ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-7362/12 от 08.11.2012 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

15 ноября 2012 г.

Дело № А75-7362/2012

Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2012 г.

Решение изготовлено в полном объеме 15 ноября 2012 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Башмаковой Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения «Администрация городского поселения Пойковский» (ОГРН 1058601677420, адрес места нахождения – 628331, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, микрорайон 4, д. 5) об оспаривании постановления о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 19.07.2012 № 304/305, вынесенного Отделом надзорной деятельности по г. Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Гусев Д.А., доверенность от 12.05.2012,

от административного органа – Андреев И.В., доверенность от 26.12.2011 № 172,
 Савин А.В., доверенность от 26.12.2011 № 171,

у с т а н о в и л:

муниципальное учреждение «Администрация городского поселения Пойковский» (далее – заявитель, администрация) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением об отмене постановления о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 19.07.2012 № 304/305, вынесенного Отделом надзорной деятельности по г. Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, находит требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.06.2012 № 240 в отношении администрации проведена внеплановая документарная выездная проверка (том 1 л.д. 30-32) с целью контроля за исполнения пунктов № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 предписания ОНД от 13.03.2012 № 125/1/1.

В ходе проверки установлено следующее:

- противопожарные расстояния в жилых микрорайонах №№ 1, 2, 3 использованы для размещения частных гаражей,

- не выдержаны противопожарные расстояния от одноэтажных жилых строений и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов (строений) и хозяйственных построек на соседних земельных участках не менее 22,5 м (мкр. Коржавино, жилая застройка СУ-905, балочные массивы Коржавино, СУ-905, СУ-10, СУ-11, СУ-17, ПДРСУ, Геофизиков),

- не обеспечены наружным кольцевым противопожарным водопроводом балочные массивы СУ-11, СУ-905, Коржавино, район «Яхт-клуба»,

- расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети в 6 мкр., возле «Автовокзала», в районе «Мечети», в районе жилых домов «РУССАК», балочном массиве СУ-10, СУ-17, ПДРСУ, Медвежатник, не обеспечивает пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, строения или его части не менее чем от двух гидрантов,

- не обеспечена возможность свободного подъезда пожарных автомобилей к зданиям, и доступ пожарных с автолестниц в любое помещение – мкр. Дорожник – жилые дома № 6, 7 мкр. – жилые дома №№ 1/2, 10/11/11а, 12/13, 25/26, 30/31, 32/33,

- в балочных массивах СУ-10, ПДРСУ, СУ-11, СУ-17, Коржавино, ширина проездов с учетом тротуаров для пожарной техники составляет менее 6 м,

- протяженность тупиковых проездов в малоэтажной застройке составляет более 150 м (жилая застройка СУ-905, балочные массивы СУ-905, СУ-10, ПДРСУ, СУ-11). Не обеспечено устройство в конце тупиковых проездов разворотных площадок размером не менее 15х15 м, обеспечивающих возможность разворота пожарных машин (мкр. Бамовский, 7 мкр., 8 мкр., жилая застройка СУ-905, балочные массивы СУ-905, СУ-10, ПДРСУ, СУ-11, Су-17, Коржавино, Медвежатник, 6 мкр.), о чем свидетельствует акт от 10.07.2012 № 240 (том 1 л.д. 33-35)

По данным фактам составлены протоколы об административном правонарушении от 11.07.2012 №№ 304-305 (том 1 л.д. 69-72).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении постановлением от 19.07.2012 № 304/305 администрация привлечена к ответственности, предусмотренной частями 1, 8 статьи 20.4 КоАП с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей (том 1 л.д. 73-74).

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 8 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Статьями 1, 2, 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в редакции действующей в проверяемом периоде (далее - Закон № 123-ФЗ), подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен: с двух продольных сторон - к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей).

Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров (пункт 6). В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду (пункт 7).

Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров (пункт 13).

Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Согласно статье 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей) (часть 17).

Согласно части 1 статьи 69 Закона № 123-ФЗ, противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

Противопожарные расстояния между жилыми зданиями IV и V степеней огнестойкости в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА следует увеличивать на 50 процентов (пункт 7).

Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов (пункт 10).

Минимальные противопожарные расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) I и II степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять не менее 9 метров (до зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5 и классов конструктивной пожарной опасности С2, С3 - 15 метров), III степени огнестойкости - 12 метров, IV и V степеней огнестойкости - 15 метров. Расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) IV и V степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять 18 метров. Для указанных зданий III степени огнестойкости расстояния между ними должны составлять не менее 12 метров (пункт 11).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ
 «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии со ст. 38 Закон № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статья 20 Закона 69-ФЗ).

В настоящее время утверждено и вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – ППР).

Данные Правила заменяют собой ранее действовавшие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

Согласно пункту 74 ППР запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.

Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники (пункт 75 ППР).

Судом установлено и администрацией не отрицается факт нарушения требований противопожарной безопасности, о чем также свидетельствует ссылка законного представителя администрации на протоколах от 11.07.2012 №№ 304, 305 о согласии с выявленными нарушениями.

Ранее администрации было выдано предписание от 13.03.2012 № 125/1/1 (том 1 л.д. 36-38), которым в срок до 01.04.2012 и до 01.09.2012 предписано устранить ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки в период с 11.03.2012 по 13.03.2012. Истечение сроков по данному предписанию явилось основанием для внеплановой проверки, по результатам проведения которой администрация привлечена к ответственности оспариваемым постановлением.

Кроме того, решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2011 (том 1 л.д. 78-85) требования Нефтеюганского межрайонного прокурора, предъявленные в защиту неопределенного круга лиц удовлетворены частично. Данным решением администрацию обязали в срок до 01.09.2012 выполнить:

- противопожарные разрывы не менее 22,5 м от участков застройки жилого сектора между балочными массивами при суммарной площади застройки не более 800 кв. м (мкр. Коржавино, жилая застройка СУ-905, балочные массивы Коржавино, СУ-10, СУ-11, СУ-17, ПДРСУ, геофизиков);

- убрать гаражи между многоквартирными домами в мкр. № 1, № 2, № 3 п. Пойковский для создания полосы разрыва в том числе путем изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в случаях наличия права собственности у граждан на указанное имущество;

- обеспечить возможность свободного подъезда пожарных автомобилей к зданиям и доступ пожарных с авто лестниц в любое помещение (расстояние от края проезда для пожарных машин до стен зданий обеспечить расстояние 5-8 м) - мкр. Дорожник, жилые дома №№ 6, 7; 4 мкр. жилые дома №№ 4, 6, 7 мкр. - жилые дома № 2, 3, 8/9, 10/11/11а, 12/13, 21/22, 25/26, 30/31, 32/33;

- обеспечить проезды с твердым покрытием шириной не менее 3.5 м д. пожарных машин в балочных массивах СУ-10, ПДРСУ, СУ-11, СУ-17 Коржавино;

- обеспечить устройство в конце тупиковых проездов поворотных площадок, обеспечивающих возможность разворота пожарных машин в мкр. Бамовский, 8 мкр., жилая застройка СУ-905, балочные массивы СУ-905, СУ-10, ПДРСУ, СУ-11, СУ-17, Коржавино, Медвежатник, 6 мкр. Протяженность тупиковых проездов выполнить не более 150 м, а в конце тупиковых проездов обеспечить разворотные площадки для пожарных машин,

- обеспечить наружным кольцевым противопожарным водопроводом балочные массивы СУ-11, СУ-905, Коржавино, район «Яхт-клуба», в соответствии с требованиями норм и правил пожарной безопасности;

- установить на кольцевом водопроводе либо на тупиковых участка длинной не более 200 м пожарные гидранты № 1-8, 11, 37, 40, 42, 46, 63, 65, 69, 81-83, 88-94, 98, 103, 154, 155; ПК №№ 1-9 в мкр. Бамовский;

- обеспечить расстановку пожарных гидрантов на водопроводной сети 5 мкр., 6 мкр., возле «Автовокзала», в районе «Мечети», в районе жиль домов «БСБ», в районе жилых домов «РУССАК», балочном массиве СУ-10СУ-17, ПДРСУ, Медвежатник, для обеспечения пожаротушения любого обслуживаемого данной сетью здания, строения или его части не менее чем с двух гидрантов.

Определением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.07.2012 (том 1 л.д. 86-87) исполнение указанного решения от 30.06.2011 отсрочено до 01.02.2013.

Администрация, обращаясь с настоящими требованиями в суд, основывает свои требования на том, что указанным определением исполнение решение от 26.07.2012 было отсрочено. Поэтому привлечение к административной ответственности не законно.

Вместе с тем, администрации предоставлена отсрочка исполнения именно решения суда, а не предписания от 13.03.2012 № 125/1/1.

Оспариваемое постановление вынесено по результатам проверки исполнения именно предписания от 13.03.2012 № 125/1/1 (том 1 л.д. 20-22, 36-38).

Таким образом, доводы администрации о предоставлении отсрочки исполнения выявленных нарушений в части несоблюдения противопожарных требований ошибочно, поскольку отсрочка предоставлена именно по исполнению решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2011, а не предписания.

Согласно пункту 60 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2007 № 517 (далее - Административный регламент) по результатам проверок государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки установленной формы (акт проверки органа) в двух экземплярах.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности государственный инспектор (государственные инспектора) по пожарному надзору, проводивший (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан   (обязаны) выдать предписание   (предписания) по устранению нарушений с указанием сроков их устранения   и (или) предписание по снятию с производства. Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору (пункт 70 Административного регламента).

Право государственных инспекторов по пожарному надзору давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности закреплено и в статье 6 Закона № 69-ФЗ, а также подпункте 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004
 № 820.

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Материалами дела подтверждается нарушение администрацией требований правил пожарной безопасности, наличие которых не отрицается и не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исследовав и оценив по правилам статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, суд считает доказанным факт нарушения администрацией вменяемого ему правонарушения, а также наличие вины администрации в совершении правонарушения.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Учитывая изложенные обстоятельства дела, приходит к выводу о законности оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности назначенного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Учитывая изложенные обстоятельства дела, приходит к выводу о законности оспариваемого постановления.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Судья О.В. Зубакина