн») Питухин Роман Владимирович обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Змановскому Александру Николаевичу с исковым заявлением  (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) об обязании ответчика устранить нарушения прав участника общества и предоставить (возвратить) обществу следующие документы:

1. Организационные: протоколы, постановления, решения, стенограммы; документы (справки, доклады, информации, докладные записки, сводки, выписки)
к ним: совещаний у генерального директора Общества; собраний трудовых коллективов Общества; собраний структурных подразделений Общества. Приказы, распоряжения; документы (справки, сводки, информации, доклады) к ним: по основной (профильной) деятельности; по личному составу (прием, перемещение, совмещение, перевод, увольнение; аттестация, повышение квалификации, присвоение званий (чинов); изменение фамилии; поощрения, награждения; оплата труда, премирование, различные выплаты; все виды отпусков работников с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения содержания (заработной платы); дежурства по профилю основной деятельности; длительные внугрироссийские и зарубежные командировки, командировки для работников с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда); по административно-хозяйственным вопросам. Документы (справки, доклады, отчеты, переписка) о выполнении приказов, распоряжений. Правила, инструкции, регламенты. Переписка с другими организациями по основным (профильным) направлениям деятельности.

2. Управленческие: Доверенности, выданные генеральным директором,
на представление интересов Общества. Структуры и схемы организации управления; пояснительные записки к ним. Штатные расписания Общества, изменения к ним. Проекты штатных расписаний; документы (справки, предложения, заключения) по их разработке и изменению. Переписка по разработке и изменению штатных расписаний. Положения, инструкции о правах и обязанностях должностных лиц. Документы (информации, справки, сводки, сведения, докладные записки) по основной отраслевой (профильной) деятельности Общества.

3. Документы по планированию: Бизнес-планы; документы (технико-экономические обоснования, заключения, справки, расчеты) к ним. Проекты планов Общества; документы (справки, заключения, сведения) к ним. Документы (отчеты, таблицы, справки, расчеты) по налоговому планированию. Индивидуальные планы работников. Документы (справки, информации, сведения) об итогах социально- экономического развития Общества. Переписка но вопросам планирования.

4. По бухгалтерскому учету и отчетности: Бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о целевом использовании средств, приложения к ним и др.): квартальная; месячная. Документы (протоколы, акты, заключения) о рассмотрении и утверждении бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Документы учетной политики (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов и др.). Регистры бухгалтерского (бюджетного) учета (главная книга, журналы- ордера, мемориальные ордера, журналы операций по счетам, оборотные ведомости, накопительные ведомости, разработочные таблицы, реестры, книги (карточки), ведомости, инвентарные списки и др.). Первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.). Утвержденные лимиты, фонды заработной платы. Сведения об учете фондов, лимитов заработной платы и контроле за их распределением, о расчетах по перерасходу и задолженности по заработной плате, об удержании из заработной платы, из средств социального страхования, о выплате отпускных и выходных пособий. Переписка о сроках и размере арендной платы. Документы (справки, акты, обязательства, переписка) о дебиторской и кредиторской задолженности. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Документы (расчеты, сводки, справки, таблицы, сведения, переписка) о начисленных и перечисленных суммах налогов в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, задолженности по ним. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в государственные социальные фонды. Расчетные ведомости по отчислению страховых взносов в фонд социального страхования - квартальные. Отчеты по перечислению денежных сумм по государственному и негосударственному страхованию. Налоговые декларации (расчеты) юридических лиц но всем видам налогов - квартальные. Налоговые карточки но учету доходов и налога на доходы физических лиц (ф. N 1-НДФЛ). Декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Сведения о доходах физических лиц. Реестры сведений о доходах физических лиц. Документы (списки объектов налогообложения, перечни льгот, объяснения, сведения, расчеты) по расчету налоговой базы Обществом за налоговый период. Документы (планы, отчеты, протоколы, акты, справки, докладные записки, переписка) о проведении документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, контрольно- ревизионной работе, в т.ч. проверке кассы, правильности взимания налогов и др. Положения об оплате труда и премировании работников. Документы (сводные расчетные (расчетно-платежные) ведомости (табуляграммы) и документы к ним, расчетные листы на выдачу заработной платы, пособий, гонораров, материальной помощи и др. выплат; доверенности на получение денежных сумм и товарно-материальных ценностей, в том числе аннулированные доверенности) о получении заработной платы и других выплат. Лицевые карточки, счета работников. Переписка о выплате заработной платы. Документы (копии отчетов, заявления, списки работников, справки, выписки из протоколов, заключения, переписка) о выплате пособий, оплате листков нетрудоспособности, материальной помощи. Договоры, соглашения. Протоколы разногласий по договорам. Документы (расчеты, заключения, справки, переписка) к договорам, соглашениям. Документы (акты, справки, счета) о приеме выполненных работ: по договорам, контрактам, соглашениям на работы, относящиеся к основной (профильной) деятельности организации; по трудовым договорам, договорам подряда; по хозяйственным, операционным договорам, соглашениям. Договоры о материальной ответственности материально ответственного лица. Образцы подписей материально ответственных лиц. Книги, журналы, карточки учета: договоров, контрактов, соглашений с юридическими лицами; основных средств (зданий, сооружений), иного имущества, обязательств; приходно-расходных кассовых документов (счетов, платежных поручений); реализации товаров, работ, услуг, облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость; подотчетных лиц; сумм доходов и подоходного налога работников; депонированной заработной платы; доверенностей. Формы (альбомы форм) унифицированных первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

5. По статистическому учету и отчетности: Отчеты статистические, статистические сведения и таблицы по всем основным (профильным) направлениям и видам деятельности (для данной организации); документы (информации, докладные записки и др.) к ним - квартальные. Бланки форм статистической отчетности (систематизированный комплект).

6. По осуществлению связей: Контракты, договоры, соглашения, договоры - намерения об экономических, научных, культурных и иных связях; документы (особые условия, протоколы разногласий, обоснования, правовые заключения и др.) к ним. Документы (проекты, предложения, заключения, справки, сведения, информации, расчеты, переписка) о подготовке контрактов, договоров, соглашений.

7. По организации труда и служебной деятельности: Документы (информации, справки, сведения, списки, отчеты) о наличии, движении, комплектовании, использовании работников. Документы (справки, планы, расчеты, схемы, карты) по совершенствованию процессов труда. Перечни профессий. Документы (акты, протоколы, справки, докладные записки) об организации груда при совмещении профессий. Журналы учета работников, совмещающих профессии. Документы (заявления, докладные записки, справки, расчеты, протоколы) о разрешении трудовых споров. Документы (сводки, сведеггия. докладные записки, баланс рабочего времени) об учете рабочего времени. Табели (графики), журналы учета рабочего времени. Документы (акты, сообщения, информации, докладные, служебные записки, справки, переписка) о соблюдении дисциплины труда.

8. По нормированию труда, тарификации, оплате труда: Документы (расчеты, анализы, справки) о пересмотре и применении норм выработки, расценок, тарифных сеток и ставок, совершенствовании различных форм оплаты труда, форм денежного содержания. Документы (справки, докладные записки, акты, отчеты, протоколы)
о контроле за соблюдением правил нормирования труда, расходовании фонда заработной платы. Переписка об упорядочении и установлении размеров заработной платы, денежного содержания, начислении премий. Утвержденные разряды (уровни) оплаты труда, выплаты денежного содержания по должностям работников. Документы (расчеты, справки, списки) о премировании работников.

9. По охране труда: Журналы, книги учета: профилактических работ по технике безопасности; инструктажа но технике безопасности; проведения аттестации
по технике безопасности.

10. О приеме, перемещении (переводе), увольнении работников: Письменные уведомления работодателя об увольнении работников с указанием причин,
не вошедшие в состав личных дел. Локальные нормативные акты (положения, инструкции) о персональных данных работников. Личные дела (заявления, копии приказов и выписки из них. копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и др.): руководителей организации; работников. Трудовые договоры (служебные контракты), трудовые соглашения, договоры подряда,
не вошедшие в состав личных дел. Личные карточки работников, в т.ч. временных работников. Подлинные личные документы (трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства). Документы (справки, докладные, служебные записки, копии приказов, выписки из приказов, заявления и др.), не вошедшие в состав личных дел. Документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных. Документы (представления, ходатайства, анкеты, акты) об установлении персональных ставок, окладов, надбавок. Переписка об установлении и выплате персональных ставок, окладов, надбавок. Документы (отчеты, акты, сведения) об учете трудовых книжек и вкладышей к ним. Переписка по воинскому учету работников. Графики предоставления отпусков. Книги, журналы, карточки учета: приема, перемещения (перевода), увольнения работников; личных дел, личных карточек, трудовых договоров (контрактов) трудовых соглашений; выдачи (учета движения) трудовых книжек и вкладышей к ним; бланков трудовых книжек и вкладышей к ним; выдачи справок о заработной плате, стаже, месте работы; лиц, подлежащих воинскому учету; отпусков; работников, выбывающих в служебные командировки; прибывающих в организацию, куда работник командирован; выдачи командировочных удостоверений.

11. По социальному страхованию: Листки нетрудоспособности. Книги, журналы регистрации листков нетрудоспособности.

Определением суда от 26.04.2017 судебное заседание отложено на 31 05.2017.

Стороны в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

30.05.2017 от истца поступили уточнения ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчика подразделение правоохранительных органов, принявшее от ответчика документы ООО «Югра-Констракшн».

Суд отказывает в удовлетворении ходатайства о привлечении соответчика по настоящему делу, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил суду доказательств процессуального соучастия ответчика и правоохранительных органов, не указал наименование соответчика.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.

Суд, исследовав с учетом статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, с Змановским А.Н. решением единственного участника ООО «Югра-Констракшн» Питухина Р.В. от 26.05.2015 прекращен трудовой договор с 29.05.2015. Назначен на должность генерального директора  общества Макаров С.Н. и установлен трехдневный срок для передачи документации от предыдущего руководителя вновь назначенному.

Ссылаясь на то, что требования о передаче документации ООО «Югра-Констракшн» Змановским А.Н. не исполнены, истец обратился с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 и статьей 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества; порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества устанавливается: уставом общества, внутренними документами общества, договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Согласно части 1 статьи 44 Закона об ООО, а также пункту 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Согласно пункту 2 статьи 50 Закона об ООО общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, в перечень которых, в том числе, входят документы, истребуемые в рамках настоящего спора, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.

При этом, исходя из норм Закона об ООО, в случае смены единоличного исполнительного органа общества, печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью общества подлежат передаче вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете) организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. В силу пункта 1 статьи 7 Закона о бухучете ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, а следовательно он и несет ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

В соответствии с названными положениями бремя доказывания обстоятельств по настоящему спору следует распределять следующим образом: истец должен представить доказательства того, что истребуемые документы находились у Змановского А.Н. в период исполнения им полномочий директора ООО «Югра-Констракшн», а Змановский А.Н. доказательства передачи указанных документов новому директору общества.

Как усматривается из материалов дела, в качестве доказательства передачи документации от Змановского А.Н. новому директору не представлено, согласно акту приема - передачи дел при увольнении генерального директора ООО «Югра-Констракшн» от 26.10.2015 Змановским А.Н. переданы И.Э. Ермолаевой: решение от 12.11.2014, решение № 2 от 26.12.2014, печати общества, штатное расписание на период до 31.12.2014, инвентаризационные документы с приложением № 1 к акту содержащим опись инвентаризации документов.

Кроме того, с момента увольнения Змановского А.Н. в течение года к ответчику с требованием о передаче документации не обращалось. С исковым заявлением о необходимости передачи документации в суд поступило 06.06.2016.

Согласно акту приема - передачи документов и дел при смене генерального директора от 29.06.2015 у Змановского А.Н. изъяты учредительные документы, в акте указаны сведения об уклонении от передачи документов ответчиком. Согласно приказу от 29.06.2015 № 11 проведена инвентаризация имущества и финансовых обязательств общества.

В исковом заявлении указаны пояснения о том, что документооборот организован вновь, подготовлены и направлены уведомления об отсутствии финансово - хозяйственной деятельности в налоговые и иные госорганы. Истец ссылается на то, что общество осуществляло деятельность по другому адресу.

Суду истцом не представлены доказательства того, что документация общества была вывезена Змановским А.Н.  за пределы места нахождения юридического лица.

Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств нахождения у ответчика требуемой документации.

Кроме того, судебный акт, обязывающий ответчика передать утраченное индивидуально-определенное имущество либо документы, не подлежащие восстановлению, должен обладать признаками исполнимости судебного акта (статьи 16, 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), перечень истребуемых документов индивидуально не определен не указаны.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств наличия документации общества у ответчика, суд принимает во внимание то обстоятельство, что в течение года с моменты смены руководства истец не обращался в адрес Змановского А.Н. с требованием о передаче документации, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Расходы по уплате государственной пошлины судом относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

р е ш и л:

в удовлетворении искового заявления участника общества с ограниченной ответственностью «Югра-Констракшн» Питухина Романа Владимировича отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                    Л.В. Сизикова