ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-7551/06 от 09.11.2006 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск

ул. Ленина 54/1, тел. 3-10-34

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Ханты-Мансийск

Дело № А75-7551/2006

09.11.2006

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе:

судьи Мингазетдинова М.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Мингазетдиновым М.М.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района»

к Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу

об оспаривании ненормативного правового акта

при участии

от заявителя: по доверенности Савченко С.Г. и Большакова О.Н.

от ответчика: по доверенности Винокурова Е.А.

УСТАНОВИЛ: МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района»обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу о признании недействительным решения об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату транспортного налога и доначислении налога.

Заявленные требования мотивированы тем, что налоговым органом неправильно определены категории транспортных средств, что повлекло применение завышенной ставки налога, а как результат неправомерное доначисление налога в размере 7501 руб.

Ответчик в отзыве с заявленными требованиями не согласился ссылаясь на то, что согласно заявитель применил неправомерно ставки налога не применимые к транспортным средствам находящимся на его балансе.

В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные позиции.

Арбитражный суд, исследовав представленные сторонами доказательства и заслушав представителей сторон, приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку соблюдения заявителем налогового законодательства, при расчете транспортного налога за 1 квартал 2006.

По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение об отказе в привлечении к налоговой комитета к ответственности от 13.07.2005 N 10/533, но доначислен транспортный налог.

Заявитель не согласился с решением налогового органа и оспорил его в арбитражный суд в части: доначисления транспортного налога в сумме 7 501 руб.

В судебном заседании представители комитета уточнили исковые требования, просят признать оспариваемое решение незаконным по доначислению налога в отношении 13 машин и на сумму 6 213 руб.

При проверке инспекция установила, что на балансе комитета числятся автомобили марки: 27040 V, марки УАЗ и ГАЗ, по которым транспортный налог исчислен по ставке, установленной для легковых автомобилей.

Инспекция квалифицировала эти автомобили как грузовой автомобиль и исчислила транспортный налог по ставке для грузовых автомобилей. Сумма доначисленного налога составила 7 501 руб.

По мнению заявителя, в данном случае следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), согласно которому автомобили УАЗ 3962-16, 3962, ГАЗ-322174, 32214, 2705, ЗСА 0270710 следует относить к коду 15 3410170 "Автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки". Следовательно, ставку транспортного налога, для автомобиля, следует определять как для легковых автомобилей. Кроме того, заявитель ссылается на письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15, из которого следует, что категорию транспортного средства для целей налогообложения, следует определять по категории транспортного средства указанного в техническом паспорте транспортного средства.

Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога в ХМАО-Югра установлены Законом ХМАО-Югра от 14.11.2002 N 62-03 "О транспортном налоге" в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу (далее - л.с.) мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии со статьей 2 Закона ставка транспортного налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 200 л.с. определена в размере 50 руб. для грузовых автомобилей с мощностью до 100 л.с. 25 руб., а для легковых автомобилей с мощностью до 100 л.с. - 15 руб. и свыше 35 руб.

Вышеперечисленные правовые акты не дают понятия об отнесении того или иного транспортного средства к определенной категории транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Министерство финансов Российской Федерации в письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 "Об определении категорий транспортных средств и ставках транспортного налога" разъяснило, что "понятие "транспортное средство" для целей применения главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации определено в статье 358 Кодекса.

Согласно положениям статей 358, 361 Кодекса в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

Следует отметить, что предусмотренное главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации распределение указанных транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев - разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, - позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 N 6842, в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, О, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).

В отличие от Конвенции и указанных выше нормативно-правовых актов Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой Кодекса, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.

Таким образом, в силу пункта 1 статьи 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации в названном письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15, разрешило спорный вопрос об отнесении транспортных средств к определенной категории транспортных средств и указало, что перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).

Характеристики транспортных средств, приведенные в сравнительной таблице категорий транспортных средств, позволяют определить категорию транспортного средства.

Исходя из сравнительной таблицы, следует, что к категории транспортных средств "грузовые автомобили" относятся - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн (N -2) и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальна масса которых более 12 тонн (N -3).

К категории "В" относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (М-1) и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны

Таким образом, исходя из толкования вышеперечисленных нормативных актов, следует, что при отнесении автотранспортного средства к категории "легковой автомобиль" категории "В" необходимо исходить из того, что к легковым транспортным средствам относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющих не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, а также для перевозки грузов, при условии, что Максимальная масса автотранспортного средства не может превышать 3,5 тонны.

Согласно паспорта транспортного средства, автомобили ГАЗ-322174 № Н648КА, УАЗ 3962-16 № А203НР, УАЗ-3962 № А513 НР, ГАЗ-32214 № А208НР, ГАЗ 32214 № А 209 НР, УАЗ-3962 Р 383МВ, УАЗ 3962, № Е003 ЕХ, ГАЗ- 32214 № К 902 НХ, ГАЗ 32214, Х 551 ОЕ отнесен к транспортным средствам категории "В", максимальная масса которых составляет до 3500 кг, наименование транспортного средства указано – санитарные, автомобили скорой помощи. По характеристике транспортного средства, указанные автомобиле оборудованы не более чем 7-ю пассажирскими местами, что не отрицается сторонами

Следовательно, вышеперечисленные автомобили, относятся к легковым транспортным средствам в связи с чем инспекция неправомерно применила ставку налога по названному автотранспортному средству "грузовые автомобили" и необоснованно доначислила транспортный налог в сумме 5 502 руб., соответствующие пени и штраф.

Суд отклоняет ссылку инспекции на информационное письмо службы конструкторов УАЗ, исследованное в судебном заседании, о том, что автомобили УАЗ-3962, 3962-16, относятся к автобусам, поскольку этот факт не подтвержден документально со ссылкой на нормы стандартизации. Суд также правомерно отклонил ссылку инспекции на нормы расхода топлива, поскольку он также не дает четких критериев оценки автомобиля. В частности утверждения инспекции, что фургоном может быть только грузовой автомобиль, не соответствует действительности.

Вместе с этим, суд находит доводы инспекции в части отнесения автомобилей : 27040 А № С873 НМ, ГАЗ 2705 № С191ВУ, ЗСА-270710 к категории грузовых правомерным, поскольку эти автомобили являются специальными и снабжены оборудование, не являющееся его конструктивной деталью, которое перевозиться в качестве груза. При этом, названные автомашины имеют разрешенную массу 3 550 кг, а с учетом установленных на них агрегатов разрешенная масса становиться выше 3 500 кг. Как отмечалось выше одним из критериев отнесения автомобилей к той или иной категории является, максимальная масса транспортных средств более 3,5 тонны, и при не превышении 12 тонн классифицируется по коду (N -2), а механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальна масса которых более 12 тонн по коду (N -3).

Следовательно инспекция правомерно отнесла эти автомобили к категории грузовых и доначислила налог в размере 711 руб. в отношении транспортных средств; 27040 А № С873 НМ, ГАЗ 2705 № С191ВУ, ЗСА-270710. При таких обстоятельствах принимая во внимание, что сумма доначисленного налога по этим машинам составляет 711 руб. а требование заявлено на 6213 руб. из этой суммы подлежит вычету сумма налога признанная судом правомерной (6 213 – 711= 5 502 руб.)

Из этого следует, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного руководствуясь ст.ст.168-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ

Заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района к Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу об оспаривании ненормативного правового акта удовлетворить частично:

Решение Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу от 13.07.2006 года № 10/533 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района, в части доначисления транспортного налога в размере 5 502 руб. признать недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу РФ; В удовлетворении других требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядках.

Судья М.М. Мингазетдинов.