Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
05 декабря 2011г. | Дело № А75-7537/2011 |
Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2011г.
Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2011г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Загоруйко Н.Б., при ведении протокола заседания секретарём Хамидовой О.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Сургутского городского муниципального унитарного энергетического предприятия «Горсвет» к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Бюро технической инвентаризации» об оспаривании ненормативного правового акта (решения),
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности № 1223-12 от 06.10.2011г.,
от ответчика –не явились,
установил:
Сургутское городское муниципальное унитарное энергетическое предприятие «Горсвет» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения СГМУП БТИ по признанию линий электроосвещения недвижимым имуществом незаконным, признания линии электроосвещения движимым имуществом, впоследствии неоднократно уточнявшимися.
Судебное заседание по делу назначено на 29.11.2011г. Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Представителем заявителя в заседании требования уточнены повторно, просит:
-признать справку №2817 о том, что линия электроосвещения, выданную Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием «БТИ», г. Сургут, по адресу: ул. 23 «В» (от ул. Маяковского до ул. 30 лет Победы) в г. Сургуте, незаконной;
- признать линию электроосвещения по адресу: ул. 23 «В» (от ул. Маяковского до ул. 30 лет Победы) в г. Сургуте недвижимым имуществом.
В силу пункта 1 статьи 49 АПК РФ заявление принято судом.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, в ответ на обращение Сургутского городского муниципального унитарного энергетического предприятия «Горсвет» (СГМУЭП «Горсвет») 14.04.2011г. в Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» (СГМУП «БТИ»), последним 07.06.2011г. выданы справки на 44 объекта, в том числе на линии внутриквартального освещения, которые относятся к элементам обустройства автомобильной дороги, не являются объектами капитального строительства и не подлежат технической инвентаризации (том 1, л.д.17-28), а также на линии электроосвещения, являющиеся объектами недвижимого имущества, подлежащие техническому учёту и технической инвентаризации (том 1, л.д.31-74). На линии уличного освещения службой БТИ выданы технические паспорта (том 1, л.д.76-91).
Посчитав, что все линии освещения, как внутриквартальные, так и линии электроосвещения улиц города не имеют различия, как конструктивно, так и по назначению (те же опоры, провода, светильники, технология строительства), СГМУЭП «Горсвет» обратилось за разъяснением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, которое со ссылкой на пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации указало об отсутствии у данных объектов признаков недвижимого имущества.
Считая, что справка Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «БТИ» №2817 о линии электроосвещения, расположенной по адресу: ул. 23 «В» (от ул. Маяковского до ул. 30 лет Победы) в г. Сургуте, являющейся объектом недвижимого имущества и подлежащей техническому учёту и технической инвентаризации (том 1, л.д. 31), незаконна, а его права его нарушены, СГМУЭП «Горсвет», обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к числу способов защиты гражданских прав, в частности, относятся признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иные способы, предусмотренные законом.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации прав собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 2 Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный учёт объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Нормативно-правовой акт, определяющий порядок технической инвентаризации основных фондов предприятий коммунальных электрических сетей, Инструкция по технической инвентаризации основных фондов предприятий коммунальных электрических сетей системы МЖКХ РСФСР, утверждённая Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 29.11.1976г. № 526 (далее - Инструкция).
Согласно пункту «б» § 3, пунктам «б», «г» § 5 Инструкции технической инвентаризации подлежат линии электропередачи низкого или высокого напряжения, линии электропередачи уличного освещения (в переделах улицы), независимо от количества ТП, которые её обслуживают.
В соответствии с пунктами 1, 6, 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. № 921, СГМУП «БТИ» осуществляет технический учёт и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства признаётся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Законодательные определения здания, строения, сооружения содержатся также в Федеральном законе от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, законодатель относит линии электропередачи низкого или высокого напряжения, линии электропередачи уличного освещения к объектам капитального строительства, подлежащими техническому учёту и инвентаризации.
Критерии отнесения имущества к недвижимому содержатся в статье 130 ГК РФ.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землёй, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном под строительство объекта недвижимости.
В силу статей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую
экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Таким образом, законодатель определяет линии электропередачи низкого или высокого напряжения, линии электропередачи уличного освещения как объект недвижимости, предлагая осуществлять их техническую инвентаризацию по правилам, установленным в Инструкции.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьёй 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным
являются одновременно как несоответствие оспариваемого правового акта закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае, справка №2817 СГМУП «БТИ» о том, что линии электроосвещения подлежат технической инвентаризации и техническому учёту, соответствует нормам Инструкции Инструкция по технической инвентаризации основных фондов предприятий коммунальных электрических сетей системы МЖКХ РСФСР, утверждённой Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 29.11.1976г. № 526, и прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Поскольку заявитель считает линии освещения движимым имуществом, у него отсутствует необходимость обращаться в органы технической инвентаризации.
Доказательств того, что справка №2817 не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также незаконно возлагают на заявителя какие - либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, заявителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания справки № 2817 незаконной, а линии электроосвещения движимым имуществом.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
Сургутскому городскому муниципальному унитарному энергетическому предприятию «Горсвет» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконной справки № 2817, выданной 07.07.2011г. Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» г. Сургута, о том, что линия электроосвещения по адресу : улица 23 «В» (от улицы Маяковского до ул. 30 лет Победы) в г. Сургуте является объектом недвижимого имущества и о признании линии электроосвещения по адресу : улица 23 «В» (от улицы Маяковского до ул. 30 лет Победы) в г. Сургуте движимым имуществом - отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд (г.Омск), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (арбитражный суд кассационной инстанции) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Н.Б. Загоруйко