ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-7807/09 от 19.08.2009 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

21 августа 2009 г.

Дело № А75-7807/2009

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 21 августа 2009 г.

Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исалеевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сургутского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Нижневартовскавиа» о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: Маковкин Р.И.- по доверенности от 10.08.2009,

от ответчика: Чибриков В.П.- по доверенности от 28.07.2009, Королева Г.В.- по доверенности от 12.01.2009,

установил:

Сургутский транспортный прокурор (далее – прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Нижневартовскавиа» (далее – ОАО «Нижневартовскавиа», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

В судебном заседании представитель прокурора поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражный суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, установил.

Как следует из материалов дела, Сургутским транспортным прокурором проведена проверка исполнения федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности открытого акционерного общества «Нижневартовскавиа», в ходе которой установлено, что Учебно-тренировочный центр ОАО «Нижневартовскавиа» занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации без лицензии.

По результатам проверки исполняющим обязанности прокурора 10.07.2009 вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО «Нижневартовскавиа» дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором указано на нарушение п.6 ст. 33 Федерального закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 и Постановления Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (л.д.9-12).

На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

В статье 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.

Вместе с тем, доводы заявителя о том, что деятельность Общества по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов на базе Учебно-тренировочного центра ОАО «Нижневартовскавиа» является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли, в судебном заседании не нашли своего подтверждения.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы прокурора, о том, что как и ранее действующее Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 так и Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации ото 31 марта 2009 г. № 277 устанавливают порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, несостоятельны.

Так, пункт 4 ранее действующего Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 предусматривал лицензирование образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Согласно положению Учебно-тренировочный центр является летно-методическим и учебным подразделением ОАО «Нижневартовскавиа», основной задачей которого является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в Обществе, а также специалистов сторонних организаций, не находится в ведении федеральных органов власти.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с пунктом 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации ото 31 марта 2009 г. № 277, образовательная деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.

Названное Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки (далее соответственно - образовательные учреждения, научные организации).

Вместе с тем Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» дает понятие образовательного учреждения, образовательной организации согласно которого образовательные учреждения, образовательные организации являются юридическими лицами.

Согласно положению Учебно-тренировочный центр является структурным подразделением ОАО «Нижневартовскавиа», не является самостоятельным юридическим лицом, входит в состав ОАО «Нижневартовскавиа», для которого осуществление образовательного процесса не является основным видом деятельности.

В соответствии с положениями статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты. Подготовка пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может проводиться инструкторами, получившими соответствующее разрешение уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Так, согласно, представленного в материалы дела ответчиком письма исх.

№ 6.1.14-1622 от 28.08.2006 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта было дано разъяснение о деятельности авиационных учебных центров, о том, что основанием для работы авиационного учебного центра является наличие сертификата на определенные виды деятельности, выданного полномочным органом в области гражданской авиации (л.д.76).

Наличие у учебно-тренировочного центра ОАО «Нижневартовскавиа» сертификата подтверждается материалами дела (л.д. 66), заявителем не оспаривается.

Суд, оценив в совокупности, предоставленные доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, учитывая, что в действиях Общества не содержится состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 168-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

решил:

в удовлетворении требования Сургутского транспортного прокурора о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества «Нижневартовскавиа» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Т.П. Кущева