ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-7824/2021 от 06.10.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

06 октября 2021 г.

Дело № А75-7824/2021

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Заболотина А. Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гуляевой О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1138601000856, ИНН 8601049407, место нахождения: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконными решения от 20.05.2021 № 05/06/00-35/2021 и предписания от 20.05.2021 № 53,

          с участием представителей сторон: от заявителя – Кириллова О.Н. по доверенности от 05.02.2021 года, Кононок В.В. по доверенности от 14.04.2021 года, от административного органа – Маркова Е.А. по доверенности от 29.07.2021 года, от заинтересованного лица - не явились,

установил:

Департамент жилищно – коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным решения от 20.05.2021 № 05/06/00-35/2021 и предписания от 20.05.2021 № 53 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

К участию в делев качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ПромТоргСтрой».

            Заявленные требования мотивированы отсутствием события нарушения.

            Представители заявителя в судебном заседании поддержали требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

            Антимонопольный орган возражает относительно заявленных требованиях по доводам отзыва.           

            Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

            Как следует из материалов дела, 29.03.2021 на сайте оператора электронной площадки https://www.rts-tender.ru(далее - официальный сайт) заявителем опубликовано извещение № 106 о проведении предварительного отбора подрядных организаций, а также документация о проведении предварительного отбора по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

            Обществом с ограниченной ответственностью «ПромТоргСтрой» (далее - общество) подана заявка на участие в предварительном отборе.

            Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе
от 27.04.2021 № 131 обществу отказано во включении в реестр на основании отсутствия
в штате минимального количества квалифицированного персонала.

            В Управление поступила жалоба общества на действия организатора конкурсного отбора (Департамент) в части неправомерного отказа в допуске к участию.

            Решением антимонопольного органа от 20.05.2021 № 05/06/00-35/2021 жалоба общества признана обоснованной; в действиях Департамента признано нарушение требований пункта 53 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

            Также департаменту выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

            Полагая решение и предписание не основанными на законе и фактических обстоятельствах, департамент обратился с заявлением в суд.

            В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

            Статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) установлено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества
в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5).

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 в соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 ЖК РФ утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Положение № 615, Положение).

            Пунктом 2 Положения № 615 определено, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации
на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие
в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо
у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом
193 настоящего Положения.

            В соответствии с пунктом 36 Положения для участия в предварительном отборе участник подает заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.

            В силу подпункта «о» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается
в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части
6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

            В пункте 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые
в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, которые не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части, в том числе квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.

            В силу пункта 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

            В пункте 52 Положения установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений: а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций; б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения.

            В соответствии с пунктом 53 Положения № 615 несоответствие заявки на участие
в предварительном отборе требованиям, установленным пунктом 38 Положения, является основанием для принятия решения об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

            Таким образом, в силу прямого указания нормы подпункта «о» пункта 23 Положения, требования к участникам предварительного отбора в части наличия в штате такого участника работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, устанавливаются уполномоченным органом в документации о проведении предварительного отбора, в зависимости от предмета предварительного отбора.

            При этом законом установлено ограничение лишь в части минимального количества работников, которое должно быть не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (не менее чем два специалиста по месту основной работы).

            Пунктом «л» раздела V документации по предварительному отбору Департаментом установлены соответствующие требования к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
6 (шести) специалистов, соответствующих требованиям приложения № 1 к Приказу Минстроя России от 06.04.2017 № 688/пр, со стажем не менее 5 лет по направлению подготовки, по специальности высшего образования.

            При этом, из требуемого количества специалистов по месту основной работы участника должно быть не менее двух специалистов по организации выполнения работ
по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов
в области строительства, предусмотренный статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Стаж работы считается с момента начала трудовой деятельности
в соответствии с данными трудовой книжки и (или) сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

            Подпунктами «д», «е», «ж» пункта 4 раздела VI документации по предварительному отбору Департаментом установлены соответствующие требования к составу заявки на участие в предварительном отборе: копия штатного расписания; штатно-списочный состав сотрудников, подготовленный по форме согласно приложению 2 к документации о проведении предварительного отбора; копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

            В силу приведенных норм, Департамент в рамках полномочий на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций установил в документации требования к участникам предварительного отбора в соответствии с пп. «о» п. 23 Положения, требования к составу заявки на участие в предварительном отборе в соответствии с абз. седьмым пп. «б» п. 38 Положения.

            Комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций (п. 48 Положения).

            На основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений: включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций; отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 Положения (п. 52 Положения).

            Решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 Положения; заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 Положения; установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе (п. 53 Положения).

            Как следует из протокола № 131 по проведению предварительного отбора
от 27.04.2021 заявки на участие в предварительном отборе были рассмотрены, в том числе в отношении ООО «ПромТоргСтрой» принято решение об отказе во включении в реестр квалифицированных подрядных организацийв связи с несоответствием участника требованиям документации о предварительном отборе (п. 5.2 протокола № 131) с обоснованием отказа: отсутствие в штате минимального количества квалифицированного персонала.

            ООО «ПромТоргСтрой» в составе заявки на участие в предварительном отборе были представлены документы для подтверждения соответствия участника требованиям пп. «о» п. 23 Положения и п. «л» раздела V документации,на двадцать работников, из которых только на двух специалистовбыли представленных документы, подтверждающие наличие в штате участника работников, соответствующих квалификационным требованиям.

            Данное обстоятельство антимонопольным органом не оспаривается.

            При этом правом изменить заявку на участие в предварительном отборе, предусмотренном пунктами 41, 42 Положения, участник предварительного отбора - ООО «ПромТоргСтрой» не воспользовался.

            Документацией о проведении предварительного отбора, руководствуясь пп. «о» п. 23 Положения, было установлено требование о количестве таких квалифицированных специалистов - 6, что и понимается при толковании норм Положения № 615, как минимальное количество квалифицированного персонала.

            Поскольку требования документации по предварительному отбору к участникам
(п. «л» раздел V документации) полностью соответствуют нормам Положения № 615
о требованиях к участникам предварительного отбора (пп. «о» п. 23 Положения),
и участник не подтвердил свое соответствие данным требованиям, а именно:наличие
в штате участника
предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерацииквалификационным требованиям (не менее 5 лет по направлению подготовки, по специальности высшего образования), в количестве, установленном в документации по предварительному отбору, Департаментомобоснованно принято решение
о несоответствии участника указанным требованиям в соответствии с п.53 Положения, что также подтверждается сведениями с официального сайта https://zakupki.gov.ru/ (номер процедуры 018720000472100006).

            Доказательства обратного антимонопольным органом в дело не представлены.

            Довод антимонопольного органа о том, что поскольку минимальное количество квалифицированных работников, установленных в пункте 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации в своем штате обществом подтверждено, ему необоснованно было отказано во включении в реестр подрядных организаций, не соответствует требованиям Положения № 615, предоставившего уполномоченному органу самостоятельно устанавливать требование о наличии квалифицированных работников у участника предварительного отбора в документации о таком отборе.

            С учетом установленных обстоятельств, решение антимонопольного органа принято в нарушением требований Положения № 615.

            Довод УФАС о том, что оспариваемым решением не нарушено право заявителя, подлежит отклонению, поскольку вынесенное решение влечет привлечение Департамента к административной ответственности и препятствует реализации возложенной на него обязанности в сфере организации работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

            Оспариваемое решение подлежит признанию недействительным полностью.

            Поскольку оспариваемое предписание выдано на основании решения, которое судом признано незаконным, подлежащим отмене, самостоятельные доводы в отношении предписания сторонами не приводятся, оно так же подлежит признанию недействительным полностью.

            С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

            Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

            Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

заявление удовлетворить. 

            Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 20.05.2021 № 05/06/00-35/2021 и предписание от 20.05.2021 № 53 признать недействительными.

          Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

          В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

            Судья                                                                                                А. Н. Заболотин