ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-749/14 от 09.06.2014 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 июня 2014 г.

Дело № А75-749/2014

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2014г.

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2014 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Козицкой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Журавлевой О.О., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Зайцевой Татьяны Валерьевны (ОГРНИП 304860108200061) к Администрации Ханты-Мансийского района (место нахождения: 628002, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214; ОГРН 1028600511500), Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Ханты- Мансийского района (628007, ХМАО - Югра, город Ханты - Мансийск, ул. Гагарина, д. 214) об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка,

третьи лица: Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ Администрации Ханты- Мансийского района (628007, ХМАО - Югра, город Ханты - Мансийск, ул. Гагарина, д. 142, т. 33-24-00), Администрация сельского поселения Горноправдинск (628520, п. Горноправдинск, ул. Вертолетная, д. 34),

при участии:

от истца - Гуськов Н.В. по доверенности от 09.06.2013,

от ответчика - Администрации Ханты-Мансийского района : Решетникова О.В. по доверенности от 27.01.2014,

от ответчика- Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Ханты- Мансийского района: Решетникова О.В. по доверенности от 06.08.2013,

от третьего лица: Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ Администрации Ханты-Мансийского района: Лобащук Ю.В. по доверенности от 03.02.2014,

от третьего лица: Администрации сельского поселения Горноправдинск : Бородкин В.Н. по доверенности № 9 от 27.05.2014,

установил:

Индивидуальный предприниматель Зайцева Татьяна Валерьевна обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к Администрации Ханты-Мансийского района об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 86:02:1211005:1314, площадью 30 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск, ул. Таежная, № 14 в/2, и об обязании направить в адрес истца подписанный договор купли-продажи земельного участка вместе с подписанным актом приема передачи земельного участка в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчик уклоняется от заключения договора купли-продажи указанного земельного участка.

Определением арбитражного суда от 01.04.2014 в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Ханты-Мансийского района.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ и Администрация сельского поселения Горноправдинск.

В материалы дела представлен отзыв третьего лица – Администрации сельского поселения Горноправдинск, в котором третье лицо просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывает, что в 2007 году выдача разрешений на строительство объектов, а также разрешений на ввод объектов в эксплуатацию осуществлялось отделом архитектуры и градостроительства управления архитектуры и градостроительства администрации Ханты-Мансийсийкого района, администрация сельского поселения Горноправдинск не выполняла данные функции. Земельный участок по адресу: п. Горноправдинск, ул. Таежная, № 14в/2 предоставлялся истцу на праве аренды для обслуживания торгового павильона без права возведения капитального объекта. Третье лицо также указывает, что спорный земельный участок расположен в границах общего пользования сельского поселения Горноправдинск, в связи с чем отчуждению не подлежит (том 1 л.д. 92-92).

От Администрации Ханты-Мансийского района поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик с заявленными требованиями не согласен, считает, что строительство магазина на спорном земельном участке договором аренды не предусматривалось. Ссылку истца на наличие разрешения на строительство считает необоснованной, поскольку на период выдачи разрешения на строительство объекта не имелось правоустанавливающих документов на земельный участок «под строительство магазина», а имелись документы «для обслуживания торгового павильона». Также ответчик, ссылаясь на пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, указывает на то, что спорный участок расположен в границах территории земель общего пользования. Администрация утверждает, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, фактически истец обжалует отказ в передаче земельного участка в его собственность. Такие требования рассматриваются по правилам рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Обжалуемый истцом отказ датирован 03.07.2013. Трехмесячный срок давности, установленный для обжалования отказа в судебном порядке, истек, и истец утратил право на судебную защиту единственно возможным способом. Ответчик считает, что настоящее дело не является делом искового производства, поскольку между сторонами отсутствуют иные (непубличные) правоотношения (том 1 л.д. 97-99).

Третье лицо - Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ в своем отзыве на исковое заявление указывает, что спорный земельный участок расположен в зоне общего пользования – транспортная инфраструктура (улично-дорожная сеть), что подтверждается генеральным планом и правилами землепользования и застройки сельского поселения населенного пункта Горноправдинск, утвержденных решением совета депутатов сельского поселения Горноправдинск от 18.06.2008 № 33. Также ответчик считает, что истцом неправильно избран способ защиты нарушенных прав, так как в своем заявлении истец ссылается на письмо № 2081/13 от 03.07.2013 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка по причине того, что земельный участок относится к территории земель общего пользования. Однако истцом не предоставляются сведения о том, что полученный отказ в заключение договора купли-продажи не обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, ответчик указывает, что договор аренды заключен истцом с 2001 года, неоднократно перезаключался, после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и договор аренды является действующим на сегодняшний день. Более того, полученным отказом не нарушены права предпринимателя в сфере экономической деятельности, поскольку срок договора аренды не истек, арендатор продолжает пользоваться земельным участком в тех же целях, для которых просил его предоставить в собственность в соответствии с договором аренды земельного участка № 72 от 06.08.2012 (пункт 1,2, договора), вопрос о расторжении договора аренды арендодатель не ставит. Департамент поясняет, что Решением совета депутатов МО сельского поселения Горноправдинск от 14.06.2013 № 16 «О внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки сельского поселения Горноправдинск в части населенного пункта Горноправдинск» в генеральный план, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск от 18.06.2008 № 34, правила землепользования и застройки сельского населения Горноправдинск в части населенного пункта Горноправдинск, утвержденные решением совета депутатов сельского поселения Горноправдинск от 18.06.2008 № 33, внесены изменения, которыми спорный земельный участок попал в зону административно-деловую. В данной зоне определены 3 вида и параметра использования земельных участков и объектов капитального строительства. Объекты торгового назначения и общественного питания имеют условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно параметрам разрешенного использования, объекты торгового назначения и общественного питания должны располагаться: минимальный отступ от границы земельного участка (красной линии) – 3 метра, в данном случае земельный участок и магазин находятся на границе административно-деловой зоны и территории общего пользования, то есть не соблюдены параметры разрешенного использования. Просит в удовлетворении требований истца об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка отказать в полном объеме (том 1 л.д. 131-134)

Определением арбитражного суда от 28.05.2014 на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял к рассмотрению уточнения исковых требований, согласно которым истец просит обязать Администрацию Ханты-Мансийского района и Департамент имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района заключить договор купли-продажи земельного участка, кадастровой стоимостью 25 060 рублей 80 копеек, кадастровый номер 86:02:1211005:1314, площадью 30 кв.м., расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск, ул. Таежная, № 14 в/2; обязать Департамент имущественных и земельных отношения администрации Ханты-Мансийского района направить в адрес истца подписанный договор купли-продажи земельного участка, кадастровой стоимостью 25 060 рублей 80 копеек, кадастровый номер 86:02:1211005:1314, площадью 30 кв.м., расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск, ул. Таежная, № 14 в/2, вместе с подписанным актом приема передачи земельного участка кадастровый номер 86:02:1211005:1314, площадью 30 кв.м., расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск, ул. Таежная, № 14 в/2, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Дело рассматривается с учетом принятых судом уточнений.

Определением арбитражного суда от 28.05.2014 судебное разбирательство отложено на 09 июня 2014 г. в 14 часов 30 минут.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений.

Представитель ответчиков с заявленными требованиями не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Представитель Администрации сельского поселения Горноправдинск просит в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчиков и представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы по делу, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Зайцева Т.В. владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 86:02:1211005:1314, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск, ул. Таежная, № 14 в/2 с 2001 года на основании договора аренды земельного участка № 01-45/414 от 22 августа 2001 года.

05.04.2004 заключен договор аренды спорного земельного участка № 5, срок которого истек в 2005 году и на основании распоряжения главы Ханты-Мансийского района с истцом был заключен договор аренды земельного участка № 41 от 17 октября 2005 года, по истечении которого был снова заключен договор аренды земельного участка № 72 от 06 августа 2012 года.

Согласно кадастрового плана земельного участка от 10.02.2014 назначение земельного участка: земли под зданиями (строениями), сооружениями, фактическое использование: для обслуживания торгового павильона.

На основании разрешения на строительство № 39/1/07 от 12.04.2007, выданного Отделом архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского района, истец построил магазин общей площадью 30 кв.м., в пределах границ арендуемого участка.

10 августа 2007 года магазин введен в эксплуатацию на основании разрешения отдела архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского района № 51.

Право собственности истца на объект: магазин «Солнечный», назначение: нежилое, торгового назначения, общая площадь 26,4 кв.м., инв. № 71:129:002:000002610:0001, лит.А, зарегистрировано Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 86:02:1211005:1314:71:129:002:00000261:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.09.2007 № 72НК 404217.

В апреле 2013 индивидуальный предприниматель Зайцева Т.В. обратилась с заявлением в Администрацию Ханты-Мансийского района с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.

Письмом от 03.07.2013 № Исх-2081/13 Департамент имущественных, земельных отношений природопользования отказал в предоставлении в собственность за плату земельного участка по адресу: п. Горноправдинск, ул. Таежная № 14 в/2 в связи с тем, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне земель общего пользования.

Полагая, что ответчики необоснованно уклоняются от заключения договора купли-продажи земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

При рассмотрении иска о понуждении заключить договор следует руководствоваться пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Правила о сроках, предусмотренные настоящей статьей, при­меняются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не со­гласованы сторонами. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района, утвержденному решением Думы Ханты-Мансийского района от 12.06.2013 № 265, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района осуществляет в порядке и пределах, определенных муниципальными правовыми актами, полномочия собственника в отношении имущества, в том числе жилищного фонда и земельных участков, которое находится в собственности Ханты-Мансийского района.

В соответствии с пунктом 5.2. данного Положения департамент выступает от имени Ханты-Мансийского района в отношениях, возникающих в связи с государственной регистрацией возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе на земельные участки, а также при государственной регистрации права муниципальной собственности на движимое имущество в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Департамент является продавцом, арендодателем, ссудодателем земельных участков, а также в соответствии с земельным и гражданским законодательством заключает соглашения об установлении сервитута на земельные участки (пункт 7,6 Положения).

Согласно пункту 7.18. Положения департамент осуществляет в установленном законодательством порядке подготовку документов и материалов по оформлению и предоставлению земельных участков на соответствующем праве, переоформлению прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на право собственности либо аренды, выдачу по ним заключений, иные, связанные с этим действия.

Таким образом, правом на заключение договоров о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, передаче их в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование; правом на подписание или утверждение актов и иных документов, связанных с передачей земельных участков гражданам и юридическим лицам, наделен департамент имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района.

На основании изложенного, надлежащим ответчиком по делу является департамент имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии перечисленных в приведенной норме оснований, препятствующих предоставлению спорного земельного участка в собственность истца.

Ответчики ссылаются на то, что спорный земельный участок выходит за границы красных линий, расположена на землях общего пользования, в то же время надлежащих доказательств нахождения арендованного заявителем земельного участка за границами красных линий, отграничивающих земли общего пользования от иных земель, материалы дела не содержат.

Так, представленная в материалы дела кадастровая выписка земельного участка от 10.02.2014 № 2004-02/2-35, договор аренды, не содержат сведений о прохождении красных линий по спорному земельному участку, об ограничениях в использовании, об отнесении земельного участка к землям общего пользования.

Исходя из положений статей 23, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая является частью генерального плана городского округа.

Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории.

Из системного анализа положений Градостроительного кодекса следует, что генеральный план городского округа не содержит информации о красных линиях и территориях общего пользования относительно спорного земельного участка.

В силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе генерального плана городского округа, поселения, разрабатывается карта функциональных зон поселения или городского округа.

На карте градостроительного зонирования, согласно части 5 указанной статьи, отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе предусмотренные законодательством Российской Федерации, устанавливаются в градостроительных регламентах, разрабатываемых в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса российской Федерации, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к различным территориальным зонам.

Согласно части 12 указанной статьи, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Понятие «земельный участок» дано в статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

В силу подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.

Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (части 14, 15 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Рссийской Федерации).

Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Непосредственно порядок установления красных линий определен Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98).

Согласно пункту 3.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 (далее – Инструкция), данная Инструкция определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.

Пунктом 4.1 Инструкции предусмотрено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (пункт 5.2, 5.7 Инструкции).

Из пункта 4.6 Инструкции следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.

В силу пункта 5.3.3 Инструкции действующие красные линии показываются красным цветом. Действующие линии, подлежащие отмене данным чертежом, зачеркиваются крестами черного цвета.

Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции).

Представленные в материалы дела фрагменты схем (л.д. 116,117,118 т.1), на которые в обоснование своих доводов ссылается Департамент, не отвечают требованиям Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) по содержанию и по масштабу, не содержат обозначения красных линий в установленном порядке, разбивочного чертежа красных линий с координатами узлов и точек излома проектных красных линий и привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям. Следовательно, в данном случае, фрагменты схем не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими факт расположения спорного земельного участка на землях общего пользования, прохождения через участок красных линий.

При указанных обстоятельствах Департамент в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтвердил законность отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка.

Отказ ответчиков в предоставлении земельного участка препятствует предпринимателю в реализации исключительного права на выкуп спорного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договоров купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.

Таким образом выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Выкупная цена спорного земельного участка должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, действовавшей при обращении ответчика с заявлением о предоставлении спорного участка в собственность, то есть апрель 2013 года.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 86:02:1211005:1314 составляет 25 060 рублей 80 копеек, что подтверждается приложением № 1 к договору аренды земельного участка № 72 от 06.08.2012 (том 1, л.д. 61).

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 стороны, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Размер продажной цены спорного земельного участка в размере 25 060,80 руб. ответчиком не оспорен.

Поскольку отказ истцу в заключение с ним договора купли-продажи земельного участка не обоснован нормами действующего законодательства, суд считает обоснованными его требования о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования индивидуального предпринимателя Зайцевой Татьяны Валерьевны.

Предпринимателем в связи с подачей заявления в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по платежному поручению от 17.12.2013 № 123 уплачена государственная пошлина в сумме 8 000 рублей.

Судебные расходы по делу в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Ханты- Мансийского района.

Кроме того, с учетом пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму 8 000 рублей 00 копеек с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканных сумм.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 174,176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

Исковые требования к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Ханты- Мансийского района удовлетворить.

Обязать муниципальное образование Ханты-Мансийский район в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Ханты- Мансийского района течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем Зайцевой Татьяной Валерьевной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 86:02:1211005:1314, площадью 30 кв.м., по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск, ул. Таежная, № 14 в/2, по цене, равной его кадастровой стоимости, в размере 25 060 рублей 80 копеек.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Ханты- Мансийского района направить в адрес индивидуального предпринимателя Зайцевой Татьяны Валерьевны подписанный договор купли-продажи земельного участка вместе с подписанным актом приема - передачи земельного участка в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Ханты - Мансийского района в пользу индивидуального предпринимателя Зайцевой Татьяны Валерьевны 8 000 рублей 00 копеек - расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Ханты - Мансийского района в пользу индивидуального предпринимателя Зайцевой Татьяны Валерьевны проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму 8 000 рублей 00 копеек по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8, 25 % годовых с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканной суммы.

Исковые требования к Администрации Ханты- Мансийского района оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья И.А. Козицкая.