Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
26 июня 2019 года | Дело № А75-7509/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 г.
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2019 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Бухаровой С.В., при ведении протокола заседания секретарем Муртазиной А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН <***> от 17.12.2013, ИНН <***>, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к администрации города Ханты-Мансийска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) о взыскании 580 469 руб. 69 коп.,
при участии представителей сторон:
от истца – ФИО1 по доверенности от 25.12.2018.
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 10.011.2016,
установил:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее – фонд) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к администрации города Ханты-Мансийска (далее – администрация)о взыскании 580 469 руб. 69 коп. последующих взносов на капитальный ремонт.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в суд обеспечил, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в суд обеспечил, возражал против удовлетворения исковых требований. Представил отзыв на исковое заявление с возражениями относительно завяленных исковых требований, поясняя, что многоквартирные дома
№ 27, 31 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске включены в список многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу распоряжением администрации города Ханты-Мансийска от 01.09.2017 № 169-р «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», в связи с чем взносы на капитальный ремонт аварийных домов внесению не подлежат, согласно части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
От истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания по причине направления запроса в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для дачи разъяснений норм законодательства и как полагает истец, позиция которого по спорному вопросу может повлиять на правильность разрешения дела.
Ответчик возражал против отложения судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Между тем, относимость разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации положений Жилищного кодекса Российской Федерации для рассмотрения настоящего дела истцом не обоснована, доказательств невозможности направления запроса до обращения с иском в суд не представлено.
Принимая во внимание, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда, суд не усматривается оснований для отложения судебного заседания.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ г. Ханты-Мансийск является собственником жилых помещений №№ 5 и 6, расположенных в многоквартирном доме № 27 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске, и жилых помещений №№ 1 и 12, расположенных в многоквартирном доме № 31 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске.
Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 № 658-п, которое опубликовано 25.12.2013.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке окружной программы капитального ремонта и включения в нее многоквартирного дома, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, но не позднее 30 июня 2014 года. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться югорский оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в его адрес копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного закона, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официально опубликована утвержденная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее чем с 01.09.2014.
В соответствии с порядком актуализации Программы, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 № 568-п (далее - Порядок актуализации) органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа ежегодно, в период с 1 июля по 15 августа и период с 10 января по 15 февраля обновляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов на основании результатов мониторинга, в том числе вносят сведения о проведенных в рамках Программы работах (услугах) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в информационную систему фонда «БАРС-ЖКХ».
В целях реализации Программы для конкретизации сроков проведения капремонта, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капремонту, определения видов и объема государственной и муниципальной поддержки капремонта постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.06.2014 № 202-п утвержден краткосрочный план реализации Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, на 2014 - 2016 годы.
Администрация постановлением от 03.05.2015 № 619 утвердила перечень многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа города Ханты-Мансийска и подлежащих капитальному ремонту в 2015 году, определив виды работ по каждому из них.
В число указанных домов включены дома №№ 27 и 31 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске, в них запланирован ремонт крыш и внутренних систем теплоснабжения.
В 2015 году в рамках краткосрочного плана и в исполнении постановления от 03.05.2015 № 619 выполнены работы по ремонту крыши и системы теплоснабжения в домах №№ 27 и 31 по ул. Калинина г. Ханты-Мансийска.
Общая стоимость выполненных работ составила 2 251 513 рублей, выплаченных фондом подрядным организациям за счет взносов, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Ханты-Мансийске.
Из указанных 2 251 513 рублей собственниками квартир в домах №№ 27 и 31 по ул. Калинина в фонд внесены денежные средства в общей сумме 283 448 рублей 93 копейки (по состоянию на 01.09.2017), остальные расходы на ремонт крыш и внутренних систем теплоснабжения произведены за счет взносов, уплаченных собственниками помещений в иных многоквартирных домах, расположенных в г. Ханты-Мансийске (1 968 064,43 руб.).
В январе 2018 года администрация обратилась к фонду об исключении данных домов из Программы в связи с признанием их аварийными и подлежащими сносу согласно распоряжению администрации города Ханты-Мансийска от 01.09.2017 № 169-р.
В связи с признанием домов аварийными собственники помещений, в том числе ответчик, в домах №№ 27 и 31 по ул. Калинина г. Ханты-Мансийска с сентября 2017 года не вносят взносы на капитальный ремонт.
Ссылаясь на превышение фонда капитального ремонта спорных домов, фонд обратился к администрации с иском о взыскании последующих взносов на капитальный ремонт в общей сумме 580 469 рубля 69 коп.
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 2 статьи 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.
Согласно абзацу 7 пункта 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с Порядком актуализации дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежат исключению из Программы.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов прекращается, начиная с месяца в котором принято решение о признании таких домов аварийными (пункт 6 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»).
Распоряжением администрации от 01.09.2017 № 169-р многоквартирные дома №№ 27 и 31 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске признаны аварийными и подлежащими сносу, что явилось основанием для исключения их из Региональной программы и прекращения начисления собственникам жилых помещений взносов на капитальный ремонт.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии оснований, установленных частью 2 статьи 169 ЖК РФ для освобождения администрации от уплаты последующих взносов на капитальный ремонт.
Довод истца о том, что затраченные на капитальный ремонт денежные средства принадлежат истцу, является ошибочным, поскольку денежные средства, направленные фондом по их целевому назначению на оплату ремонтных работ, принадлежат собственникам помещений в многоквартирных домах, внесены ими в качестве взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на истца.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
исковые требования Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья С.В. Бухарова