ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-7586/17 от 04.07.2017 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

11 июля 2017 г.

Дело № А75-7586/2017

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 11 июля 2017 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем
Фролковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Фоменко Владислава Владимировича (ОГРНИП: 305860308000066,
ИНН: 860300570139) к Муниципальному казненному учреждению Администрация города Когалыма о признании отказа в предоставлении земельных участков в аренду незаконными и обязании заключить договоры аренды земельных участков,

при участии представителей:

от заявителя – Гайнетдинов Р.Р. по доверенности от 23.06.2017,

от Администрации – Душко А.С. по доверенности от 09.09.2016 № 04-35

установил:

индивидуальный предприниматель Фоменко Владислав Владимирович (далее – заявитель, предприниматель, ИП Фоменко В.В.) обратился с заявлением к Муниципальному казненному учреждению Администрация города Когалыма (далее – заинтересованное лицо, Администрация) о признании отказа в предоставлении земельных участков под объектами недвижимости в аренду незаконными и обязании заключить договоры аренды земельных участков.

До разрешения спора по существу заявитель уточнил заявленные требования просит признать незаконным отказ Администрациив предоставлении ИП Фоменко В.В.
в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 86:17:0010601:1, 86:17:0010601:4, 86:17:0000000:3141, а также обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления ИП Фоменко В.В. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 86:17:0010601:1, 86:17:0010601:4, 86:17:0000000:3141.

Суд, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнение.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Учитывая, что от сторон не поступили возражения относительно перехода
к рассмотрению дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, арбитражный суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 22.01.2013 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации (арендодатель) и Компанией «ПетроАльянс Сервисис Компани Лимитед» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 3630, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 86:17:0010601:1, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым,
ул. Озерная, 2 для размещения прирельсовой базы, нежилое, для погрузочно-разгрузочных работ, общей площадью 5,7473 га. Срок аренды установлен с 01.05.2012 по 30.04.2017. Договор зарегистрирован в установленном законодательством порядке марте 2013 года.

Кроме того, 22.01.2013 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации (арендодатель) и Компанией «ПетроАльянс Сервисис Компани Лимитед» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 3631, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 86:17:0010601:4, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Озерная, 2 для размещения производственной базы, общей площадью 0,9691 га. Срок аренды установлен с 01.05.2012 по 30.04.2017. Договор зарегистрирован в установленном законодательством порядке в марте 2013 года.

По договору купли-продажи недвижимого имущества от 08.12.2016 № 21006 индивидуальный предприниматель Фоменко Владислав Владимирович приобрел
в собственность у
Компании «ПетроАльянс Сервисис Компани Лимитед»:

- прирельсовую базу, нежилое, для погрузочно-разгрузочных работ общей площадью 57473 кв.м. с кадастровым номером 86:17:0010601:1, расположенную по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Озерная, 2;

- мобильный офис 274,21 кв.м., состоящий из четырех модульных домов
(1.модульный дом S/N 1459-10555(1)09КВ2007, 2.модульный дом S/N 1462-10550(4)09КВ2007, 3.модульный дом S/N 1463-10550(5)09КВ2007, 4.модульный дом S/N 1460-1055W(2)09КВ2007); - хим.лаборатория – временное сооружение (40-ка фунтовый морской контейнер, оборудованный под помещения, общей площадью 9691 кв.м.
с кадастровым номером 86:17:0010601:4, расположенные по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Озерная, 2.

Право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном порядке в органах Росреестра.

23.11.2016 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации письмом № 2-исх-3374 согласовал обращение Компании «ПетроАльянс Сервисис Компани Лимитед» о передаче прав и обязанностей арендатора по договорам аренды
№№ 3630, 3631 (л. д. 41).

Соглашениями от 08.12.2016 об изменении стороны по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности от 22.01.2013
№№ 3630, 3631 все права и обязанности арендатора перешли к индивидуальному предпринимателю Фоменко Владиславу Владимировичу (л. д. 54-57).

Соглашения зарегистрированы в Росреестре.

Кроме того, 21.05.2014 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации (арендодатель) и ИП Фоменко В.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности
№ 3943, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 8
6:17:0000000:3141 расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, переулок Волжский для использования в целях строительства подъездных железнодорожных путей, общей площадью 0,2883 га. Срок аренды установлен с 16.05.2014 по 15.05.2017. Договор зарегистрирован в установленном законодательством порядке 17.06.2014.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 21.05.2014 № 3943 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 06.11.2015 №RU86301000-338, выданного отделом архитектуры и градостроительства Администрации 28.12.2015
за ИП Фоменко В.В. зарегистрировано право собственности на объект нежилого здания контрольно-пропускной пункт площадью 19,6 кв.м., расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, переулок Волжский,
д. 13 (свидетельство о государственной регистрации права собственности
№86-86/002-86/002/055/2015-313/1 (л. д. 58).

С целью выкупа в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 86:17:0010601:1, 86:17:0010601:4, 86:17:0000000:3141, предприниматель обратился 08.02.2017 с заявлениями к главе города Когалыма Пальчикову Н.Н. (л. д. 62-67).

Письмом от 03.03.2017 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации сообщил об отсутствии правовых оснований для продажи данных земельных участков, ввиду того, что общая площадь земельных участков с кадастровыми номерами 86:17:0010601:1, 86:17:0010601:4, 86:17:0000000:3141 составляет 7,0047 га, в то время как общая площадь нежилого здания составляет 19,6 кв.м., таким образом площадь земельных участков многократно превышает площадь находящихся на них объектов недвижимости (л. д. 68).

15.03.2017 заявитель обратился с заявлениями о предоставлении в аренду на 49 лет спорных земельных участков для размещения объектов недвижимости (имущественного комплекса), на что получил ответ от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации от 29.03.2017 № 2-исх-905 (л. д. 72) о том, что будут проведены кадастровые работы. На период проведения кадастровых работ, участки не будут предоставляться в аренду, об окончании проведения работ будет сообщено дополнительно.

Не согласившись с отказом от заключения договоров аренды земельных участков предприниматель обратился к Главе города Когалыма с претензиями от 07.04.2017
№№ 18, 19, 20 (л. д. 73-75).

В ответ на претензии заявителя за подписью Главы города Когалыма Администрация письмами от 04.05.2017 № 1-исх-2459, № 1-исх-2460 сообщила,
что пунктом 4.3.3 договоров аренды
предусмотрен порядок продления срока его действия (не позднее чем за три месяца до истечения срока действия договора), поскольку срок договоров аренды от 22.01.2013 №№ 3630, 3631 истек 30.04.2017, а по договору № 3943 15.05.2017, а арендатор обратился за продлением договоров 15.03.2017, то есть
по истечении предусмотренного трехмесячного срока, это является основанием для отказа в продлении договоров аренды  (л. д. 77-79).

Кроме того в письме от 04.05.2017 № 1-исх-2458 Администрация сообщила,
что по договору от 21.05.2014 № 3943 заявителем не соблюден пункт 8.6. договора,
в котором указано, что срок строительства объекта не более 3-х лет с момента заключения договора аренды земельного участка (л. д. 79).

Полагая свои права нарушенными, заявитель обратился в арбитражный суд
с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно положениям статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 9 пункта 2 названной статьи определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка,
на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены
на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Пунктами 3, 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).

Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Как следует из материалов дела, на момент подачи заявлений о предоставлении земельных участков под объекты недвижимого имущества в аренду предприниматель соответствовал всем вышеприведенным условиям, установленным для предоставления земельных участков в аренду без торгов.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов исчерпывающе определены в статье 39.16 Земельного кодекса российской Федерации.

Нарушение установленного договором срока, который ограничивает подачу заявления для заключения договора аренды на новый срок тремя месяцами до истечения срока аренды, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка
в аренду, в силу закона.

Договорами аренды, заключенными между заявителем и Администрацией,
не предусматривались последствия нарушения трехмесячного срока, предшествующего истечению срока аренды, при обращении заявителя за заключением договора на новый срок.

Кроме того, до подачи заявления о предоставлении земельных участков в аренду заявитель обратился с заявлением о предоставлении этих участков в собственность за плату в связи с наличием зарегистрированных прав на объекты недвижимости, однако получил отказ.

В числе прочего Администрация так же указывает в качестве основания для отказа
в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 86:17:0000000:3141 то обстоятельство, что не соблюден срок строительства объекта.

Однако, такое основание с статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации так же отсутствует, кроме того, заявитель зарегистрировал свое право собственности на один из завершенных объектов строительства-контрольно-пропускной пункт.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником имущественного комплекса (производственная база, прирельсовая база). Земельный участок с кадастровым номером 86:17:0000000:3141 предоставлялся для строительства подъездных железнодорожных путей и в соответствие с назначением земельного участка на нём выстроен контрольно-пропускной пункт, право собственности на который зарегистрировано за предпринимателем.

Статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Отказ Администрации в предоставлении в аренду собственнику объектов недвижимого имущества земельных участков, препятствует реализации права собственности и нарушает нормы Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов.

Исходя из назначения и структуры сооружений (согласно техпаспорту) объекты, принадлежащие заявителю (прирельсовая база, производственная база, строительство подъездных железнодорожных путей), включают в себя линейные объекты - железнодорожные подъездные пути, что позволяет предоставить земельные участки в аренду на срок до 49 лет.

Возражений и доводов, опровергающих возможность предоставления земельного участка на испрашиваемый заявителем срок заинтересованное лицо не высказало.

Таким образом, доводы Администрации о нарушениях со стороны заявителя, не позволяющих предоставить земельные участки в аренду, судом отклоняются полностью, как несостоятельные и противоречащие закону.

Ссылка заинтересованного лица на отсутствие у него безусловной обязанности предоставить земельный участок в аренду судом отклоняется в силу приведенных норм закона, определяющих преимущественное право у собственника объектов недвижимого имущества получить земельный участок в собственность или пользование.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, требования заявителя подлежа удовлетворению полностью.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого бездействия незаконным суд в резолютивной части решения указывает на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела ответчиком не представлено доказательств наличия законных оснований для отказа в предоставлении спорных земельных участков в аренду, суд считает необходимым возложить на Администрацию обязанность предоставить в аренду земельные участки сроком на 49 лет.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным отказ Муниципального казненного учреждения Администрация города Когалымав предоставлении индивидуальному предпринимателю Фоменко Владиславу Владимировичу в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 86:17:0010601:1, 86:17:0010601:4, 86:17:0000000:3141.

Обязать Муниципальное казненное учреждение Администрация города Когалыма устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления индивидуальному предпринимателю Фоменко Владиславу Владимировичу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 86:17:0010601:1, 86:17:0010601:4, 86:17:0000000:3141 в соответствии с требованиями законодательства, сроком на 49 лет.

Взыскать с Муниципального казненного учреждения Администрация города Когалыма в пользу индивидуального предпринимателя Фоменко Владислава Владимировичасудебные расходы в виде государственной пошлины в размере
900 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                  О.Г. Чешкова